Административное наказание устанавливается



КоАП РФ Статья 3.5. Административный штраф

  1. Статья 3.5. Административный штраф

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 22.06.2007 N 116-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание.С 01.07.2022 в ч. 1 ст. 3.5 вносятся изменения ( от 05.04.2021 N 64-ФЗ).1.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных и , и , , , , настоящего Кодекса, — семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , — , , , , и , , , , , , , , , , , , , , и , , , , , настоящего Кодекса, — десяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , и , , , , , , , настоящего Кодекса, — пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — двадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных и , , и , , , , , и , , , , настоящего Кодекса, — тридцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , , , , и , и , и , и , и , , , , , , , , , , , , , , , , , , , — , и , , , , , , , , , и , , настоящего Кодекса, — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , и , и , , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , — , и , , настоящего Кодекса, — двухсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных , , и , , , , , , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — трехсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных , , — , , , , и настоящего Кодекса, — пятисот тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , и , и , , , , — , , , , , , , — , , , , , и , , и , , , , , , , , , и , , , , , , , , , , и , , и , , и , , , и , , , , , , , и , , , и , , , и , , , , , настоящего Кодекса, — ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , — , , , и , , , , , , , , , и , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — двухсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , настоящего Кодекса, — трехсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , и , настоящего Кодекса, — четырехсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , и , и , , , , , — и , , , , настоящего Кодекса, — шестисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , настоящего Кодекса, — семисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , — настоящего Кодекса, — восьмисот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных , , , , , , , — , , настоящего Кодекса, — одного миллиона рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , и , , , , , настоящего Кодекса, — трех миллионов рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , и , , , и , , , , , , настоящего Кодекса, — пяти миллионов рублей, в случаях, предусмотренных , , и , настоящего Кодекса, — шести миллионов рублей, а в случаях, предусмотренных , , , , , , и , , , — настоящего Кодекса, — шестидесяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной:(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 , от 08.03.2015 , от 23.05.2015 , от 29.06.2015 , от 13.07.2015 , от 13.07.2015 , от 03.11.2015 , от 28.11.2015 , от 14.12.2015 , от 30.12.2015 , от 30.12.2015 , от 30.12.2015 , от 02.03.2016 , от 09.03.2016 , от 23.06.2016 , от 23.06.2016 , от 03.07.2016 , от 03.07.2016 , от 03.07.2016 , от 05.12.2016 , от 28.12.2016 , от 07.03.2017 , от 17.04.2017 , от 01.05.2017 , от 01.06.2017 , от 29.07.2017 , от 29.07.2017 , от 20.12.2017 , от 28.12.2017 , от 29.12.2017 (ред.

02.12.2019), от 05.02.2018 , от 29.07.2018 , от 29.07.2018 , от 29.07.2018 , от 02.10.2018 , от 30.10.2018 , от 12.11.2018 , от 27.12.2018 , от 18.03.2019 , от 18.03.2019 , от 18.03.2019 , от 18.03.2019 , от 15.04.2019 , от 01.05.2019 , от 29.05.2019 , от 17.06.2019 , от 03.07.2019 , от 26.07.2019 , от 26.07.2019 , от 04.11.2019 , от 02.12.2019 , от 16.12.2019 , от 16.12.2019 , от 27.12.2019 , от 01.04.2020 , от 01.04.2020 , от 31.07.2020 , от 15.10.2020 , от 08.12.2020 , от 30.12.2020 , от 30.12.2020 , от 30.12.2020 , от 24.02.2021 , от 24.02.2021 , от 24.02.2021 , от 09.03.2021 , от 09.03.2021 , от 24.03.2021 , от 05.04.2021 , от 30.04.2021 )(см.

текст в предыдущей редакции)1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 , от 16.11.2011 , от 12.11.2012 , от 25.11.2013 , от 03.07.2016 , от 14.11.2017 , от 20.07.2020 )(см. текст в предыдущей редакции)3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;(в ред.

Федерального от 02.11.2013 N 285-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;(п.

3.1 введен Федеральным от 29.07.2017 N 265-ФЗ)3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;(п.

3.2 введен Федеральным от 29.12.2017 N 446-ФЗ)4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;(п.

4 введен Федеральным от 25.12.2008 N 281-ФЗ)4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;(п. 4.1 в ред. Федерального от 29.06.2015 N 159-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с , — Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);(п.
текст в предыдущей редакции)5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с , — Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);(п. 5 в ред. Федерального от 28.12.2013 N 396-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;(п.

6 введен Федеральным от 27.07.2010 N 224-ФЗ)7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;(п. 7 введен Федеральным от 28.06.2013 N 134-ФЗ)8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;(п. 8 введен Федеральным от 23.07.2013 N 252-ФЗ)9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;(п.

9 введен Федеральным от 02.11.2013 N 285-ФЗ)10) кадастровой стоимости земельного участка;(п. 10 введен Федеральным от 08.03.2015 N 46-ФЗ)11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;(п.

11 введен Федеральным от 13.07.2015 N 265-ФЗ)12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;(п. 12 введен Федеральным от 28.11.2015 N 344-ФЗ)13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с Российской Федерации о средствах массовой информации;(п.

13 введен Федеральным от 30.12.2015 N 464-ФЗ)14) сумме ранее наложенного административного штрафа;(п. 14 введен Федеральным от 28.12.2016 N 471-ФЗ)15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.(п.

15 введен Федеральным от 17.06.2019 N 141-ФЗ)2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного настоящего Кодекса.(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 , от 22.12.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции)3.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных и настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных — , , и , настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных и настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.(в ред.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных и настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных — , , и , настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных и настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.(в ред.

Федеральных законов от 16.05.2008 , от 25.12.2008 , от 04.05.2011 , от 16.11.2011 , от 07.12.2011 , от 12.11.2012 , от 29.12.2012 , от 28.06.2013 , от 23.07.2013 , от 25.11.2013 , от 03.02.2014 , от 21.07.2014 , от 08.03.2015 , от 09.03.2016 , от 03.07.2016 , от 14.11.2017 , от 05.02.2018 , от 17.06.2019 , от 26.07.2019 , от 27.12.2019 , от 27.12.2019 , от 20.07.2020 )(см. текст в предыдущей редакции)4.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.(в ред. Федерального от 02.11.2013 N 285-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4.1.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.(часть четвертая.1 введена Федеральным от 25.12.2008 N 281-ФЗ)4.2.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.(часть 4.2 введена Федеральным от 02.11.2013 N 285-ФЗ)4.3.

Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.(часть 4.3 введена Федеральным от 28.12.2016 N 471-ФЗ)4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.(часть 4.4 введена Федеральным от 29.07.2017 N 265-ФЗ)4.5.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.(часть 4.4 введена Федеральным от 29.07.2017 N 265-ФЗ)4.5.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.(часть 4.5 введена Федеральным от 29.12.2017 N 446-ФЗ)5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с Российской Федерации.6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.(в ред.

Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

3.5 КоАП РФ. Административный штраф

Статья 3.2 КоАП РФ.

Виды административных наказаний

Новая редакция Ст. 3.2 КоАП РФ 1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) утратил силу с 1 июля 2011 г.; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности; 10) обязательные работы; 11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. 2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом. 1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3.12) и расширен (см.

комментарий к ст. 3.12). КоАП устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения. При этом ряд наказаний, например административный штраф, имеет множественность санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (), налоговых проступков (), правонарушений, определенных Гражданского кодекса (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст.

282 БК). Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания.

Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение — это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см.

комментарий к ч. 2 ст. 2.3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ст. 2.7), исключений из общего правила (см.

комментарий к ст. 2.8) и т.д.

2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП. Данное положение согласовано с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ, который утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1.3 КоАП, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП). Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.

1. Данная статья содержит перечень наказаний, которые могут применяться уполномоченными органами и должностными лицами. Как видно, административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям.

Перечень составлен с учетом того, что в процессе происходящих изменений в российской государственности некоторые административные взыскания утратили свое значение. Это касается исправительных работ, которые в настоящее время не применяются, поскольку их реализация предполагает принудительный труд, что противоречит и общепринятым международным стандартам.

Исключение исправительных работ из перечня административных наказаний, очевидно, обусловлено также их сходством с уплатой штрафов в рассрочку.

Утратили свое значение в качестве мер административной ответственности взыскание стоимости товаров и транспортных средств, выражающееся в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения, а также отзыв лицензии или квалификационного аттестата, которые были предусмотрены в ТК РФ. Статья дополнена новым видом административного наказания — дисквалификацией.

2. Административные наказания, перечисленные в рассматриваемой статье, образуют систему. По расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой. 3. Впервые законодателем фиксируются виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица.

К ним относятся: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, перечисленные в п.1-4 ч.1 данной статьи. 4. Статья по существу не содержит запрет на установление предупреждения и штрафа в отраслевом законодательстве или законодательстве субъектов РФ.

Однако административные наказания, перечисленные в п.3-8 ч.1, могут быть установлены только настоящим Кодексом.

5. Статья не содержит указания и на возможность установления иных видов административных наказаний, предусмотренных другим законодательством. Это означает, что указанный перечень является исчерпывающим, и новые виды могут быть введены только КоАП РФ.

Статья 3.1. Цели административного наказания

Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами ( КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается. Прекращение уголовного дела в связи с декриминализацией законодателем того или иного деяния не означает освобождение от публично-правовой ответственности правонарушителя за совершение незаконных действий, а именно административной ответственности, с возможностью назначения административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.

В противном случае цели наказания — предупреждение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами ( и КоАП Российской Федерации) — не были бы достигнуты. Как и любое другое административное наказание, административный штраф в силу КоАП Российской Федерации является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Применение указанных мер наряду с привлечением правонарушителей к административной ответственности само по себе не может рассматриваться как несоразмерное вмешательство в реализацию права на свободу собраний и избыточное государственное принуждение, поскольку в отличие от мер административной ответственности, целями которых является предупреждение совершения новых правонарушений ( КоАП Российской Федерации), данные меры направлены на пресечение противоправного поведения и восстановление общественного порядка.

3. Согласно Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 ). Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях, на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток и только судьей (статья 3.9, и ), что согласуется со (часть 2) Конституции Российской Федерации. Таким образом, обеспечение достижения цели административного наказания, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами ( КоАП), в значительной мере зависит от уполномоченного должностного лица, обнаружившего правонарушение, уровня его профессиональной подготовки, его профессиональных знаний и навыков.

В силу , , , , , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, одним из видов которого определено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, применяемое в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Согласно КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Суды, осуществлявшие проверку законности и обоснованности постановления от 27 ноября 2013 года (решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 27 декабря 2013 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 марта 2014 года и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 6 мая 2014 года), оставили его без изменения, признав назначенное наказание соответствующим требованиям , и КоАП Российской Федерации.

Для достижения целей административного наказания, выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях (далее — АП), предусмотренных , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), таможенные органы в ходе административного производства должны обеспечить как вынесение постановления о привлечении виновного лица, совершившего АП, к административной ответственности, его вступление в законную силу, так и исполнение вынесенного постановления.

Блог преподавателя Велиевой С.М.

Административные правонарушения и административная ответственность.

1.Понятиеадминистративного правонарушения. 2. Административная ответственность. 3. Меры и виды административного нака­зания 1 вопрос.

Основанием для административной ответственности является совершение административного правонарушения. Административным правонарушением (административный проступок) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему три признака: 1.

противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права; 2. виновность деяния означает, что оно совершено при наличии вины (формы вины: умысел и неосторожность); 3.

наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физическому или юридическому лицу должна быть обязательно установлена административная ответственность. В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения: посягающие на права граждан, здоровье, санитарноэпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности и окружающей среды, в области дорожного движения и др.

Состав административного правонарушения Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением. Элементами состава административного правонарушения являются: 1. объект административного правонарушения – общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания (ст.5.26 КоАП РФ) являются права граждан; 2. объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешние проявления данного правонарушения. Так, например, нарушение водителями ПДД (гл.12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышение скорости движения, несоблюдение требования дорожных знаков и др.

Последствием таких действий могут быть создание опасности в дорожном движении, создание помех другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение ДТП; 3. субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо.

При этом физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-ти лет. Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо; 4. субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта правонарушения. 2 вопрос Понятие и основные черты административной ответственности Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административной ответственности присущи следующие специфические черты, характерные только для этого вида юридической ответственности: 1.

административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов во внесудебном порядке; 2. назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей; 3.

административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем преступления и поэтому административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания; 4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнения с работы; 5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица; 6.

в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. 3 вопрос Административные наказания Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

В настоящее время КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний: 1. предупреждение – административное наказание, выраженное в официальном порицании физического или юридического лица.

Выносится только в письменной форме (ст. 3.4 КоАП) Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба; 2. административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс.

рублей; для должностных лиц – 50 тыс. рублей; для юридических лиц — 1млн. рублей, или выражается в величине, кратной: 1.

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо незаконной валютной операции и тд 3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ этих вещей.

Назначается только судьей (ст.

3.7 КоАП); 4. лишение специального права — наказание, устанавливаемое за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет (ст. 3.8 КоАП); 5. административный арест – выражается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до 30 суток.

Назначается судьей (ст. 3.9 КоАП); 6. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – это принудительное и контролируемое перемещение такого лица через государственную границу РФ за пределы РФ (ст.

3.10 КоАП); 7. дисквалификация – это лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, муниципальной службы, занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3х лет, судьей (ст.

3.11 КоАП); 8. административное приостановление деятельности – заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии, причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды и т.п.

Назначается судьей на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП); 9. обязательные работы – заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение в свободное от основной работы, службы и учебы время бесплатных общественно полезных работ. Назначаются судьей, на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4х часов в день (ст.

3.13 КоАП); 10. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения — заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

Административный запрет устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет (ст.