Формы передачи полномочий централизованная форма



Делегирование полномочий и ответственности в организации


Понятие делегирования предполагает передачу задания, ответственности и полномочий от руководителя к другому человеку и становится важным элементом управления компанией. Это многоступенчатый процесс, требующий правильной организации и корпоративной атмосферы, необходимый при росте и масштабировании бизнеса, ведь

«Не я должен подчиняться работе, а работа должна подчиняться мне»

.

Виды полномочий Основная суть делегирования — улучшение работы организации, и для получения результата следует не только передавать определенные задачи, но и понимать их тип для большего эффекта.

Основные типа полномочий:

  • Линейные — прямая передача заданий от начальника к подчиненному и далее по цепочке. Это иерархия управления, при которой должен быть выбран один из принципов делегирования: норма управляемости или единоначалие.
  • Аппаратные — использование конкретных специалистов.— Рекомендательные: консультация в узких вопросах; — Координационные: принятие совместных организационных решений;— Контрольно-отчетные: осуществление проверки деятельности;

Как правильно делегировать полномочия и ответственность в организации?Успешное делегирование ответственности в команде возможно при соблюдении принципов:

  1. Контроль за процессом.
  2. Сопоставление размера ответственности и полномочий;
  3. Четкая формулировка ожиданий и результатов;
  4. Адекватная поддержка персонала по вопросам исполнения обязанностей;
  5. Мотивация сотрудников;
  6. Своевременное определение ограничений;

Руководителю важно понимать, что стоит передать на исполнение персоналу, чтобы получить желаемый результат делегирования.

Несмотря на индивидуальность и особенности управления разными бизнес-процессами, существует ряд случаев, при которых это необходимо:

  1. Подготовительная работа, включающая сбор сведений, данных, статистики, результатов исследований.
  2. Второстепенные вопросы, возникающие спонтанно или регулярно, но не влияющие на развитие компании.
  3. Узкоспециализированные действия, которые лучше всего могут быть исполнены экспертами в этой области.
  4. Выполнение рутинных обязанностей, требующих больших временных затрат, внимательности и усидчивости.

Что не следует доверять подчиненным?Управление предприятием требует вовлеченности в бизнес-процессы и контроля над функционированием компании. Именно поэтому часть полномочий нельзя переложить на других.

  1. Контроль деятельности.
  2. Ответственные задачи — ведение переговоров, принятие решения о размещении предприятий и другие цели, от выполнения которых зависит работа организации.
  3. Стратегическое планирование — это первостепенная проблема руководства, в которую входит планирование роста, целей и политики компании.
  4. Мотивация — одобрение и поощрение работников является вопросом статуса и авторитета директората.
  5. HR-работа — решение об увольнении, принятии и повышении кадров должно контролироваться лично руководителем или отделом hr-специалистов.
  6. Полномочия, связанные с секретной и ограниченной информацией.

Цели делегированияДелегирование полномочий подчиненным — это основной инструмент эффективного менеджмента, который позитивно влияет на все ступени организации. Оно позволяет охватить большее количество важных вопросов.

Причины делегирования:

  1. Освобождение времени директора и управленцев для разработки развития производства;
  2. Эффективное и быстрое решение задач;
  3. Активизация и вовлечение персонала в процесс;
  4. Создание корпоративной культуры.
  5. Улучшение работы подразделений организации;
  6. Повышение значимости и инициативности работников;
  7. Мотивация на результат;

Этапы делегирования

  • Определение исполнителя. На этом этапе нужно учитывать компетентность и загруженность персонала, зону его работы и ответственности, квалификацию. Делегирование не должно быть хаотичным и провоцировать нарушение психологической атмосферы.

  • Свобода исполнения. Сотрудник должен понимать свои права на инициативу, проявление в рамках миссии и получить свободу для их реализации.
  • Контроль и обратная связь.

    Руководителю необходимо отслеживать исполнение и предоставлять обратную связь при первой необходимости.

  • Защита от возврата. Руководитель должен позаботиться о защите от возврата полномочий и ответственности обратно, чтобы задача не осталась подвешенной, замедляя процесс производства и уничтожая основные цели и функции делегирования.

  • Разработка инструкции. Полные, понятные и однозначные инструкции помогут донести цель коллективу и привести к нужному результату.

  • Выбор поручения. Определение вопросов, которые можно передать для сотрудников, не только с целью освобождения времени руководства, но и обучения персонала, создания сильной команды.
  • Установление дедлайна.

    Создайте контрольные точки для выполнения и конечный срок исполнения, но с учетом объема задач.

  • ИнформированиеСвоевременное сообщение о переменах в управлении и поручении вопросов конкретным служащим или отделам помогает удержать организационную структуру.

5 основных правил делегирования полномочий подчиненнымК вопросу перенаправления обязанностей и прав сотрудникам нужно подходить с полным осознанием необходимости этого процесса для дальнейшего развития вашей компании, ведь ни один руководитель не может решать все вопросы самостоятельно.

Соблюдая не только принципы, но и правила передачи полномочий вы сможете избежать самых распространенных ошибок. ТОП-5 правил делегирования

  1. Сопоставляйте обязанности и компетенции. Обязательно учитывайте не только квалификацию работника, но и его обычную рабочую загруженность. Реально оценивайте возможные сроки выполнения и закладывайте в план возможность ошибок на первоначальных этапах.
  2. Не концентрируйте власть в одних руках. Распределяйте задания по разным подразделениям и лицам, поднимая общий командный дух и организованность, тем самым улучшая деятельность компании.
  3. Измените свое мышление и подход к проблеме. Не воспринимайте передачу полномочий как сбрасывание обязанностей и уменьшение собственной важности.
  4. Принимайте ответственность. Важно, чтобы ответственность за поручение в большей степени лежала на том, кто его отдал. Это не избавляет сотрудника от обязательств, но и не перекладывает на него весь груз за постановку цели, выбор работника и результат.
  5. Составьте план и следуйте ему. Бизнес требует соблюдения порядков и дисциплины для результативного функционирования. Подробный план и инструкции помогут не только донести суть, но и облегчат выполнение.

Типичные ошибки руководителя

  • Полный отказ от делегирования.
  • Отсутствие приоритетов при постановке целей.

  • Неправильный выбор исполнителя без учета его специфики работы.
  • Несвоевременная постановка, установка дедлайна «нужно было вчера» или полное его отсутствие.
  • Отсутствие документального подтверждения передачи полномочий.

  • Дефицит мотивации и наград за решение дополнительных вопросов и достижения.
  • Передача чужих задач или тех, которые должны исполнятся непосредственно вами.

  • Недостаточный либо отсутствующий инструктаж и обратная связь при исполнении обязанностей.

При неправильном подходе и несоблюдении методов делегирования, руководитель «сваливает», а не передает проблемы подчиненным, тем самым ухудшая не только взаимоотношения в коллективе, но и значительно затормаживает деловые процессы. Действуя по принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам» невозможно повысить ценность компании и выйти на следующий уровень.ВыводыУправление компанией — это сложный процесс, который требует не только понимание целей и задач производства, но и сотрудничества с командой.

Делегирование необходимо в процессе роста бизнеса и при его масштабировании и является залогом правильной мотивации и трудовой организации в коллективе. Оно позволяет освободить время для решения более масштабных стратегических миссий, требующих внимания руководителя, а также является хорошим инструментом для оценки квалификации и потенциальных возможностей персонала.

АвторЛайк ЦентрВсе статьи автораПоследние статьи автораДиаграмма ГантаРеинжиниринг бизнес процессовСарафанный маркетингЧитай такжеПринцип ПаретоПланёрка с сотрудникамиПравила проведения совещаний — подготовка и основные этапыКонтроль персоналаТайм-менеджментПлан работ в организацииВерный стиль управления, как выбрать эффективный стиль руководства организацией Больше полезного!

Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра? Оставь свой email � Отправляя форму, ты соглашаешься с политикой конфиденциальности.

Формы передачи органам местного самоуправления государственных полномочий

В современных условиях особую актуальность приобрела проблема взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Основной формой их взаимодействия становится институт наделения последних отдельными государственными полномочиями. В современной теории муниципального управления предусматриваются две основные формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления.

При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий. Делегирование полномочий — это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закрепляется, как уже ранее отмечалось, в Конституции Российской Федерации. До сих пор на федеральном уровне вопрос о порядке передачи (наделения) местных органов власти отдельными государственными полномочиями практически не регулировался.
До сих пор на федеральном уровне вопрос о порядке передачи (наделения) местных органов власти отдельными государственными полномочиями практически не регулировался.

Регламентировалось законодательно только то, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться одновременно с передачей необходимых для их осуществления денежных средств.

Законодательство Российской Федерации в настоящее время называет наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями различными терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление».

Такое многообразие в терминологии данного института объясняется социально-политическими факторами. При введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистический анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата.

Впервые термин

«наделение отдельными государственными полномочиями»

появился в Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992г., согласно которой указывалось, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Аналогичная формулировка была закреплена впоследствии в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и основных законах субъектов Российской Федерации.

Однако следует отметить, что в начале 90-х гг. XX в. в Российской Федерации не было формальных оснований для введения самого понятия

«наделение отдельными государственными полномочиями»

ввиду его отсутствия как в конституционных актах прошлых лет, так и в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985г.

Логично было бы иное: чтобы законодательная власть РФ, изучив зарубежный опыт, использовала бы правовые категории, применяемые, например, в той же Европейской хартии местного самоуправления, текст которой содержит упоминание о возможности

«предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач»

, а ниже сообщается о возможности делегирования полномочий органам местного самоуправления.

Следовательно, в данном случае понятия «предоставление» и «делегирование» используются как синонимы. Термин «наделение» получил дальнейшее закрепление в Федеральном законе от 28 августа 1995г.

№ 154-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, а затем в пришедшем ему на замену одноименном Федеральном законе от 6 октября 2003г. В Законе 1995г. нет специального раздела, посвященного наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (возможность их передачи была обозначена лишь термином «наделение», который употреблялся в тексте четыре раза).

В Законе 2003г. есть уже специальная глава

«Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»

, в которой понятие «наделение» употреблено не менее десяти раз. В то же время использован и термин «передача»: согласно п.

8 ст. 19 федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Как видно, понятия «передача» и «наделение» применяются в качестве слов-синонимов. В законодательных актах субъектов РФ, принятых после введения в действие Конституции РФ, для обозначения данного правового института используется ряд понятий: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление».

При этом следует заметить, что все они употребляются как вместо термина «наделение», так и одновременно с ним, как-то: «возложение и наделение» (Республики Башкортостан и Калмыкия, Смоленская область); «делегирование и наделение» (Республика Адыгея, Архангельская, Орловская, Рязанская, Самарская области); «передача и наделение» (Республика Коми, Алтайский край, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Тверская, Ярославская области); «возложение, наделение, передача» (Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Курганская, Тульская области); «возложение, делегирование, передача» (Костромская, Ростовская области); «делегирование, наделение, передача» (Республики Алтай и Мордовия, Вологодская, Ивановская, Ленинградская области); «наделение, передача, предоставление» (Краснодарский край, Кировская область); «возложение, делегирование, наделение, передача, предоставление» (Пермская область).

При этом следует заметить, что все они употребляются как вместо термина «наделение», так и одновременно с ним, как-то: «возложение и наделение» (Республики Башкортостан и Калмыкия, Смоленская область); «делегирование и наделение» (Республика Адыгея, Архангельская, Орловская, Рязанская, Самарская области); «передача и наделение» (Республика Коми, Алтайский край, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Тверская, Ярославская области); «возложение, наделение, передача» (Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Курганская, Тульская области); «возложение, делегирование, передача» (Костромская, Ростовская области); «делегирование, наделение, передача» (Республики Алтай и Мордовия, Вологодская, Ивановская, Ленинградская области); «наделение, передача, предоставление» (Краснодарский край, Кировская область); «возложение, делегирование, наделение, передача, предоставление» (Пермская область).

Попробуем определить по толковым словарям русского языка семантику каждого из названных терминов (см. таблицу № 1 (Приложении № 2 к настоящей к дипломной работе). В таблице приведены лишь те определения, которые наиболее подходят к рассматриваемой нами теме.

Как видно, рассматриваемые понятия по смыслу фактически тождественны, поскольку их содержание, как правило, раскрывается посредством друг друга. Во избежание односторонности анализа рассмотрим толкование этих же терминов в юридических энциклопедиях и словарях.

Так, в Большой юридической энциклопедии дается разъяснение только одному сложносоставному понятию — делегированию полномочий, обозначающему уступку одним государственным органом другому государственному органу некоторых исключительных полномочий. В данном определении под делегированием полномочий понимается возможность их передачи только в системе органов государственной власти (одно- и разноуровневых).

В данном определении под делегированием полномочий понимается возможность их передачи только в системе органов государственной власти (одно- и разноуровневых). Особое значение в определении понятия «наделение» в Основном Законе имеют решения Конституционного Суда РФ, так как именно Суд является основным «интерпретатором» Конституции.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года используется понятие «наделение»: «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем.» В названном акте Конституционного Суда наряду с термином «наделение» широко применяется понятие «передача».

Оно встречается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997г. № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года

«О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»

: «Муниципальным органам могут быть посредством закона переданы отдельные полномочия».

Как мы видим, в Постановлениях Конституционного Суда РФ, так же как и в Конституции РФ, используются термины «наделение» и «передача», которые рассматриваются как синонимы.

Иные понятия в отношении передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не используются. Большинство юридических словарей либо избегают рассматриваемых нами терминов, либо упоминают лишь один из них. В Словаре по конституционному праву Российской Федерации под делегированием понимается поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз).

Аналогичное определение зафиксировано и в Энциклопедическом словаре по конституционному праву. В Словаре по конституционному праву «делегирование полномочий» рассматривается как передача полномочий одним органом другому. Интересны результаты исследований и отдельные комментарии к Конституции РФ, где также отсутствует единое понимание данной формулировки.
Интересны результаты исследований и отдельные комментарии к Конституции РФ, где также отсутствует единое понимание данной формулировки.

Трактуется, что наделение полномочиями может осуществляться в двух формах: посредством передачи или в результате их делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления.

Специфика же делегирования заключается в том, что предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления осуществляется на один раз, на определенный срок или бессрочно. В Научно-практическом комментарии к Конституции Российской Федерации (под ред.

В.В. Лазарева) отмечается, что, рассматривая понятие «наделение», следует иметь в виду, что речь идет о временном или постоянном делегировании полномочий, но не о полной передаче их органам местного самоуправления.

В комментариях к Конституции РФ поочередно встречаются понятия «наделение» и «передача», которые рассматриваются авторами как синонимы.

Одновременно через понятие «делегирование» была обозначена возможность передачи органами местного самоуправления на основании договора своих полномочий органам государственной власти.

Эти примеры свидетельствуют о том, что в Словаре по конституционному праву Российской Федерации и комментариях к Конституции используются разные подходы к трактовке понятия «наделение».

Как видно, многие ученые-авторы при определении передачи отдельных государственных полномочий используют понятие «делегирование». На наш взгляд, это не совсем корректно. Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то мы встретим термин «делегированное законодательство». Большая юридическая энциклопедия определяет делегированное законодательство как нормативные акты органов исполнительной власти, которые издаются по делегации парламента по вопросам, входящим в их компетенцию, и имеют силу закона.
Большая юридическая энциклопедия определяет делегированное законодательство как нормативные акты органов исполнительной власти, которые издаются по делегации парламента по вопросам, входящим в их компетенцию, и имеют силу закона.

Такое делегирование является по своей сути передачей права на принятие законов государственному органу (в частности, правительству), который в соответствии со своей компетенцией такими правами не обладает. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что делегирование представляет собой наиболее широкое понятие, предполагающее передачу обширного круга полномочий по сравнению с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование термина «делегирование» в данной области представляется не совсем удачным.

Следует отметить, что в научном сообществе также нет единого понимания соотношения понятий «наделение» и «делегирование», «наделение» и «передача», «делегирование» и «передача» государственных полномочий. В научной литературе сложилось несколько основных подходов: вышеперечисленные категории тождественны; данные категории являются различными понятиями; «делегирование» и «передача» — элементы наделения государственными полномочиями; «передача» — родовое понятие по отношению к видовым понятиям «наделение» и «делегирование»; вместо понятия «наделение» более удачным представляется использование термина «делегирование государственных полномочий». Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым понятием в законодательстве Российской Федерации, передающим истинный смысл данного правового института, является термин «наделение», а также понятие «передача», зафиксированное Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003г.

№ 131-ФЗ. Как уже было сказано выше, региональное законодательство в различных вариантах применяет термины «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление», хотя следует отметить, что в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации воспроизводятся известные федеральные понятия «наделение» и «передача». Такое многообразие в терминологии института

«наделение отдельными государственными полномочиями»

является объективным на период его становления.

Однако при введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистической анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата. Итак, следует констатировать, что, во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями называется в современной отечественной правовой системе следующими терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Во-вторых, понятие «наделение», означающее предоставление в распоряжение, поручение кому-нибудь другому, в федеральном законодательстве заменяется, как правило, термином «передача», а в региональном — понятиями «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление».

Механизмы перераспределения полномочий

Разграничение полномочий между уровнями публичной власти (органами государственной власти и органами местного самоуправления) в общем случае регулируется Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, в том числе Федеральным законом N 131-ФЗ.

Между тем исполнение отдельных полномочий на конкретных территориях может быть целесообразнее передать другому уровню публичной власти. Действующее законодательство предусматривает для этого несколько механизмов перераспределения полномочий:- делегирование полномочий (наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями либо передача части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с договорами, заключаемыми между органами местного самоуправления поселения (внутригородского района) и муниципального района (городского округа с внутригородским делением));- межмуниципальное сотрудничество (глава 9 Федерального закона N 131-ФЗ) — муниципальные образования в целях совместного решения вопросов местного сотрудничества могут в том числе создавать межмуниципальные организации. Например, в случае поселений это служит альтернативой передаче соответствующих полномочий на уровень муниципального района;- исполнение полномочий местной администрации поселения — центра муниципального района местной администрацией муниципального района (абзац третий части 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ);- перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации (часть 1.2 Федерального закона N 131-ФЗ).

Такое перераспределение допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.Наиболее популярным механизмом является делегирование полномочий, однако при принятии решений о перераспределении полномочий следует учитывать возможность применения и иных механизмов, а также сочетания нескольких механизмов.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусмотрено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ.

Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и могут осуществлять отдельные государственные полномочия в случае передачи им таких полномочий на основе федерального закона либо закона субъекта Российской Федерации.Согласно статье 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и (или) региональными законами и не отнесенными к вопросам местного значения, в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Переданные государственные полномочия являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ отдельные государственные полномочия передаются на осуществление органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (городских округов с внутригородским делением), если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством допускается передача отдельных государственных полномочий на уровень городских и сельских поселений (внутригородских районов).Федеральным законом N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок, либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.