Аренда земли для строительства жилого дома



Аренда земли для строительства жилого дома

Как получить землю в аренду для постройки частного дома


02.04.2018 Запланировав постройку собственного дома, человек понимает, что земельный участок, строительные материалы и наемные работники обойдутся в круглую сумму, причем выложить ее придется практически единовременно. Поэтому любой здравомыслящий человек задумывается о сокращении расходов. Одним из способов минимизировать, существенно сократить или отсрочить затраты будет принятие решения не о покупке земельного участка для строительства, а об его аренде. Заметьте, арендовать выгоднее не у частного лица, а у государства.

Разберемся далее, кто обладает правом взять землю в аренду и как его реализовать. Определение и понятие арендных отношений российский законодатель прописывает в статье 606 ГК РФ.

Стороны этого договора – Арендодатель и Арендатор. По условиям договора аренды Арендодатель предоставляет Арендатору ограниченное во времени право владения и пользования (или только пользования) за плату каким-либо имуществом (в нашем случае, наделом земли). Согласно статье 607 ГК, для земельных наделов и других объектов, указанных в законе, могут быть применены особые условия для передачи в качестве арендованного объекта.

Если брать за первоисточник положения Земельного кодекса, то аренда земли – это способ землевладения или форма пользования, при которой одна из сторон договора за плату предоставляет другой стороне земельный участок для хозяйственных целей. Читайте: как составить . Порядок и условия сдачи в аренду земли государством и муниципальными образованиями прописан в статье 39.8 Земельного кодекса РФ. Арендодателем в интересующих нас правоотношениях может являться владелец земель.

Если право владения на надел является государственным, муниципальным, то одной из сторон договора будет орган власти, наделенный специальными полномочиями. Для формирования перечня лиц, обладающих правом на аренду земельных наделов на территории РФ, обратимся статье 22 Земельного кодекса. Сделав выводы из ее положений, можно понять, что круг лиц (предполагаемых арендаторов) будет следующим:

  1. юридические лица РФ;
  2. граждане РФ;
  3. сами иностранные государства;
  4. международные организации;
  5. апатриды (субъекты без гражданства).
  6. иностранные юридические лица;
  7. граждане иностранных государств;

Аренда земли под строительство жилого дома не терпит суеты и необдуманных поступков.

Для того чтобы был заключен и подписан, нужно быть готовым соблюсти ряд условий, которые являются существенными:

  1. земельный участок должен иметь определенные границы, стоять на учете в кадастре (узнайте, что такое );
  2. у аренды будет определенный срок, для ИЖС этот срок составляет до 20 лет;
  3. арендатор будет нести ответственность за сохранность арендуемого земельного надела;
  4. использовать эту землю арендатор сможет только по ее назначению, то есть, если участок берется под строительство дома, то построить там ферму и развести коров будет невозможно;
  5. государственный орган, представляющий интересы государства, обладает правом наложить конкретные ограничения на способы пользования участком;
  6. по завершении времени аренды арендатор не будет иметь предпочтительного права на заключение нового договора, придется вновь участвовать в аукционе.
  7. участие и победа в аукционе – неотъемлемое требование для того, чтобы властный орган подписал договор аренды земель, находящихся во владении государства;

Как уже упоминалось выше, процедура передачи земли в аренду государством обусловлена порядком и условиями договора аренды земли у государства и муниципалитета, которые прописаны в статье 39.8 Земельного кодекса РФ.

Вас может заинтересовать: Сам процесс не прост, и для того чтобы облегчить его понимание, опишем процедуру пошагово. Варианты аренды земли у администрации муниципального образования могут отличаться.

Существует 4 вида аренды земель, находящихся в федеральной собственности государства или собственности муниципального образования.

  • Заключение договора без аукциона по упрощенной схеме, без проведения аукциона на земельные участки, ранее не сформированные и не учтенные в кадастре.
  • Заключение договора аренды вне процедуры торгов для отдельных категорий лиц, обладающих льготами.
  • Проведение аукциона по инициативе владельца земельного участка (администрации).
  • Проведение аукциона по инициативе лица (лиц), заинтересованного в арендных отношениях, с правом дальнейшей покупки земельного надела.

Разберем подробно, как осуществить аренду каждым из описанных способов. С информацией о проведении аукционов администрацией муниципального образования можно ознакомиться на официальных сайтах муниципальных образований и публикациях в местной прессе.

При помощи мониторинга вышеуказанных ресурсов можно найти земельный надел, который планируется к сдаче в аренду. Сразу обращаем внимание, что приобрести в постоянное владение такую землю по итогам аукциона не выйдет.

Объектом торгов на таком аукционе будет назначаемая арендная плата, соответственно, победителем торгов станет тот из участников, кто сможет предложить максимальную цену на аукционе.

Первоначальная стоимость оплаты по договору аренды на аукционах подобного рода, как правило, колеблется в пределах 3 процентов кадастровой стоимости интересующего надела земли (подробнее о том, ).

Являясь организатором аукциона, орган власти, облаченный на то полномочиями, самостоятельно разместит информацию о его проведении за 30 дней до момента проведения торгов на общедоступных информационных ресурсах, назначит начальную ставку арендной платы и шаг аукциона, определит срок действия договора аренды земельного надела, место, дату проведения аукциона, сроки, в течении которых вы сможете подать заявку на участие и условия внесения и возврата задатка. Чтобы принять участие в аукционе, претенденту понадобятся документы по перечню:

  1. заявление об участии в торгах.
  2. паспорт или иной заменяющий его документ, при помощи которого можно удостоверить личность;
  3. платежный документ о внесении задатка;

Не пропустите сроки подачи документов. Их прием закончится минимум за 5 дней до начала аукциона.

Для того чтобы стать обладателем данных о незанятых земельных участках, которые являются собственностью муниципального образования, придется немного потрудиться.

Сначала обратитесь в ближайший МФЦ с заявлением о предоставлении выписки о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории.

Проще говоря, нужна выписка из ЕГРН о том, имеется ли в собственности муниципалитета имущество (земельные участки), которое не находится в обременении. Срок подготовки выписки составляет пять рабочих дней, услуга предоставляется Росреестром, в полученных сведениях будет содержаться нужная информация о наделах земли в собственности у администрации и их номера в кадастре. Цена услуги составляет примерно 300 рублей.

Выбрать участок, характеристики которого нас устроят, можно, воспользовавшись публичной кадастровой картой на сайте Росреестра. Для этого кадастровые номера, которые присутствуют в выписке, вводим по очереди в поиск на карте.

В результате поиска получаем данные о кадастровой стоимости, площади, виде разрешенного использования и т. д. Здесь же, на сайте Росреестра, в сервисе

«Справочная информация об объектах недвижимости онлайн»

можно путем заполнения предложенной формы получить сведения о наличии или отсутствии обременений на интересующий участок.

Узнайте, что такое . Таким образом, можно подобрать участок, характеристики которого устраивают арендатора, и, сделав выбор, приступать к дальнейшим действиям. Прежде чем бежать в администрацию и подавать заявление об участии в аукционе, осмотрите выбранный участок визуально.

При личном осмотре можно обнаружить все подводные камни, которые смогут послужить препятствием для договорных отношений. В пределах участка не должно быть жилых и нежилых строений, газо-, путепроводов и вообще посторонних объектов, которые могут являться обременениями. Если после осмотра окажется, что все в порядке, пора нанести визит администрации.

Если после осмотра окажется, что все в порядке, пора нанести визит администрации. Заявление составляем на имя главы муниципального образования.

При написании обязательно указываем кадастровый номер участка, а также для чего планируется использовать надел (в нашем случае ИЖС), администрация ответит на заявление по регламенту. Срок рассмотрения любых заявлений граждан – 30 дней. В ответе может быть как положительное решение, так и отказ.

Что может послужить причиной отказа в проведении аукциона:

  1. в пределах участка есть строения или иные сооружения, принадлежащие другому лицу;
  2. надел земли изъят из оборота или ограничен в обороте;
  3. нет технических условий для подключения к сетям и другие причины.
  4. вид разрешенного использования не отвечает целям применения, которые указаны в заявлении;
  5. число участников аукциона меньше чем 2;
  6. на участке есть обременение;
  7. земли не являются муниципальной или федеральной собственностью;
  8. не уточнены ;

Если пришло положительное решение, то будьте готовы к тому, что вы просто инициатор аукциона, и нет никакой гарантии, что другой его участник не предложит большую цену на торгах.

Но шансы все равно высоки. Хотя минус аукциона заключается в том, что после всей суеты и поисков подходящего участка победа не гарантирована, его плюсы гораздо существеннее. Претендент не будет нести траты на формирование надела земли и постановку его на учет в кадастре. После аукциона будет составлен протокол, в который вносятся сведения о победителе аукциона, характеристики арендуемого объекта, годовая стоимость договора.

С победителем будет заключаться договор, сроки договора для надела под ИЖС от 3 до 20 лет.

Договор аренды регистрируется в Росреестре. Государственная пошлина за регистрацию составит 2000 рублей. Если подана заявка на проведение аукциона, а земельный надел, который заявитель желает получить, не стоит на учете в кадастре, то сначала придется получить разрешение на формирование нового надела земли.

Учтите, все затраты на геодезические работы и затраты по постановке на учет соискатель будет нести самостоятельно. Из особенностей арендных отношений при аренде земли во владении государства особо хочется отметить возможность аренды без оплаты для некоторых категорий лиц. Получить земельный участок в аренду под ИЖС бесплатно – это вполне реально.

Перечень лиц, обладающих правом на льготную аренду, формируется каждым субъектом страны самостоятельно. Как правило, под эту категорию попадают инвалиды, молодые специалисты, многодетные граждане, но поход к формированию списков индивидуально определенный.

Подробнее о Если у граждан есть льготы, дающие право на получение земельного надела во владение без оплаты от федеральных или муниципальных властей, они также могут подать заявление на предоставление надела земли в аренду без проведения торгов. Более того, лица данной категории могут претендовать даже на те участки, которые находятся в резерве и оставлены муниципалитетом для собственных нужд.

Арендная плата за земельный надел для данной категории лиц не может быть больше, чем сумма земельного налога на такой надел. Если гражданин прошел процедуру торгов и стал арендатором желаемого участка земли, следует иметь в виду, что землю, арендованную под ИЖС, можно . Выкуп арендованной земли у государства – совсем несложная процедура.

Самым лучшим способом будет постройка дома на этом участке до окончания срока аренды и оформление построенного объекта в собственность. При таком раскладе владелец строения получит преимущественное право выкупа надела. Кроме того, он будет избавлен от необходимости участия в аукционе, а стоимость участка, при наличии на нем собственного дома составит 60% от стоимости в кадастре.

Если арендатор не успел построить дом, то для выкупа снова придется принять участие в торгах, и выкуп земли будет производиться по кадастровой стоимости. Закон прямо указывает на способы продления договора аренды.

Земля в этом отношении исключением не является:

  1. продление путем подписания дополнительного соглашения к договору.
  2. автоматическое продление на основании условий договора;
  3. перезаключение на новый срок;

Кратко о каждом из способов. Перезаключение на новый отрезок времени предполагает расторжение старого договора и подписание нового, при этом стороны и условия договора остаются неизменными. Соглашение о расторжении и новый договор подлежат государственной регистрации.

Для того чтобы договор продлевался автоматически без приложения усилий сторон, в нем должен быть прописан пункт о пролонгации.

Звучать он может, к примеру, так:

«Если в течение 10 календарных дней до момента окончания договора ни одной из сторон не заявлено о своем желании расторгнуть договорные отношения, договор будет автоматически продлен на следующий календарный год, количество пролонгаций не ограничено»

. Необязательно год, может быть прописано «на неопределенный срок», тогда по своей сути договор будет являться бессрочным.

По согласованию сторон время действия договора может быть продлено путем подписания дополнительного соглашения к нему. Этот документ содержит сведения о том, что сторонами принято решение, что договор будет продлен на такой-то срок, в этом документе, как и в договоре, указываются реквизиты и адреса сторон, он подписывается обеими сторонами и подлежит регистрации в законном порядке.

Любые арендные отношения регулируются договорными условиями, но как поступить в том случае, если срочно понадобилось такой договор расторгнуть.

Если арендатором принято решение о , ему нужно обратиться к арендодателю (администрации) с просьбой заключить соглашение о расторжении договора. Кроме того, учитывая, что договор аренды регистрировался в Росреестре, соглашение о расторжении договора также потребует регистрации. Обратите внимание, что, как при заключении, так и при расторжении договорных отношений арендуемый объект передается сторонами по акту приема-передачи.
Обратите внимание, что, как при заключении, так и при расторжении договорных отношений арендуемый объект передается сторонами по акту приема-передачи. Так что потребуется документально зафиксировать факт возврата.

В целом прекращение договора аренды, не задокументированное официально, может повлечь за собой негативные правовые последствия для Арендатора. Государство постоянно нуждается в регулярных денежных вливаниях, и одним из источников его доходов является сдача земли в аренду.

Стоимость аренды земли у государства гораздо ниже рыночной. Если вы рачительно относитесь к своим средствам, воспользуйтесь данным вам правом и возьмите землю под постройку дома в аренду у государства. Поделиться с друзьями:

Как правильно взять земельный участок в аренду под строительство жилого дома, чтоб не возникло никаких проблем?

Для постройки собственного дома потребуется земельный участок.

Его можно купить или арендовать.

Оба варианта имеют свои преимущества, но в первую очередь стоит рассмотреть возможность аренды. Это будет не так обременительно при начале строительства, а впоследствии надел можно приватизировать. Содержание Арендовать землю для строительства можно у частных лиц или у государства.

В первом случае арендодателем является физическое или юридическое лицо. Именно владелец устанавливает все условия аренды, включая размер ежемесячной платы и срок пользования земельным наделом.

С 2015 года арендовать землю под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) у государства стало легче.

И теперь решение о передаче участка в пользование принимается на местах.

Это значит, что бумаги подаются не в городскую администрацию, а в районную, т.е. в органы самоуправления поселка или деревни, к которой “приписаны” земли. Благодаря такому перераспределению, нет необходимости иметь регистрацию в населенному пункте, где будет арендоваться участок.

Российское законодательство лояльно относится к потенциальным арендаторам, поэтому получить надел для строительства жилого дома могут:

  1. Граждане РФ;
  2. Лица без гражданства.
  3. Иностранцы;

Все эти категории граждан на общих основаниях могут участвовать в торгах и заключать договор на аренду земельного участка под строительство.

Однако в Земельного Кодекса России указано, что муниципальные земли под ИЖС могут быть предоставлены на безвозмездной основе, но только отдельным категориям граждан. Список льготников, которые получают участок для строительства бесплатно, каждым муниципалитетом определяется самостоятельно.

Претендентами на заключение договора безвозмездного пользования могут быть:

  • Инвалиды;
  • Многодетные семьи;
  • Ветераны и т.д.
  • Специалисты (врачи и учителя), которые работают и постоянно проживают в сельской местности;

Льготники имеют первоочередное право получение земельного участка, поэтому договор с ними может быть заключен .

В России очень много бесхозных и пустующих земель.

Чтобы исправить текущее положение, было проведено несколько реформ, в том числе и дачная амнистия.

А также упрощена система передачи в пользование.

Хотя заключение договора все еще многоступенчатое и растягивается до 2 месяцев, такая аренда имеет свои преимущества:

  1. Отсутствие обременений. Государственная собственность не имеет задолженностей или арестов. Хотя этапов довольно много, гражданин уверен в том, что это абсолютно легальное соглашение с реальным владельцем.
  2. Низкая плата. Изначально размер устанавливается в районе не более 2% от . Даже если он выставлялся на торги и цена поднялась, оплата все равно будет ниже, чем при заключении договора с частным лицом.
  3. Невозможность досрочного расторжения договора. Арендатор может не бояться, что договор будет расторгнут раньше времени. Исключение — и пользование участка не по назначению.
  4. Возможность последующей приватизации участка. Государственную землю можно через несколько лет . С частными сделками такое невозможно.

Кроме очевидных достоинств аренды муниципальной земли под ИЖС эта процедура имеет и недостатки.

Например, гражданин не может изменить вид использования во время аренды. Сделать это можно только после оформления участка в собственность.

Но больше всего опасений возникает из-за ограниченного срока пользования.

Из-за постоянных нарушений со стороны арендаторов земля под ИЖС выделяется на довольно короткий срок.

За этот период гражданин должен полностью построить частный дом и, желательно, приватизировать землю. Если основная постройка не будет завершена, участок вместе с недостроем вновь уйдет в государственную собственность и будет выставлен на торги. У предыдущего владельце нет преимущественного права продления аренды.

У предыдущего владельце нет преимущественного права продления аренды.

Если строительство было начато, но еще не закончено, гражданину аренда продлевается единожды на 3 года. Оформление аренды на землю под ИЖС состоит из нескольких основных этапов:

  • Торги.
  • Подготовка документов.
  • Поиск участка.
  • Подача заявления.
  • Заключение договора и .

Вся процедура растянется примерно на 2 месяца или больше. Приступать к строительству можно будет только после регистрации сделки.

Само строительство также сопряжено с подготовкой ряда документов и разрешений, поэтому новый дом будет готов не так скоро, как хотелось бы многих гражданам. Первый этап — поиск участка. Для этого можно воспользоваться .

Рекомендуется совмещать электронный поиск с реальным просмотром местности.

Например, если гражданин заметил подходящий земельный надел, нужно проверить, действительно ли он доступен для аренды на карте.

Также на сайте можно проверить вид землепользования.

Нельзя арендовать землю под ИЖС, если она предназначена для сельскохозяйственных работ.

Еще до обращения в местные органы власти с заявлением об аренде, гражданину придется подготовить ряд документов.

Начать стоит с кадастрового паспорта участка. Поручить его оформление необходимо кадастровому инженеру.

Он же даст рекомендации по выбору земли. Гражданин может взять в аренду землю, которая уже поставлена на кадастровый учет.

Такие наделы периодически выставляются на аукцион. Но в большинстве случаев удобнее самостоятельно подобрать участок без межевания.

Гражданину до подачи заявления необходимо подготовить:

  1. Кадастровый паспорт земли (выписка из ЕГРН);
  2. Документы, подтверждающие право на бесплатное пользование землей (если муниципалитет предусматривает такие льготы);
  3. Справка из БТИ о существующих постройках, если они есть на участке.
  4. Схему границ участка;

Если проблем с подготовкой бумаг нет, можно писать заявление на передачу земли в аренду.

Нет единой установленной формы для подачи заявления. Местная администрация может выставить собственные требования по оформлению и подаче. Это необходимо уточнять в муниципалитете.

Если же готового образца нет, то в заявлении нужно обязательно указать:

  1. Контактные данные. Достаточно мобильного телефона.
  2. Срок аренды. Необходимо указать желаемый срок, но он не должен превышать норм, допустимых законодательством.
  3. Цель аренды — под ИЖС.
  4. Информацию об участке. Так как к моменту подачи заявки уже должен быть сделан , то точное расположение можно переписать оттуда.
  5. Личные данные, включая серию и номер паспорта, а также адрес регистрации.

Также в заявлении указывается на основании чего, гражданин может в аренду.

Это может быть льготная категория или выставление участка на . Торги являются обязательной частью процедуры, однако в перечислены все категории граждан и ситуации, когда допускается предоставление земли без аукциона. До изменений в марте 2015 года заключить договор аренды на землю под ИЖС можно было без проведения аукциона.

Для этого гражданину необходимо было предварительно согласовать места размещения объектов на выбранном участке.

Поэтому на схеме участка должны быть не только обрисованные границы надела, но и будущих построек. При этом обязательно соблюдалось указание площади дома, его удаленность от границ участка и некоторые другие аспекты.

План постройки обязательно прикреплялся к заявлению вместе с другими документами. Сегодня предоставление земли в аренду проводится без предварительного согласования мест размещения объектов, так как право пользования “разыгрывается” на аукционе в обязательном порядке.

Документы на строительство дома утверждаются уже после получения участка. Кроме того сейчас действует уведомительная, а не разрешительная система, что упрощает постройку дома.

В соответствии с Земельным Кодексом РФ земли — 49 лет.

Для строительства собственного дома действуют другие сроки. В ЗК РФ указано, что под ИЖС земля выделяется сроком от 3 до 20 лет и возможно продление аренды еще на 3 года максимум, если объект строительства не заверен.

В есть уточнения, которые касаются льготных категорий граждан. Если муниципалитет предоставил право бесплатного пользования землей, срок договора не может превышать 6 лет. Районная администрация может принять решение о бесплатной передаче земли в бессрочное безвозмездное пользование. В таком случае речь идет уже не об аренде, а о праве собственности.

В таком случае речь идет уже не об аренде, а о праве собственности. Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано, как взять землю в аренду для строительства жилого дома.

Оформление аренды земли под ИЖС практически не отличается от процедуры для сельскохозяйственных нужд. Обязательно проводится аукцион, а после этого заключается договор аренды. Строить дом можно начать сразу после регистрации сделки.

ЗК РФ Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

  1. Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)Позиции высших судов по ст. 39.6 ЗК РФ >>> 1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за случаев, предусмотренных настоящей статьи.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов , установленным Правительством Российской Федерации;3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2022 Федеральным от 01.07.2018 N 175-ФЗ подпункт 3.1 пункта 2 статьи 39.6 признается утратившим силу.3.1) земельного участка юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

, по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с указанным Федеральным , для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;(пп.

3.1 введен Федеральным от 01.07.2018 N 175-ФЗ; в ред. Федерального от 13.07.2020 N 202-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.П.

3.2 и 3.3 распространяются также на случаи прекращения до 01.05.2021 отношений, связанных с предоставлением в аренду участка застройщику-банкроту, определенные ФЗ от 20.04.2021 .3.2) земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и права которых нарушены, в случае принятия арбитражным судом мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;(пп.

3.2 введен Федеральным от 20.04.2021 N 92-ФЗ)3.3) земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для передачи публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства», принявшей на себя обязательства застройщика перед гражданами по завершению строительства многоквартирных домов или по выплате возмещения гражданам в соответствии с Федеральным от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;(пп.

3.3 введен Федеральным от 20.04.2021 N 92-ФЗ)4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено настоящего пункта, настоящего Кодекса;(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 , от 30.12.2020 )(см. текст в предыдущей редакции)6) утратил силу.

— Федеральный от 30.12.2020 N 494-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)7) садового или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;(пп.

7 в ред. Федерального от 29.07.2017 N 217-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)8) ограниченного в обороте земельного участка, являющегося земельным участком общего назначения, расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, гражданам, являющимся правообладателями садовых или огородных земельных участков в границах такой территории с множественностью лиц на стороне арендатора (в случае, если необходимость предоставления указанного земельного участка таким гражданам предусмотрена решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, осуществляющего управление имуществом общего пользования в границах такой территории);(пп. 8 в ред. Федерального от 29.07.2017 N 217-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)8.1) утратил силу.

— Федеральный от 30.12.2020 N 494-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных настоящей статьи;11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в настоящего Кодекса;12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

;13) земельного участка, образованного в границах территории, лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным Российской Федерации, либо юридическому лицу, созданному Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающему в соответствии с Градостроительным Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;(пп. 13 в ред. Федерального от 30.12.2020 N 494-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)13.1) — 13.3) утратили силу. — Федеральный от 30.12.2020 N 494-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со настоящего Кодекса;(в ред.

Федерального от 29.07.2017 N 217-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;(в ред.

Федерального от 13.07.2015 N 224-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;(пп.

23.1 введен Федеральным от 21.07.2014 N 217-ФЗ)23.2) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт;(пп.

23.2 введен Федеральным от 03.07.2016 N 365-ФЗ)24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;(в ред. Федерального от 03.07.2016 N 349-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)29.1) земельного участка лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее — договор пользования рыбоводным участком), для указанных целей;(пп. 29.1 введен Федеральным от 27.12.2019 N 502-ФЗ)30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 336-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с и настоящей статьи;33) утратил силу.

текст в предыдущей редакции)32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с и настоящей статьи;33) утратил силу. — Федеральный от 15.10.2020 N 318-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)34) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным

«Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

;(пп.

34 введен Федеральным от 01.05.2016 N 119-ФЗ)35) земельного участка в соответствии с Федеральным от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;(пп.

35 введен Федеральным от 23.06.2016 N 221-ФЗ)36) земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве в соответствии с Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой в соответствии с указанным Законом, в случае, если на таком земельном участке планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;(пп. 36 введен Федеральным от 01.07.2017 N 141-ФЗ)37) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным

«Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

;(пп. 37 введен Федеральным от 29.07.2017 N 216-ФЗ)38) земельного участка участнику свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ

«О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

;(пп.

38 введен Федеральным от 25.12.2018 N 485-ФЗ)39) земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным

«О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»

, деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.(пп. 39 введен Федеральным от 13.07.2020 N 194-ФЗ)40) земельного участка для обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» на текущий год и плановый период в соответствии с Федеральным «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».(пп.

40 введен Федеральным от 22.12.2020 N 435-ФЗ)3.

Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных , или настоящего Кодекса);2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.(в ред. Федерального от 29.07.2017 N 217-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4.

Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным и настоящего Кодекса;4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные — настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.6.

Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.