Кто должен чистить внутриквартальные дороги от снега



PRO новостройку +7 800 301-79-56


К любому многоквартирному дому примыкает , на которой размещаются различные объекты инфраструктуры. Там находятся , гаражи, . В зимний период необходимо убирать дворовую территорию от снежных масс, и жителям интересно знать, кто должен производить указанную процедуру. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56. Это быстро и бесплатно! Оглавление: Заниматься утилизацией снега во дворах должны управляющие компании, с которыми у жильцов дома заключен договор.

В договоре управления прописывается порядок и срок проведения подобных работ. К уборке могут привлекаться различные снегоуборочные средства и техника.

Обязанность по уборке возлагается на конкретные управляющие компании с учетом требований Постановления Госстроя от 27.09.2003 под номером 170. В обязанность компаний входит очистка не только дворов, но и:

  1. садов;
  2. дорог.
  3. дворовых проездов;
  4. тротуаров;
  5. площадок;

Весь список услуг, оказываемых организациями по обслуживанию жилфонда, содержится в соответствующем договоре управления домом.

Весь перечень проводимых работ должен составляться с учетом требований закона, а не по усмотрению управляющей компании.

Все жильцы дома вправе требовать от обслуживающей организации копию договора на обслуживание. При плохом исполнении обязанностей жильцы могут потребовать от компании перерасчета коммунальных платежей за то время, когда уборка не проводилась. Все это оформляется путем составления акта.

Также обязанность по очистке домовой территории от снега лежит на товариществах собственников жилья, жилищных кооперативах. Если жильцы дома не заключили договор на управление, то очисткой домовой территории они обязаны заниматься самостоятельно. Данное положение предусматривает п.

16 Правил содержания, принятых Постановлением Правительства от 13.08.06 № 491.

16. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях — в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями — в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома) — в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию: самостоятельно (при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией); путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; (пп.

«в» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
«в» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Законодательство предусматривает определенные нормативы проведения уборочных работ.

В Постановлении № 170 содержатся требования к периодичности проведения уборочных работ на придомовых территориях. Какие правила и нормативы существуют на уборку снега во дворах?

Смотрите видео: Они предусматривают следующее:

  1. каждый час очищаются дорожки, по которым отмечается интенсивное передвижение пешеходов (100 и больше пешеходов в час);
  2. при отсутствии снега очистка проводится ежедневно по утрам;
  3. каждые 2 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 100 пешеходов;
  4. при толщине снега до 20 мм дворники обязаны подмести двор;
  5. непрерывно проводится расчистка дорожек шириной 3 м для пешеходов при сильных снегопадах.
  6. раз в 3 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 50 человек;
  7. при толщине больше 20 мм происходит сгребание снега к обочинам вместе с удалением наледи;

Закон указывает на необходимость полного устранения последствий снегопада на придомовой территории в течение 6 часов после того, как он закончился. Постановление № 170 определяет три основных класса тротуаров, на основании которых предусмотрены сроки их очистки от снега.

Класс Снегопад с температурой выше -20С Снегопад с температурой ниже -20С Периодичность уборки при отсутствии снегопада Первый Через 1,5 часа Через 3 часа Через 3 суток Второй Ежечасно Через 2 часа Через 2 суток Третий Через каждые 30 минут Ежечасно Через 24 часа В крупных городах-миллионерах предусмотрено больше классов тротуаров. Для них предусмотрена расширенная организация системы очистки тротуаров от снежного покрова. Для Москвы предусмотрены следующие условия:

  1. удаление наледи и скалывание льда — раз в три дня для 1-го, раз в 48 часов для 2-го, единожды в сутки для 3-5 классов.
  2. при осадках более 2 см — сдвигание снега единожды в сутки для 1-2 классов, трижды в день для 3-го, четырежды за день для 4-5 классов;
  3. подметание каждые 48 часов в дни без осадков для 1 класса и разово в течение 24 часов для всех остальных;
  4. при осадках до 2 см — подметание раз в 24 часа для 1-3 классов и дважды в сутки для 4-5;

Очистка проводится с использованием специальных приспособлений, так и специализированной техникой.

Как не ошибиться при выборе УК? Советы Предусмотрено 5 этапов очистки дворовых территорий от снега:

  1. посыпание тротуарных дорожек песком, солью или другими реагентами для уменьшения скольжения;
  2. очищение детских площадок от снежного покрова скребками;
  3. применение скребков с лопатами для очистки асфальта от снега и наледи;
  4. вывоз снега с территории многоквартирных домов на полигоны с последующей утилизацией.
  5. аккуратная очистка насаждений от снежного покрова;

Ручной способ уборки снега на придомовой территории.

Фото: vsluh.ru На практике управляющие компании, обслуживающие дома, проводят очистку их территорий от снега двумя способами:

  1. механизированным.
  2. ручным;

Ручная уборка проводится на следующих территориях:

  1. на крыльце детского сада;
  2. на территории частного дома;
  3. на территории перед магазином;
  4. на прочих небольших участках, куда затруднителен подгон снегоуборочной техники.

Ручная уборка проводится с использованием лопат и скребков, предназначенных специально для уборки снежных масс. Механизированная уборка подразумевает применение специальной техники. Данный тип очищения территорий от снега заключается в использовании:

  1. тракторов;
  2. погрузчиков.
  3. специальной техники для уборки снега;
  4. самосвалов;

Подобный вид уборки проводится на больших по площади территориях, к которым относятся:

  1. супермаркетов;
  2. проезжие части;
  3. парковки;
  4. места для подъезда транспорта.
  5. площадки около заводов;

Уборка с использованием техники проводится поэтапно:

  1. снег вывозится на полигон, где утилизируется.
  2. сначала снег сгребается в кучи, размещаемые по обочинам;
  3. снежные массы погружаются в самосвалы;

Уборка двора от снега с помощью техники.

Для проведения работ по очищению дворов от снежных масс предусмотрены определенные условия и правила.

Вся ответственность за качество уборки ложится на дворников.

Периодичность проведения работ зависит от ряда факторов:

  1. при высоте сугробов более 2 м их ликвидация проводится только спецтехникой;
  2. для проведения работ установлены определенные временные рамки (первая уборка начинается после 7 утра, а последняя не позже 11 часов вечера);
  3. если осадки идут со скоростью 2 см/ч, то утилизация снега производится раз в 2 часа.
  4. при высоте сугробов на тротуарах до 80 см их вывоз производить необязательно, при высоте более установленного уровня вывоз является обязательным;
  5. при интенсивных снегопадах на придомовые территории должны выделяться несколько бригад, сменяющих друг друга раз в 4 часа;
  6. допускается проводить удаление свежевыпавшего снега метлой;

Отдельным моментом является применение специальных реагентов, которыми посыпают тротуары и дороги на улицах. Поскольку подобные вещества агрессивно влияют на обувь прохожих, регламентом установлено ограниченное количество реагентов на 1м2.

Для тротуаров допускается высыпать не более 200 г реагентов на каждый их 1м2. Допускается посыпать реагентами не более 30% внутридомовой территории.

Контролем за частотой и качеством очищения дворов многоквартирных домов от снега занимается довольно обширный круг лиц. К ним относятся:

  1. жилищные инспекторы, закрепленные за муниципалитетом, к которому относится конкретный дом;
  2. Роспотребнадзор.
  3. органы прокуратуры;
  4. сами жильцы дома;

Кто является ответственным за уборку снега во дворах многоквартирных домов? Смотрите видео: Основная функция по контролю за уборкой снега закреплена за жилищными инспекторами.

В их компетенцию входит контроль за порядком содержания имущества в многоквартирных домах. Гражданам необходимо обращаться в администрацию того муниципалитета, к которому приписан их дом.

Если УК не выполняет свои обязанности, как ее поменять?

Читайте по Если качество уборки остается на низком уровне, а администрация бездействует, то жильцы могут обратиться с претензией в обслуживающую их дом организацию, на которую она должна дать ответ.

В дальнейшем у жильцов имеется возможность обратиться в Роспотребнадзор для проведения проверки, а также привлечь органы прокуратуры. Крайней, но эффективной мерой является с соответствующим иском к обслуживающей компании. Обязанность по уборке придомовых территорий от снега официально лежит на управляющих компаниях при условии заключения с ней договора жильцами дома.
Обязанность по уборке придомовых территорий от снега официально лежит на управляющих компаниях при условии заключения с ней договора жильцами дома.

У граждан имеется возможность контролировать процесс уборки и при необходимости подавать претензии касательно качества и частоты проводимых работ, привлекать контролирующие органы и обращаться в суд.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: | Подбери себе франшизу в на сайте Бесплатная юридическая консультация: Федеральный телефон +7 800 301-79-56 ⌚ 24/7 звонок бесплатный Copyright © 2021 . All Rights Reserved.Powered by: | Theme:

Нормативы уборки снега в городе

> > > Почти каждую зиму в города приходят снегопады.

Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП, а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти. Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.

Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.

Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:

  • Здесь рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.
  • Этот документ содержит технологию устранения наледи на проезжей части. В нем даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).
  • В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период. Там указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.

Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов.

В частности, это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют .

Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции. Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами.

В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.

Далее мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Требования к складированию и утилизации снега
  • Требования к уборке городской территории — Нормативы уборки проезжей части — Нормативы уборки элементов благоустройства дорог — Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок

Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи.

Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в разных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному. Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам. Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории.

Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность.

Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.

Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории.

Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются.

Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная, но терпимая.

А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе.

Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц. Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее. Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009.

Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в

«О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»

от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.

В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:

  • Автомагистраль Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются.
  • Скоростная автомобильная дорога Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги.
  • Обычная (нескоростная) автомобильная дорога Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными, на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.

Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.

Выделяются следующие категории дорог:

  1. III В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями.
  2. IV Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
  3. II Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями).
  4. I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ) Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км.
  1. V Это небольшие однополосные дороги шириной от 4,5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.

Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.

Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е. В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог.

Поэтому мы рассмотрим их вместе. Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом: Группа улиц Виды улиц и дорог (по значению) Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам) А Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения IА Б Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения IБ В Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные IВ Г Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги II Д Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные III Е Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки IV Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц.

К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.

Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.

В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи.

В то же время могут использоваться и более узкие обозначения. В частности, выделяются два вида снега:

  1. Рыхлый снег Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
  2. Талый снег Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.

Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием.

Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП.

Да и пешеходам такие это мешает: на скользком тротуаре можно легко получить серьезные травмы при падении. Зимняя скользкость бывает двух видов:

  1. Стекловидный лед (гололед) Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.
  2. Уплотненный снег (снежный накат) Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3).

Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое.

Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.

К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).

Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:

  1. Формирование снежных валов
  2. Скол уплотненного снега и льда
  3. Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
  4. Сгребание и подметание снега
  5. Вывоз снега и скола льда

Расчистка дорог – механизированная, хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники. Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.

В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  1. Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега
  2. На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе.

Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.
Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:

  • Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
  • Снег и наледь счищаются до асфальта

Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.

К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:

  1. Толщина УСП – от 3 до 8 см
  2. Максимальная скорость движения – 60 км/ч
  3. В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 суток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед
  4. На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей

Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД. Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения: Вид дефекта Сроки устранения *, сут Колея глубиной более 3 см не более 2 Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см2 не более 2 Слой рыхлого снега толщиной более 8 см не более 6 *Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.

Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия.

Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.

Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы: Вид снежно-ледовых образований Категория дороги Группа улиц Срок устранения*, ч Рыхлый или талый снег IА, IБ А, Б не более 4 (в сельских поселениях – не более 3) IВ, II В, Г не более 5 (в сельских поселениях – не более 4) III-IV Д, Е не более 6 V — не более 12 Зимняя скользкость IА, IБ, IВ А-В не более 4 (в сельских поселениях – не более 5) II, III Г, Д не более 5 IV Е не более 6 V — не более 12 * Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами. Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е).

Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.

Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:

  1. Заездные (парковочные) карманы
  2. Посадочные площадки автобусов
  3. Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например, около автомагистрали или скоростной дороги)

Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.

Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.

Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега: Элемент благоустройства Категория дороги допустимая толщина слоя, см Срок снегоочистки*, ч Заездные карманы IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) 2 (0) не более 6 IВ, II, III 6 (4) IV, V 8 (6) Посадочные площадки автобусов IА, IБ 2 (0) не более 6 IВ, II, III 6 (4) IV, V 8 (6) IА, IБ 6 (4) не более 24 IВ, II 8 (6) Площадки отдыха и стоянки транспортных средств III, IV, V 12 (8) * Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.

Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью.

По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.

Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться.

При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины.

А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие. Во время снегопада на тротуарах допускается:

  1. На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
  2. На остальных дорогах – не более 12 см снега
  3. На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)

Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.

А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки? Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:

«8.5 На покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению»

.

Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега.

Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.

Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.

Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:

  1. Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
  2. Толщина уплотненного снега – не более 6 см
  3. Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
  4. При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток

Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке. Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы: Вид снежно-ледяных образований Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч Срок устранения*, ч Рыхлый и талый снег от 250 1 100-250 2 до 100 3 Зимняя скользкость от 250 12 100-250 18 до 100 24 * В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.

Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.

Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.

Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов.

Ведь мало просто свалить снег в одну кучу.

Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта. Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:

  1. В лотковой части дороги
  2. На разделительной полосе шириной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)
  3. На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)

А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее. Снежные валы запрещается формировать:

  1. На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
  2. На тротуарах
  3. Около перекрестков
  4. На мостовых сооружениях
  5. На газонах
  6. На разделительной полосе шириной меньше 5 м
  7. Около железнодорожных переездов

На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.

Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы: Элемент дороги Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м Железнодорожный переезд 400 Пересечение в одном уровне 150 Остановочный пункт маршрутных транспортных средств 20 Пешеходный переход 15 Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?

В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:

  • Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник
  • Оставить лежать до конца зимнего сезона

Первый вариант – наименее ресурсозатратный.

При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае, если снежный вал никому не мешает. Складировать снег до весны разрешается:

  1. В лотковой части дороги
  2. На разделительной полосе шириной более 5 м
  3. На пустырях

Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти.

При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять.

А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.

ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:

  1. С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
  2. С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада

При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока. Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017.

Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки. Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:

  • Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
  • Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
  • Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
  • Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
  • Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
  • Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада
  • На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
  • Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1-3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов

Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России. Хотите узнать больше?

  1. На странице вы найдете подробное описание наших услуг и базовые цены на них.

Хотите регулярно получать информацию по данной теме?