Что такое зона рекреации водных объектов



Что такое зона рекреации водных объектов

Что такое земли рекреационного назначения?


Вся территория страны поделена на отдельные земельные участки, каждый из которых имеет свой вид разрешённого использования и возможные варианты целевой эксплуатации. Земли, на которых можно организовать туристические объекты или места для отдыха всегда пользуются особым спросом, поскольку являются потенциально выгодными объектами недвижимости. Такие территории носят название – земли рекреационного назначения.

Их строго запрещено использовать не по целевому назначению, за что предусмотрены внушительные административные штрафы. Эти территории регламентируются отдельной статьей Земельного Кодекса и находятся под особой охраной и контролем со стороны государства. В положениях Земельного Кодекса однозначно определено, какую деятельность можно вести на рекреационных землях, а какую нельзя.
В положениях Земельного Кодекса однозначно определено, какую деятельность можно вести на рекреационных землях, а какую нельзя. Об этом и расскажем далее. По ст.

7 ЗК РФ все земли нашей страны делятся на 7 категорий в соответствии с их целевым назначением.

Для каждой из категории земли могут применяться только свои виды разрешённого использования. Например, строить объекты ИЖС на землях лесного фонда или производственных территориях нельзя. Построить частный дом можно только на территории земель населенного пункта.

Итак, выделяются следующие категории земель:

  • Водного фонда.
  • Населенных пунктов.
  • Земли запаса.
  • Особо охраняемые территории и объекты.
  • Земли специального назначения: промышленные территории, участки для строительства дорог и магистралей.
  • Лесного фонда.
  • Сельскохозяйственного назначения.

Земля рекреационного назначения относится к категории особо охраняемых территорий и объектов.

Наряду с ними к этой категории земель также относятся природоохранные, историко-культурные объекты, особо ценные и уникальные массивы. Порядок отнесения этих земель к особо охраняемым территориям и порядок их использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

На местном уровне порядок использования земель определяется распоряжениями администрации региона или города.

В землях рекреации должны быть уникальные экологические и ландшафтные характеристики, требования к плодородию почв не предъявляются.

Что такое зона рекреационного назначения, указано в ст.

98 Земельного Кодекса страны. Что значит рекреация? Земли рекреационного назначения – это территории для отдыха и оздоровления граждан. Располагаться они должны в тех местах, где действительно граждане смогут отдыхать или поправлять своё здоровье.

Использование таких участков и их охрана находятся под контролем государства.

Земли рекреационного назначения используются в качестве мест для:

  1. спортивной деятельности.
  2. физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  3. массового отдыха;
  4. туризма;

Это особо охраняемые зоны, которые выделяются строго под целевое назначение.

Размещение объектов недвижимости на таких территориях регламентировано ст. 94 и 98 ЗК РФ. Такие территории могут выступать в качестве живописных зон отдыха с хорошей экологией для отдыха местных жителей или посещения туристов.

Там же могут располагаться специальные спортивные или санаторные комплексы, где все желающие могут воспользоваться дополнительными услугами. К 2021 году многие пригородные зеленые зоны и парки и скверы внутри города были исключены из рекреационного назначения и включены в земли населённых пунктов.

Обычно такие участки располагаются вблизи моря, озер или иных водоемов, рядом с горами или лесами. Находиться они должны вдали от земель специального назначения или промышленных территорий для охраны экологии. В состав земель рекреационного назначения входят по ст.

98 ЗК РФ следующие объекты:

  1. детские и спортивные лагеря;
  2. туристические базы;
  3. дома отдыха;
  4. кемпинги;
  5. палаточные и стационарные лагеря;
  6. иные объекты схожего назначения.
  7. пансионаты;
  8. объекты спорта и физической культуры;
  9. парки и учебные тропы;
  10. детские туристические станции;

Использоваться не по назначению эти земли не могут. Например, в парке отдыха построить многоэтажный жилой дом просто невозможно. Многие из этих объектов часто принадлежат частным владельцам, хорошо зарабатывающим на использовании таких земель.

Правовой режим земель рекреационного назначения определён положениями ЗК РФ.

Использоваться данные территории могут только для организации отдыха и оздоровления граждан. Воспользоваться этими землями по назначению и объектами, расположенными на них, могут все желающие граждане при условии соблюдения режима их эксплуатации.

Физические, юридические лица или ИП, занимаясь туристическим или иным схожим бизнесом, не могут претендовать на оформление рекреационных земель в собственность.

Использоваться учебно-туристические тропы и трассы могут землепользователями, землевладельцами и арендаторами на основании сервитута. При организации сервитута земельные участки не изымаются из использования. Сервитут может быть публичным и частным.

Публичный подразумевает доступность данной территории для всех. Частный сервитут предоставляется компаниям для возведения на территориях объектов для отдыха или оздоровления.

При строительстве санаториев и иных рекреационных объектов возможно оформление договора аренды земельного участка как самим учредителем юридического лица, так и строительной компанией, выступающей застройщиком объектов специального назначения. Государство может изъять участки для собственных нужд из собственности граждан или компаний, если они будут отвечать заявленным характеристикам. Это реквизиция земель, которая может осуществляться сроком до 20 лет.

Что можно строить на землях рекреационного назначения, мы разобрались. Это всевозможные объекты, непосредственно относящиеся к целевому назначению самих земель. Осталось определиться с тем, что делать на этих землях категорически запрещено.

Никакая деятельность, не соответствующая целевому назначению, не разрешена на данных территориях рекреации.

На землях рекреационного назначения нельзя:

  1. устраивать свалки и утилизировать мусор;
  2. строить жилые дома;
  3. вести личное подсобное хозяйство.
  4. производить несанкционированную вырубку деревьев, кустарников и травы;
  5. использовать земли под нужды сельского хозяйства;
  6. организовывать юридические лица, деятельность которых не связана с отдыхом и туризмом;
  7. заниматься браконьерством, незаконной охотой или рыбалкой;

За нарушение целевого использования виновникам грозят штрафы и изъятие земель, за браконьерство – уголовная ответственность. На рекреационной земле нельзя проводить любые работы, которые бы создавали риск причинения вреда здоровью окружающих. Все строительные площадки должны быть надежно огорожены и защищены от людей.

Нельзя на землях рекреации проводить работы, которые могли бы проверить поверхность почвы и ухудшить ее уникальные показатели из-за механических повреждений или применения ядохимикатов.

Запрещено на этих территориях вести любую деятельность, которая бы негативно могла повлиять на экологическое состояние объектов.

Следить за использованием земель рекреации по целевому назначению должен государственный земельный контроль и общественный контроль. Они могут проводить проверки, выписывать предписания, передавать материалы дела в суд.

На должностных лиц, которые использовали участок рекреационной земли не по назначению, накладывается штраф в размере 1-1,5% кадастровой стоимости участка. Все участки рекреационного назначения должны иметь кадастровый номер и кадастровую стоимость.

Без них такой участок бы просто не мог быть введён в эксплуатацию.

Административное взыскание с должностного лица не может быть по закону менее 20 тысяч рублей. Юридические лица за подобные действия должны будут уплатить административный штраф в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости земли, но не менее 100 тысяч рублей. Отстаивать свои права виновные граждане, считающие действия государственного земельного контроля незаконными, вправе через суд.

Отстаивать свои права виновные граждане, считающие действия государственного земельного контроля незаконными, вправе через суд.

Приватизация земельного участка в рекреационной зоне теоретически не запрещена, о чем можно сделать вывод, обратись к положениям Земельного Кодекса. По ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении земли в собственность может быть получен гражданином в случае, если земельные участки изъяты из оборота или в отношении них приятно решение о запрете на приватизацию. Те земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте.

В отношении участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения только по видам хозяйственной деятельности.

Запрета на приватизацию в законе нет. Следовательно, такие земли могут при желании и соблюдении всех условий быть приватизированы. Отказ администрации в приватизации в таком случае нужно оспаривать в судебном порядке.

Ст. 41 Лесного Кодекса страны могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и быть местом отдыха граждан.

Право собственности на лесные земли принадлежит государству, которое может передавать их в бессрочное пользование региональным властям.

Граждане и компании могут получить такие земли только по договору аренды с муниципалитетом.

Для этого им потребуется обратиться в земельный комитет с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставлять на данной территории. Рассматривается заявление на публичных слушаниях, земля передаётся новому владельцу через проведение аукциона.

Когда земля получена в аренду, на ней можно будет построить гостиницу, базу отдыха, пансионат или иное учреждение рекреационного назначения.

Срок аренды лесной земли для целей рекреации не может быть менее 10 лет и более 49 лет. Выкупить в дальнейшем такую землю можно будет, если ее переведут в другую категорию земель. Для этого потребуется провести экспертизу, подтверждающую возможность перевода в другую категорию.

Новый владелец должен будет ежегодно подавать лесную декларацию и предоставлять отчёты об использовании лесов и охране окружающей среды. Вся земля для государства является ценным ресурсом, а земли рекреационного назначения – особо охраняемыми территориями.

Использоваться земли рекреации могут только по целевому назначению для организации мест отдыха или оздоровления граждан. За нарушение правил эксплуатации земель рекреации виновным лицам грозит административная ответственность в виде больших штрафных санкций.

Поделиться ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Добавить комментарий

Зоны рекреации водных объектов

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отказал в удовлетворении требований земельного комитета города к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, а также об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды между комитетом и обществом (третье лицо). Как указал суд, в силу ч. 6 ст.

6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне, входит в состав городских лесов и находится в пределах береговой полосы водного объекта — реки. При этом в п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ федеральный законодатель допустил возможность заключения договора аренды земельного участка в береговой полосе водного объекта общего пользования, но при условии обеспечения арендатором свободного доступа граждан к такому объекту и его береговой полосе.

Между тем спорный договор аренды не содержит конкретных условий обеспечения арендатором свободного доступа граждан к такому объекту и его береговой полосе.

Кроме того, как указал суд, на основании п.

1 ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, подлежит установлению публичный сервитут. В данном случае такой сервитут установлен не был.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Руководствуясь статьей 102 Земельного кодекса РФ, Водным кодексом РФ и установив, что с предпринимателем (водопользователь) заключен договор водопользования, по условиям которого уполномоченный орган предоставил водопользователю в пользование реку в границах муниципального образования, цель водопользования — для использования акватории водного объекта в рекреационных целях (организация отдыха на воде с применением плавательных средств, прогулок без купания, с размещением на акватории плота и беседок для отдыха населения) без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта; ответчиком производится оплата за водопользование, апелляционный суд правомерно отказал в обязании осуществить удаление объектов, самовольно размещенных на земельном участке, и истребовать из чужого незаконного владения, поскольку некапитальные объекты, принадлежащие предпринимателю, размещены в пределах водоохранной зоны, о возможности их размещения и цели (рекреационные) размещения прямо указано в договоре водопользования; истцом не представлено доказательств нарушения предпринимателем договора водопользования, использования водного объекта (прибрежной защитной полосы) не в рекреационных целях. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Кроме того, по информации ФГУП

«Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов»

, при современном качестве воды и донных отложений использование акватории для судоходства и других технических нужд недопустимо, поскольку не соответствует гигиеническим требованиям, другим положениям нормативно-методических документов, учитываемых при выборе зон рекреации водных объектов. Соответственно, создание рекреационной зоны на акватории водоема, выставленной на аукцион, является нецелесообразным.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Кроме того, можно выделить ряд нормативных документов (документов в области стандартизации), регулирующие отдельные вопросы рекультивации земель. Среди них: «ГОСТ Р 54534-2011.

Национальный стандарт РФ. Ресурсосбережение.

Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель»; «ГОСТ Р 17.5.1.01-83.

Охрана природы. Рекультивация земель.

Термины и определения»; «ГОСТ 17.5.1.02-85.

Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации»; «ГОСТ 17.5.1.03-86.

Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»; «ГОСТ 17.5.3.04-83.

Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»; «ГОСТ 17.1.5.02-80. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов»; «ГОСТ 17.4.3.02-85.

Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ»; «ГОСТ 30772-2001.

Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»; «ГОСТ 17.5.3.05-84. Охрана природы. Рекультивация земель.

Общие требования к землеванию»; «ГОСТ 17.5.4.01-84.

Охрана природы. Рекультивация земель. Метод определения pH водной вытяжки вскрышных и вмещающих пород» и др. Принимая во внимание, что указанные стандарты не содержат правовых норм, указанные в них положения не обладают обязательной силой. 5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Земли рекреационного назначения: какие ЗУ относятся к этой категории, что можно строить, как получить в аренду участок лесного фонда на осуществление деятельности?

» Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения. Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  1. повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.
  2. повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  3. способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  4. развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт.

Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень. Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря.

дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Земельный кодекс РФ правильно отражает понятие «земли рекреационного назначения», поскольку рекреация — это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения; домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и др.

Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из использования не изымаются. Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фондов.

Так, Лесной кодекс РФ разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут).

Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей прямо рассматривается Лесным кодексом РФ одним из видов лесопользования.

Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета. В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 50 Водного кодекса РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

К землям рекреационного назначения Земельный кодекс РФ относит также земли пригородных зеленых зон, что вполне оправданно. В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает, как о том сказано в Градостроительном кодексе РФ, земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города.

В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны. Они выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Помимо сказанного, Градостроительный кодекс РФ предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений.

Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно несвязанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Земли историко-культурного назначения — одна из разновидностей особо охраняемых территорий.

Земельный кодекс РФ к ним относит следующие земли (ст. 99):

  • объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия);
  • достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  • военных и гражданских захоронений.

Этот перечень объектов историко-культурного назначения надо считать основным, но не исчерпывающим.

Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению. Земельные участки, признанные историко-культурной ценностью, у правообладателей не изымаются, но на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе на землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Такие зоны могут быть установлены в пределах поселений и за их пределами.

Поселенческие территории согласно действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование, и соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование, и соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации.

Они несут ответственность за их сохранность.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны.

В пределах охранных зон запрещается производство земляных, строительных и других работ без соответствующего разрешения органов охраны памятников. Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами.

В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 3К РФ). Согласно Закону РСФСР «О недрах» редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, памятниками природы или культуры.

Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается (ст. 33). На органы государственного геологического контроля возложен контроль за охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, за соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры (Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293) Объекты историко-культурного наследия в пределах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации: древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую ценность объекты могут использоваться только в соответствии с их назначением.

Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования (ст.

16 Федерального закона

«О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

). Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:

  1. физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  2. туризма;
  3. спортивной деятельности.
  4. мест массового отдыха граждан;

Относятся к особо охраняемым зонам. Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке.

Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями 94 и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами. Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни.

А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.

В настоящее время некоторые пригородные зелёные зоны, а также – парки и скверы исключены из рекреационного назначения и включены в земли населённых пунктов.

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления.

Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий.

К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения. Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено. Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке. Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта).

Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе. Земли, предназначенные для рекреационного пользования, являются для собственников (независимо от того, государственная ли это организация или частная) крупным источником дохода. Для пользователей эти места также имеют большое значение, но не в финансовом плане.

В любом случае в интересах как одних, так и других сделать рекреационную территорию качественной и безопасной. Для этого в российском законодательстве существуют две статьи:

  • Ст. 98 ЗК РФ (с прилагающимися к ней комментариями) – регламентирует состав и использование земель. А именно:
  1. собственники рекреационных земель могут передавать возможность использовать их другим лицам на основе права ограниченного пользования чужими землями — сервитута.
  2. в такой вид собственности входят физкультурно-оздоровительные комплексы, пансионаты, санатории, парки, лагеря для детей и прочие аналогичные объекты;
  • Ст. 8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование рекреационных участков не по предусмотренному законом назначению.

    Наказание за такое правонарушение – штраф в размере от одного до пяти процентов кадастровой стоимости участка. Но при условии, если размер штрафных процентов превышает десять тысяч рублей. Кроме того, за отсутствие должного ухода за землями и содержания построек в пригодном для пользования виде также предусматривается денежное взыскание в размере от двадцати до четырёхсот тысяч рублей, в зависимости от того, кто совершил правонарушение: физическое или юридическое лицо.

Важно знать!

Участки, предназначение которых заключается в рекреационном использования и переданные другому лицу по праву сервитута, по закону не могут быть изъяты у первоначального владельца. Норма регулируется третьим пунктом 98 статьи Зем.Кодекса.

Если говорить о застройке таких площадей, то она должна соответствовать их назначению.

Любая постройка должна быть ориентирована на отдых, спортивные, туристические мероприятия. Если такое назначение не прослеживается, запрет будет наложен ещё на стадии предварительных согласований. На рекреационных территориях можно строить (расширять) объекты коммунального, промышленного и складского назначения только в случае их прямому соответствию разрешённому использованию земли.

Любое строительство на землях рекреационного назначения должно вестись только по согласованию с местными госорганами охраны природы. Порядок пользования такими землями практически везде, в любом регионе определяется местной администрацией самостоятельно. Многие зоны-рекреации обладают уникальными характеристиками, для охраны которых предусматриваются особые мероприятия.

С понятием земель из числа рекреационных тесно связан термин «сервитут«.

Он означает ограниченное право использования.

  1. Публичный сервитут – это дозволение всем желающим приехать в лес, прийти на речку, устроиться на одеяле с книжкой на цветущем лугу. Такой личный отдых имеет ряд ограничений – не разводить костры, не вредить экологии и тому подобные. Как соблюдаются такие ограничения, разговор отдельный.
  2. Частный сервитут – это предоставление права определённым лицам (организациям) использовать в своей деятельности рекреационные земли, но строго по назначению. В данном случае речь о строительстве домов отдыха (частных, ведомственных), кемпинг-отелей, туристических баз и тому подобного.

В любом случае пользование такими землями должно соответствовать всем принятым для данного рекреационного участка правилам и нормам. Кроме ЗК РФ, здесь важны иные кодексы (Водный, Лесной) плюс местные руководящие документы (в каждом регионе они свои).

Рекреационные земли – это подкатегория, выделенная из категории земель особо охраняемых зон наряду с землями:

  • природоохранного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • особо ценные, уникальные массивы.

Порядок их отнесения к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядок использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Установление рекреационных зон местного уровня регулируется распоряжением администрации региона или населённого пункта.

Земли рекреации должны обладать уникальными характеристиками. Требований к плодородию почв не предъявляется, но обязательны требования к экологии и ландшафту.

Участки могут располагаться:

  1. в горной местности;
  2. в лесной зоне.
  3. вблизи озёр и иных водоёмов, на побережье моря;

Целью использования является организация отдыха граждан, поэтому участки должны соответствовать таким целям. Земли должны быть пригодны для нижеследующего:

  • учебно-туристических троп;
  • кемпингов;
  • детских лагерей отдыха и т.п.
  • лыжных и гоночных трасс;
  • детских туристических лагерей;
  • спортивных лагерей;
  • домов рыболова (охотника);
  • объектов физической культуры, спорта;
  • туристских парков;
  • туристических и спортивных баз;
  • обустройства стационарных и палаточных лагерей;
  • строительства санаториев и пансионатов;

Зоны должны выделяться в отдалении от земель промышленности и специального назначения. Ещё одна особенная категория – это земли историко-культурного назначения и природоохранного рекреационного.

Они, как и рекреационные, относятся к особо охраняемым территориям.

В эту категорию включены:

  1. всевозможные исторические постройки, в том числе найденные посредством археологических изысканий;
  2. захоронения (военные и гражданские).
  3. различные достопримечательности, чьё значение подтверждено (самый дорогой ночной клуб города к достопримечательностям в этом плане не относится);
  4. поселения, где в первозданном виде сохранились различные ремёсла, производство, промыслы (национальное рукоделие и прочее);

У таких земель невозможно изменить их целевое назначение. Соответственно, запрещается и нецелевое использование.

На таких землях устанавливаются особые охранные режимы. Любое строительство и прочее хозяйствование поблизости от зон с объектами историко-культурного назначения должны сопровождаться комплексом согласованных охранных мероприятий.

Ещё одна особенность: такие земли не изымаются у собственников, если только не имеет место какой-либо исключительный случай. Согласно п. 1 ст. 7 (далее — ЗК РФ), все земли Российской Федерации делятся в соответствии с их целевым назначением на семь категорий. Это позволяет определить правовые режимы территорий и установить рамки разрешенного использования, в пределах которых должен эксплуатироваться участок.

Например, запрещено строить жилые дома на территориях сельскохозяйственного назначения.

Итак, принято выделять земли:

  • Специального назначения: промышленные участки, территории для движения транспорта, для обеспечения космической деятельности и иные.
  • Запаса.
  • Населенных пунктов.
  • Водного фонда.
  • Особо охраняемых территорий и объектов.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Лесного фонда.

Земли рекреационного назначения относятся к категории земель населенных пунктов. Одновременно градостроительный регламент в границах населенных участков предусматривает наличие жилых, общественно-деловых, инженерных и транспортных, а также иных зон.

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса. Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр.

При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон. Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств.

По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет. За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Рекреационные территории естественного происхождения – озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны – это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища.

Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи – основа безопасного отдыха на воде. Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть.

Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных. На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей.

Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации. Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  1. Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  2. Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.
  3. Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон.

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха.

Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки.

И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников.

А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты. Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк.

Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема – единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку.

Сохранение участков живой природы в городе – задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм. Источники

  1. http://urned.net/zemelnoe-pravo/tselevoe-naznachenie-uchastka/rekreatsionnoe.html
  2. https://www.syl.ru/article/181736/new_chto-takoe-rekreatsionnyie-zonyi-turistsko-rekreatsionnyie-osobyie-ekonomicheskie-zonyi-rossiyskoy-federatsii
  3. https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/rekreatsionnoe-naznachenie.html
  4. https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-rekreacionnogo-naznacheniya.html
  5. https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/rekreatsionnoe-naznachenie.html
  6. https://isfic.info/gorelik/kodolo61.htm
  7. https://BusinessMan.ru/new-rekreacionnye-zony-vid-osoboj-ekonomicheskoj-zony-dlya-turizma-i-massovogo-otdyxa-lyudej.html
  8. https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-rekreacionnogo-naznacheniya.html

No related posts.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: В настоящее время количество производителей ламината увеличивается с каждым днем.