Как называется проверка у военных



Как проходят проверки военкоматом


9781 Содержание страницы Если предприниматель пользуется трудом наемных работников, на него накладываются непременные социальные обязательства. К ним относятся медицинское и пенсионное страхование, а также воинский учет.

Проанализируем обязанности работодателя по обеспечению данного вида учета, которые могут являться объектом военкоматовской проверки, что принять во внимание при проведении аудита и как всегда быть к нему готовым.

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях.

Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет.

Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г.

(в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  1. потенциальных и актуальных призывников.
  2. военнообязанных лиц;

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  1. вносить актуальную информацию в личные карточки;
  2. изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.
  3. при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  4. обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;

ВАЖНО!

Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст.

21.1 – 21.5). Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п.

6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника.

Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию. Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Закон говорит о возможных проверках военкоматом корректности и полноты ведения воинского учета примерно 1 раз в три года.

Крупные фирмы, где трудится более 500 сотрудников, проверяют ежегодно.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В 2016-2018 годах у военкоматов нет права проводить этот аудит на малых предприятиях. Эта функция возложена на военные комиссариаты. Если в данном территориальном подразделении нет такого учреждения, проверку должны производить органы местного самоуправления. Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.
Контролирующие органы ведут специальные журналы, где отражают результаты контроля и бронирование граждан – военнообязанных запаса Вооруженных сил.

Она осуществляется редко, как правило, в чрезвычайных ситуациях.

Законодательство гласит, что внеплановые проверки воинского учета назначаются исключительно после согласования с прокуратурой.

Основанием для нее может быть поступившая информация или жалобы на нарушения предпринимателем закона в этой области.

Явившиеся на внеплановую проверку непременно предъявляют копию приказа военного комиссара. Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня.

Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара. В этой бумаге проставляются:

  1. юридическое обоснование;
  2. требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).
  3. сроки визита проверяющих;
  4. цель и задачи проверки;

Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

Военные комиссариаты или другие уполномоченные органы в результате проверки стремятся установить:

  1. насколько корректно выполняется учет;
  2. насколько полно охвачены сотрудники воинским учетом;
  3. насколько достоверно отражены сведения в карточках учета военнообязанных и призывников;
  4. как должностные лица обеспечивают требования закона по ведению воинского учета.

П.

39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

  • Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
  • План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  • Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
  • Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме , утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.

Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:

  1. списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
  2. списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
  3. списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.

Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

  1. организации ведения учета;
  2. записей в личных карточках.

По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно». Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

  1. «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.
  2. «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
  3. «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
  4. «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;

Руководители, как ответственные за данный учет, получат штрафные санкции, если аудит покажет неудовлетворительные результаты.

КоАП РФ в ст. 21.1 – 21.7 регламентирует размер штрафов за отклонение от законодательных требований военного учета:

  1. от 500 до 1000 руб. – за несодействие мобилизации или мобилизационной подготовке (не вручили сотруднику повестку, не отпустили по повестке и т.п.);
  2. от 300 до 1000 руб. – за неинформирование комиссариатов или непредоставление информации вовремя;
  3. от 100 до 500 руб. (или предупреждение) – за порчу, уничтожение, небрежность в хранении документов военнообязанных.

Сроки, в продолжение которых можно привлечь к ответственности за приведенные нарушения, – не более 2 месяцев с того дня, как они были совершены.

Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г.

N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609″Об утверждении Положения о военных комиссариатах» 1 июля 2014 г., 21 ноября 2015 г., 7, 18 декабря 2016 г., 5 июля, 27 декабря 2017 г., 24 октября 2018 г., 26 января 2020 г., 21 декабря 2020 г.

В соответствии с Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» постановляю: 1.

Утвердить прилагаемое о военных комиссариатах. 2. Признать утратившими силу: Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г.

N 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст.

4433); Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г.

N 811 «О внесении изменений в Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2428); Президента Российской Федерации от 22 июня 2009 г.

N 709 «О внесении изменений в Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 26, ст. 3166). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

ПрезидентРоссийской Федерации В. Путин Москва, Кремль 7 декабря 2012 г. N 1609 Положение о военных комиссариатах(утв.

Президента РФ от 7 декабря 2012 г.

N 1609) 1 июля 2014 г., 7, 18 декабря 2016 г., 5 июля, 27 декабря 2017 г., 24 октября 2018 г., 26 января 2020 г., 21 декабря 2020 г. I. Общие положения 1. Настоящим Положением определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов.

I. Общие положения 1. Настоящим Положением определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов.

2. Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 изменен с 1 января 2021 г. — Президента России от 21 декабря 2020 г.

N 803 3. Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом), актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением. Пункт 4 изменен с 1 января 2021 г.

— Президента России от 21 декабря 2020 г. N 803 4. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).

5. Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации. Пункт 6 изменен с 1 января 2021 г.

— Президента России от 21 декабря 2020 г. N 803 6. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с Российской Федерации. 7. Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом).

Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром. Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных настоящим Положением.
Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных настоящим Положением. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.

8. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.

Пункт 9 изменен с 5 июля 2017 г. — Президента РФ от 5 июля 2017 г.

N 309 9. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района. Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).

Пункт 10 изменен с 5 июля 2017 г. — Президента РФ от 5 июля 2017 г. N 309 10. Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами.

Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности. Президента РФ от 18 декабря 2016 г.

N 675 в пункт 11 внесены изменения, с 1 января 2017 г. 11. В процессе своей деятельности военные комиссариаты взаимодействуют в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. 12. Наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 пункт 13 изложен в новой редакции 13.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации личного состава военных комиссариатов осуществляются в военных образовательных организациях высшего образования, военных профессиональных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. Специальная подготовка личного состава военных комиссариатов осуществляется непосредственно в военных комиссариатах в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

14. Для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования в мирное время создается аппарат усиления военного комиссариата (далее — аппарат усиления). Порядок и нормы привлечения граждан к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Граждане привлекаются к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого ими с военным комиссариатом. Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководителей организаций о количественном и персональном составе аппарата усиления, помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, а также о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.

15. Допуск в военные комиссариаты представителей федеральных органов исполнительной власти для работы с документами по оперативным, мобилизационным вопросам, а также по вопросам подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

16. Проверка состояния служебной деятельности военных комиссариатов осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации. Проверки могут проводить должностные лица, которым военные комиссариаты подчинены, а также по их письменным предписаниям (выданным ими удостоверениям) другие должностные лица в пределах своих полномочий.

Проверки могут проводить должностные лица, которым военные комиссариаты подчинены, а также по их письменным предписаниям (выданным ими удостоверениям) другие должностные лица в пределах своих полномочий. II. Основные задачи военных комиссариатов 17.

Основными задачами военных комиссариатов являются: 1) организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета; 2) координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов (далее — первичный воинский учет); 3) контроль за реализацией переданных Российской Федерацией органам местного самоуправления полномочий по осуществлению первичного воинского учета, а также за целевым использованием предоставляемых им на эти цели субвенций; 4) организация и осуществление при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет; 5) участие в работе по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — бронирование граждан, пребывающих в запасе); 6) организация и осуществление учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям, органам и специальным формированиям; 7) участие совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими органами государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации, в проверке технического состояния транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 8) проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и исполнения военно-транспортной обязанности; 9) разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов; 10) совершенствование базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов (база мобилизационного развертывания военного комиссариата — совокупность пунктов управления, участков (штабов) оповещения, пунктов сбора, пунктов предварительного сбора мобилизационных ресурсов, совмещенных приемо-сдаточных пунктов транспортных средств (приемо-сдаточных пунктов техники), элементов комендантской (дорожно-комендантской) службы, пунктов заправки горючим, пунктов обогрева и питания, оснащенных необходимыми средствами управления, связи, оповещения и обеспеченных необходимыми имуществом, оборудованием и транспортными средствами); 11) осуществление приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; организация вручения гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — граждане, пребывающие в запасе), и руководителям организаций, имеющих задание на предоставление транспортных средств, мобилизационных предписаний и сводных нарядов; 12) организация работы аппарата усиления и руководство его деятельностью; 13) проведение занятий с гражданами, привлекаемыми к работе в аппарате усиления, с военно-учетными работниками органов местного самоуправления и организаций, а также с врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми к работе по обеспечению мобилизационных мероприятий, подготовке граждан к военной службе, призыву и добровольному поступлению на военную службу, призыву на военные сборы; 14) обеспечение круглосуточной готовности военных комиссариатов к приему телеграммы «Мобилизационная»; 15) осуществление при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва по мобилизации (направления для работы на должностях гражданского персонала) граждан, пребывающих в запасе, а также поставка транспортных средств в воинские части в сроки и объемах, которые установлены планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов; Подпункт 16 изменен с 5 июля 2017 г. — Президента РФ от 5 июля 2017 г.

N 309 16) организация территориальной обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (районах территориальной обороны), руководство ее развертыванием и ведением; 17) организация обеспечения в период мобилизации и в военное время мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований за счет местных ресурсов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 18) организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления военного обучения граждан в период военного положения и в военное время в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации; 19) организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе; 20) организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования; Подпункт 21 изменен с 31 января 2020 г.

— Президента России от 26 января 2020 г. N 18 21) проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий: по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; по медицинскому освидетельствованию граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации, граждан, изъявивших желание пройти обучение или обучающихся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее — организации высшего образования), в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, и граждан, пребывающих в запасе; иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (военные сборы), направлением граждан, обучающихся в военных учебных центрах при организациях высшего образования, в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, на учебные сборы (стажировки); Подпункт 22 изменен с 31 января 2020 г. — Президента России от 26 января 2020 г.

N 18 22) организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу, и граждан, поступающих в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации и военные учебные центры при организациях высшего образования; Президента РФ от 1 июля 2014 г.

N 483 в подпункт 23 внесены изменения 23) участие в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; 24) контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций; Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в подпункт 25 внесены изменения 25) организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и профессиональных образовательных организациях; Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 подпункт 26 изложен в новой редакции 26) организация предварительного отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации, а также в общеобразовательные организации с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации; 27) отбор граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу (направлению для работы на должностях гражданского персонала) по мобилизации, призыву на военные сборы для исполнения специальных обязанностей военной службы, и подготовка материалов для оформления допуска к государственной тайне в установленном ; 28) оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной или альтернативной гражданской службы; 29) обеспечение выполнения установленных для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований норм призыва на военную службу; 30) осуществление учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, привлечение их к административной ответственности и направление соответствующих материалов руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с Российской Федерации, а также осуществление учета граждан, самовольно оставивших воинские части; 31) организация и проведение с участием органов местного самоуправления мероприятий, связанных с реализацией гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в соответствии с Российской Федерации; 32) осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций; 33) организация вручения гражданам государственных наград Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации; 34) участие совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в разработке и реализации мер, направленных на информирование граждан о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, повышение престижа военной службы, сохранение и приумножение патриотических традиций; 35) участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы; 36) участие совместно с органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в работе по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества; 37) извещение членов семей лиц, погибших (умерших) при прохождении военной службы (военных сборов); 38) организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 39) осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 40) реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам; Подпункт 41 изменен с 31 января 2020 г.

— Президента России от 26 января 2020 г. N 18 41) организация в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации: предварительного отбора граждан, изъявивших желание поступить в организации высшего образования и в процессе обучения по основной образовательной программе пройти обучение в военных учебных центрах при этих организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами; профессионального психологического отбора граждан из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения в организациях высшего образования, изъявивших желание пройти обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса или изъявивших желание пройти обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса; Подпункт 41.1 изменен с 31 января 2020 г.
N 18 41) организация в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации: предварительного отбора граждан, изъявивших желание поступить в организации высшего образования и в процессе обучения по основной образовательной программе пройти обучение в военных учебных центрах при этих организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами; профессионального психологического отбора граждан из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения в организациях высшего образования, изъявивших желание пройти обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса или изъявивших желание пройти обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса; Подпункт 41.1 изменен с 31 января 2020 г. — Президента России от 26 января 2020 г.

N 18 41.1) проведение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, медицинского освидетельствования граждан из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения в организациях высшего образования, изъявивших желание пройти обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или обучающихся в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса; 42) аттестация граждан, пребывающих в запасе, для присвоения им первого и очередного воинского звания офицера; Подпункт 43 изменен с 31 января 2020 г. — Президента России от 26 января 2020 г. N 18 43) участие во взаимодействии с организациями высшего образования в порядке, определяемом совместным правовым актом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в подготовке документов воинского учета и материалов: для присвоения первого воинского звания офицера гражданам, завершившим обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или по программе военной подготовки офицеров запаса и окончившим организации высшего образования; для присвоения первого воинского звания сержанта, старшины 1 статьи, рядового, матроса гражданам, завершившим обучение в военных учебных центрах при организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса или обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившим организации высшего образования; Президента РФ от 21 ноября 2015 г.

N 568 пункт 17 дополнен подпунктом 44 44) отбор граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами; Президента РФ от 21 ноября 2015 г. N 568 пункт 17 дополнен подпунктом 45 45) отбор совместно с пунктами отбора на военную службу по контракту граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, а также иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в порядке, установленном о порядке прохождения военной службы, утвержденным Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»; Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675 в подпункт 46 внесены изменения, с 1 января 2017 г.

46) отбор граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации; Президента РФ от 21 ноября 2015 г. N 568 пункт 17 дополнен подпунктом 47 47) отбор иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

18. Военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность.

19. Право осуществлять деятельность, на которую в соответствии с Российской Федерации требуется специальное разрешение, возникает у военных комиссариатов с момента получения такого разрешения и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. III. Руководство военного комиссариата Пункт 20 изменен с 1 января 2021 г. — Президента России от 21 декабря 2020 г.

N 803 20. Военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа (командующим Северным флотом) после согласования его кандидатуры с Министром обороны Российской Федерации.

Военный комиссар непосредственно подчиняется начальнику штаба — первому заместителю командующего войсками военного округа (начальнику штаба — первому заместителю командующего Северным флотом).

21. Военный комиссар: 1) организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; 2) несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом; Президента РФ от 18 декабря 2016 г. N 675 в подпункт 3 внесены изменения, с 1 января 2017 г. 3) издает приказы в пределах своих полномочий, в необходимых случаях — совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, организует и проверяет их исполнение; 4) определяет обязанности личного состава военного комиссариата; Подпункт 5 изменен с 5 июля 2017 г.

— Президента РФ от 5 июля 2017 г. N 309 5) утверждает положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдает военным комиссарам муниципальных образований доверенности на осуществление служебной деятельности; 6) ведет коллективные переговоры и заключает коллективный договор в порядке, установленном Российской Федерации, заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовые договоры с работниками военного комиссариата и обеспечивает их выполнение; 7) принимает меры по противодействию коррупции в военном комиссариате; 8) осуществляет в пределах своих полномочий подбор, расстановку и аттестацию личного состава структурных подразделений военного комиссариата; 9) осуществляет контроль за соблюдением работниками военного комиссариата трудовой дисциплины; 10) обеспечивает в военном комиссариате: выполнение личным составом поставленных перед ним задач; законное, экономное и эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины; выполнение требований противопожарной безопасности; надлежащее содержание и правильную эксплуатацию (правильное применение) военной и специальной техники, военно-технического имущества, зданий, помещений и надлежащее содержание территории; проведение мероприятий по защите государственной тайны и создание условий для правильной организации режима секретности, ведения секретного и мобилизационного делопроизводства; 11) организует эффективное взаимодействие структурных подразделений военного комиссариата; Президента РФ от 18 декабря 2016 г.

N 675 в подпункт 12 внесены изменения, с 1 января 2017 г. 12) организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляет взаимодействие непосредственно; 13) представляет в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по вопросам служебной деятельности военного комиссариата; 14) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры с организациями по обеспечению исполнения воинской и военно-транспортной обязанности, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказание услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации; 15) руководит разработкой плана подготовки и проведения призыва граждан на военную службу и организует его выполнение; Подпункт 16 изменен с 1 января 2021 г.

— Президента России от 21 декабря 2020 г. N 803 16) принимает решение в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, на проведение мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, а также руководит разработкой и уточнением плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, представляет его командующему войсками военного округа (командующему Северным флотом) на утверждение и организует выполнение плана; 17) организует охрану зданий и помещений военного комиссариата, выполнение в пределах своих полномочий мероприятий по противодействию терроризму; контролирует несение дежурства в военном комиссариате; 18) организует проведение проверок: состояния служебной деятельности структурных подразделений военного комиссариата; осуществления первичного воинского учета граждан органами местного самоуправления, в том числе целевого использования органами местного самоуправления субвенций, предоставляемых на эти цели; осуществления воинского учета граждан организациями; бронирования граждан, пребывающих в запасе, организациями; ведения учета и мобилизационной готовности транспортных средств организаций; готовности организаций к обеспечению призыва на военную службу (направления для работы на должностях гражданского персонала) граждан и к предоставлению транспортных средств по мобилизации; 19) рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Российской Федерации об административных правонарушениях, и передает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответствующие материалы в правоохранительные органы; 20) принимает меры по предупреждению нарушений при использовании имущества военного комиссариата, а также по возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 21) организует специальную подготовку личного состава военного комиссариата и подготовку аппарата усиления; 22) организует и проводит учения и тренировки с личным составом военного комиссариата; 23) осуществляет анализ состояния мобилизационной готовности и служебной деятельности военного комиссариата, определяет меры по их совершенствованию; 24) организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 25) организует представление отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 26) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. IV. Обеспечение деятельности военных комиссариатов Пункт 23 изменен с 1 января 2021 г.

— Президента России от 21 декабря 2020 г. N 803 23. Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Северного флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации. Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Утверждено новое положение о военных комиссариатах.

Уточняется, что военный комиссариат создается в субъекте Федерации.

Ранее они создавались и в муниципальных образованиях. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в т.

ч. отделы по муниципальным образованиям. Такие отделы могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района.

Как и прежде, военные комиссариаты создаются, реорганизуются и ликвидируются Минобороны России. Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную и общую.

Специальная направлена на выполнение основных задач комиссариатов, общая — на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства, выполнение иных задач. Определено, что профпереподготовка и повышение квалификации военных комиссаров могут проходить и непосредственно в военном комиссариате в ходе спецподготовки. Основные задачи военных комиссариатов в целом не изменились, а вот полномочия военных комиссаров значительно расширены.

Как и прежде, военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Минобороны России.

Указ вступает в силу со дня его подписания. Прежнее положение утратило силу. Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г.

N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» Настоящий Указ со дня его подписания Текст Указа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2012 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 50 (часть V) ст. 7017 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Президента РФ от 21 декабря 2020 г.

N 803 Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. Президента РФ от 26 января 2020 г.

N 18 Изменения вступают в силу с 31 января 2020 г.

Президента РФ от 24 октября 2018 г. N 602 Изменения вступают в силу с 24 октября 2018 г.

Президента РФ от 27 декабря 2017 г. N 637 Изменения вступают в силу с 27 декабря 2017 г.

Президента РФ от 5 июля 2017 г. N 309 Изменения с 5 июля 2017 г.

Президента РФ от 18 декабря 2016 г.

N 675 Изменения с 1 января 2017 г. Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 657 Президента РФ от 21 ноября 2015 г.

N 568 Президента РФ от 1 июля 2014 г.