Кто такой добрросовестный работодатель в инспекции труда



Кто такой добрросовестный работодатель в инспекции труда

Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия


Как государственная трудовая инспекция помогает добиться справедливости? Как обратиться в этот орган с жалобой, каким правилам необходимо следовать при написании документа? Обсудим подробно ниже.СодержаниеНарушение прав работников, отказ в предоставлении выплат и отпусков, гарантированных законом – не редкость в нашей стране. Задача такого органа исполнительной власти, как федеральная инспекция труда (ИТ), состоит в осуществлении контроля и надзора за подобными ситуациями, не выходя за рамки трудового законодательства.

ИТ находится в подчинении Роструда – уполномоченного федерального органа.

При этом на местах контроль осуществляется государственной инспекцией территориального значения. располагает следующими полномочиями:

  1. Подготовка документации для привлечения к ответственности виновных.
  2. Выдача письменного предписания с установлением сроков устранения нарушений;
  3. Проведение проверки и регистрация ее результатов в акте;
  4. Составление протокола об административном правонарушении в случае неисполнения;

Обращение можно подавать при любом нарушении прав работающих граждан РФ, включая неразрешенные споры, в которых имели место вопросы выдачи зарплаты и пособий, гарантированных законом.

Также можно написать жалобу онлайн, не найдя консенсуса с работодателем относительно режима труда и отдыха, отпусков, продолжительности работы и перерывов, а также по другим спорам.Согласно нормам действующего законодательства, образца жалобы в трудовую инспекцию не существует, поэтому жалобу пишут в свободной форме.При составлении документа рекомендованы правила ведения деловой переписки:

  • Соблюдайте правила русского языка. Разумеется, в случае допущения ошибки обращение рассмотрят, тем не менее, такая переписка невозможна без грамотного и структурированного изложения текста;
  • Передаваемая информация должна быть краткой, точной и достоверной. Перепроверьте все данные, отражая объективное положение вещей, а не личное отношение гражданина к ситуации. Сжатый и лаконичный текст должен включать факты, которые сформируют адекватную оценку случившегося.
  • Указывайте имя и контактные данные. Анонимные жалобы не рассматривают, а контактная информация необходима для дальнейшей связи и отправления ответа.

Государственная инспекция трудаг.

Москва, ул. Ватутина, д.15от Волощук Андрея Игоревичаг. Москва, ул. Жукова, д.22, кв.16контактный телефон: 25-14-17ЖАЛОБАС 2009 года по сегодня я, Волощук Андрей Игоревич, работаю строителем в ООО «Быстро Дом», которое находится по адресу: город Москва, улица Металлургов, дом 17.

С мая 2012 года по настоящее время мне отказывают предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, аргументируя это отсутствием человека для замены. Я несколько раз писал заявление на отпуск, однако сотрудник отдела кадров отказывался его принимать.Когда я получил очередной отказ 12 июля 2015 года, подал жалобу генеральному директору общества Гусаковскому Николаю Григорьевичу.

Референт в приемной директора заявление принял, однако не дал согласие зафиксировать этот факт на моей копии. Ответ на обращение я так и не получил.Я решил поговорить с директором предприятия лично и записался на встречу 14 августа 2015 года. Во время беседы Гусаковский Н.Г. напрямую указал, что отпуск мне не предоставят, а при желании спорить я могу увольняться.В связи с вышеизложеннымПРОШУ:взять под контроль данный факт и наказать виновных лиц;реализовать мое право на оплачиваемый отпуск.19 августа 2015 года Волощук А.
напрямую указал, что отпуск мне не предоставят, а при желании спорить я могу увольняться.В связи с вышеизложеннымПРОШУ:взять под контроль данный факт и наказать виновных лиц;реализовать мое право на оплачиваемый отпуск.19 августа 2015 года Волощук А.

И.

Написать обращение можно тремя способами:

  1. через официальный сайт ГИТ.
  2. собственноручно;
  3. с помощью Почты России;

Рассмотрим каждый способ детально.Первый случай понятен. Изложив суть жалобы на бумаге (помните, что обращения составляют в двух экземплярах), доставьте ее в инспекцию (на своей копии проставьте дату подачи, а также подпись и Ф.И.О. принявшего лица) и ждите ответ.

Кроме почтового адреса укажите также номер телефона для связи с вами в случае необходимости уточнений или дополнительных вопросов.Отправка претензии Почтой России схожа с личной доставкой жалобы. Пишете обращение, идете на почту и отправляете один экземпляр заказным письмом с уведомлением, а второй оставляете у себя. Вернувшийся документ – доказательство получения отправленного письма, на котором есть подпись принявшего его лица.

Кроме этого, сохранив квитанцию об отправке, вы подтвердите этот факт до возвращения уведомления.Проще всего пожаловаться на нечестного работодателячерез сеть Интернет.

Для этого зайдите на официальный сайт . Выберите вкладку «Онлайн приемная» и тему претензии (из выпадающего списка, который содержит самые распространенные проблемы). Если не сможете найти тему обращения, кликните на вкладку с «Иными вопросами». Перейдя по ссылке, выберите функцию «Отправить заявление».Для подачи претензии придется пройти анкетирование и указать контактную информацию.

Перейдя по ссылке, выберите функцию «Отправить заявление».Для подачи претензии придется пройти анкетирование и указать контактную информацию. После внесения персональных данных понадобятся сведения о предприятии-работодателе – ИНН, ОГРН, имя и должность руководителя и ваша.Лишь после этой процедуры можно будет перейти непосредственно к изложению сути проблемы. Для подтверждения ситуации к письму прикрепите файлы (отсканированные копии трудового договора, заявления, приказы).При направлении жалобы любым способом не ждите молниеносного ответа.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предполагает срок до 30 календарных дней с момента поступления в инстанцию.

ИТ имеет право запросить документацию, которая регламентирует отношения между сотрудником и работодателем.На предприятии обязательно должны вестись такие локальные нормативные документы, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение о работников (и обязательство об их неразглашении), положение об оплате труда. Их просмотрит инспекция. Проверят и факты, что работник выполняет должностные обязанности, предварительно подписав трудовой договор, а приказы относительно личного состава фиксируют все движения кадров.Первым и самым главным пунктом акцентирования внимания проверяющего станет факт наличия трудовых договоров и соблюдения правил ведения и хранения книжек учета стажа, утвержденных законом. Также проверят табель учета рабочего времени для поиска расхождений в нем и выплатах работнику.

К примеру, за ночные смены или сверхурочные работы. Не пропустит мимо инспектор ИТ информацию о труде отдельных категорий граждан (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины), на которых распространяется правило об ограничении времени работы.

Автор: Поделиться:Рекомендуем к прочтению

Правовые основы взаимоотношений работодателей и органов надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Версия для слабовидящих РОСТРУД (495) 343-95-98Горячая линия 115582, Москва, ул.

Домодедовская, д. 24, корп. 3

21.08.2014 В новом Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ от 30.12.01г.

№ 197-фз) целая глава посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда РФ (гл. 57 ТК РФ). Значит ли это, что до принятия этого основополагающего закона в сфере регулирования трудовых отношений, в нашей стране надзора за соблюдением законодательства о труде не было?

57 ТК РФ). Значит ли это, что до принятия этого основополагающего закона в сфере регулирования трудовых отношений, в нашей стране надзора за соблюдением законодательства о труде не было?

Вернемся к истории. До 1994 года государственный надзор за соблюдением законодательства о труде от имени государства осуществляли профессиональные союзы.

ВЦСПС, отраслевые профсоюзы и их органы на местах располагали целым штатом технических и правовых инспекторов труда, которые обеспечивали защиту трудящихся в условиях практически единого собственника, которым являлось государство. Следует отметить, что в СССР, вплоть до его распада, не была ратифицирована Конвенция 1947 года Международной организации труда (МОТ) об инспекции труда, в которой закрепляется принцип государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, главенствующая роль государства в регулировании трудовых отношений в обществе и охране здоровья наемных работников при выполнении ими трудовых обязанностей. В рамках подготовки к ратификации указанной Конвенции, 4 мая 1994 г был издан Указ Президента РФ № 850

«О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»

, в июле этого же года Указом Президента № 1504 было утверждено Положение о Рострудинспекции.

Во всех субъектах Российской Федерации были созданы соответствующие территориальные органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. В Московской области такая инспекция была создана уже в 1994 году, в Москве — фактически начала функционировать с 1995 года.

В последнее время государством уделяется огромное внимание законодательному и нормативному регулированию вопросов охраны труда.

Это в первую очередь связано с тем, что статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены – обязанность государства (статьи 2 и 37 Конституции РФ). Именно поэтому, 11 апреля 1998 года федеральным законом № 58-фз были ратифицированы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция № 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция № 155), принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве.
Именно поэтому, 11 апреля 1998 года федеральным законом № 58-фз были ратифицированы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция № 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция № 155), принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве.

Это позволило 17.07.99г принять основополагающий закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-фз), в котором государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда был закреплен законодательно.

Была так же проведена реорганизация органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В настоящее время Федеральная инспекция труда представляет собой стройную систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства во всех субъектах РФ. Возглавляет Федеральную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда РФ, заместитель министра труда и социального развития РФ, заслуженный юрист РФ, Варов Владимир Константинович.

Под его непосредственным руководством работает Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Минтруда и социального развития РФ, который в свою очередь осуществляет руководство государственными инспекциями труда во всех субъектах РФ. Особо следует отметить, что в силу ст.

6 ТК РФ, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а так же установление системы и полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК РФ). Основными задачами являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ). В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены достаточно широкие полномочия (ст.

356 ТК РФ). Во-первых , это проведение государственными инспекторами труда проверок, обследований, как планового характера, в целях предотвращения нарушений прав граждан, так и внеплановых проверок, связанных с обращениями и жалобами граждан. Причем госинспектор труда обязан считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 358 ТК РФ). Для проведения проверки госинспектор труда вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать организации (работодателей – юридических и физических лиц) всех организационно правовых форм и форм собственности.

Вправе запрашивать и безвозмездно получать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст.

357 ТК РФ). Указанные полномочия подкреплены законодательно установленной обязанность работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (абзац 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). С принятием федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)»

от 08.08.01г.

№ 134-фз, в федеральной инспекции труда введен специальный порядок организации надзорно-контрольной деятельности.

В соответствии с требованиями федерального закона № 134-фз, решение руководителя государственной инспекции труда о направлении государственного инспектора труда на проверку оформляется приказом руководителя или распоряжением заместителя руководителя, который(ое) инспектор обязан предъявить работодателю или его представителю. В приказе (распоряжении), в соответствии с требованиями Закона № 134-фз, указываются: — номер и дата издания приказа (распоряжения), — наименование государственной инспекции труда, — фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, которому поручено проведение проверки, — наименование организации, в которой предполагается проводить контрольно-надзорные мероприятия, — цели и задачи проводимой проверки, — основания для проведения проверки (плановая, внеплановая), дата начала и окончания проверки, срок для проверки исполнения предписания. Проводить проверку может только тот государственный инспектор труда, которому это поручено приказом (распоряжением) о направлении на проверку.

Во-вторых , это осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. № 279, распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм (в том числе и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — ПБОЮЛ) и форм собственности.

В связи с важностью указанного Положения, как для работников, так и для работодателей, остановимся подробнее на тех вопросах, которые оно регламентирует.

В соответствии с указанным Положением, расследованию и учету подлежат несчастные случаи: — с работниками, выполняющими работу по трудовому договору, — со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, проходящих производственную практику в организациях, — с лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду администрацией исправительных учреждений, — с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя (обращаю внимание читателей, что под «другими лицами», в том числе понимаются и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера – подряда, возмездного оказания услуг и т.

п.) Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: — травма, в том числе нанесенная другим лицом; — тепловой удар; ожог; обморожение; — утопление; — поражение электрическим током, молнией, излучением; — укусы и повреждения, нанесенные животными; — повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций; — стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, при соблюдении следующих условий: 1. если они повлекли за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату работником трудоспособности, либо смерть работника, 2. если они произошли: — в течение рабочего времени (в том при работе с отклонениями от нормальной продолжительности рабочей недели), во время перерывов, подготовки и уборки до и после окончания работы, как на территории организации, так и вне её; — при следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя, либо личном, в случае использования его в интересах работодателя по его распоряжения, либо в соответствии с трудовым договором, — при следовании к месту служебной командировки и обратно, — при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха, — при работе вахтовым методом, во время междусменного отдыха, — при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий, — при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершенные в интересах работодателя, или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

В обязанности работодателя при несчастном случае на производстве входит: во-первых, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, доставке его в медицинское учреждение, предотвращению развития аварийной ситуации, сохранения до начала расследования места происшествия в том виде, в каком оно было на момент происшествия; во-вторых, немедленно информировать о несчастном случае родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. В течение суток работодатель должен направить соответствующие сообщения в государственную инспекцию труда, в прокуратуру, в орган исполнительной власти, страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и др. За несвоевременное сообщение указанным органам о несчастном случае (сокрытие несчастного случая) установлена административная ответственность.

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ на физическое лицо и от 50 до МРОТ на юридическое лицо вправе наложить государственный инспектор труда, в-третьих, обеспечить своевременное расследование несчастного случая и его учет.

Кроме перечисленных, Положение регламентирует также порядок расследования (групповые несчастные случаи – 2 и более человек, тяжелые – отнесенные к таковым в соответствии со Схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве, утв.

Приказом Минздрава РФ от 17.08.99г. № 322, смертельные, — расследуются с обязательным участие государственного инспектора труда) и оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

По каждому несчастному случаю на производстве, подлежащему расследованию и фактически расследованному в соответствии с установленным Положением порядком, составляется либо акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1), либо акт произвольной формы (в тех случаях, когда в результате расследования связь несчастного случая с производством не устанавливается). Материалы расследования тяжелых, групповых и смертельных случаев на производстве направляются в территориальные органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 143 УК РФ. В-третьих , государственный инспектор труда, обнаружив нарушения трудового законодательства, вносит предписания об их обязательном устранении.

В силу ст. 22 ТК РФ, выполнение требований предписания является законодательно закрепленной обязанностью работодателя. Вот примеры типичных нарушений, допущенных должностными лицами предприятий и организаций (в том числе работниками кадровых служб) и выявленных в результате проверок, проведенных госинспекторами труда.

Главной проблемой в настоящее время является отсутствие в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальных нормативных актов, которые являются основным источником норм трудового права применительно к отдельно взятой организации. Законодательство предоставляет работодателю большую свободу в определении способов и методов осуществления своей уставной хозяйственной деятельности.

Это относится и к трудовому законодательству. Работодатель сам определяет количество работников, необходимое для деятельности организации, порядок приема и увольнения работников, режим работы своей организации (начало и окончание рабочих смен, графики сменности, порядок учета рабочего времени, время отдыха – от перерывов для обогрева и приемы пищи до графика отпусков), порядок применения мер поощрения и взыскания, порядок оплаты труда, в том числе заинтересовывающий работника в результатах труда.

Все эти вопросы должны быть урегулированы локальными нормативными актами работодателя: правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190 ТК РФ), положением об оплате труда (ст. 135 ТК РФ) и др. Конечно, все локальные нормативные акты должны быть разработаны и приняты с учетом требований статьи 8 ТК РФ, предусматривающей, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, а так же принятые без учета мотивированного мнения представительного органа работников, являются недействительными.

На практике же имеет место или отсутствие локальных актов как таковых, или в них содержатся положения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством. Много нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Например, очень во многих учреждениях трудовые договоры с работниками, принятыми на работу после 01.02.2002 года, до сих пор не оформлены в соответствии с требованиями ст.

67 ТК РФ, а именно, в письменной форме и в двух экземплярах. Работодателями не приняты меры для исполнения требований указанной статьи применительно к тем работникам, которые были приняты на работу ранее: работникам в письменной форме не предложено оформить трудовые отношения в соответствии с требованиями статьи 67 ТК РФ.

Нарушаются требования ст. 66 ТК РФ, выражающиеся в том, что не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек, установленный постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.73 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек. Записи о приеме на работу работников не производятся, трудовые книжки хранятся не сейфе, как того требует инструкция, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т. п. . Указанные нормативные акты (Постановление и Инструкция) продолжают действовать в части, не противоречащей ТК РФ.

В частности, с вступлением в силу ТК РФ, работодатели — физические лица лишены права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 66 и 309 ТК РФ). Документом, подтверждающим работу у предпринимателя без образования юридического лица, является письменный трудовой договор, зарегистрированный в органе местного самоуправления (ст. 303, 309 ТК РФ) Большое количество нарушений выявляется в связи с необоснованным заключением срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок.

Этот вид нарушений трудового законодательства получил очень широкое распространение под видом «трудовых контрактов». С принятием нового ТК РФ возможность заключения срочных трудовых договоров регламентирована достаточно четко, однако не надо забывать, что основания, послужившие причинами заключения срочного трудового договора, должны быть обязательно отражены в тексте трудового договора (ч. 5 ст. 57 ТК РФ), поскольку это существенные условия трудового договора.

Например, часть 14 ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договор с творческими работниками средств массовой информации, театрально-зрелищных, кино-, теле-, видеосъемочных организаций, цирков и т.п., а так же профессиональными спортсменами.

Перечень профессий, относящихся к творческим в указанных организациях, в настоящее время разрабатывается и будет, в соответствии с законом, утвержден Правительством РФ. Это, во-первых, означает, что до утверждения таких перечней срочные трудовые договоры по указанному основанию не могут заключаться, а, во-вторых, что и после утверждения таких перечней срочные трудовые договоры не могут заключаться с лицами, поступающими в творческие организации на работу, не относящуюся к творческой (водители, бухгалтеры, уборщицы и т.п.).

Срочный трудовой договор, заключенный без достаточных, установленных ст. 59 ТК РФ оснований, признается заключенным на неопределенный срок. Такое решение может быть принято государственным инспектором труда либо судом.

Типичным нарушением, связанным с работой кадровых служб, является несвоевременное ознакомление работников с приказами о приеме на работу ( ст. 68 ТК РФ), о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Законом для этого отпущено только 3 дня.

Тот факт, что отдельные подразделения могут находиться достаточно далеко от кадровой службы, не является уважительной причиной невыполнения указанных требований закона, а несоблюдение этой процедуры, например, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания. В настоящее время много проблем возникает в связи с тем, что вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры гражданско-правового характера . Надо обязательно помнить, что трудовые отношения характеризуются прежде всего трудовой функцией, то есть работой по определенной специальности, квалификации или должности, в то время как гражданско-правовые отношения — выполнением определенного объема работ или оказанием определенных услуг.

Отличительным признаком трудовых отношений со стороны работника является подчинение правилам внутреннего трудового распорядка предприятия, а со стороны работодателя – обеспечение условий труда, в том числе и безопасных. Кроме того, госинспекторы труда имеют право приостанавливать работу отдельных подразделений в тех случаях, когда выявлены нарушения требований охраны труда, которые могут создать угрозу жизни и здоровью работников, до момента устранения указанных нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам ведения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований по охране труда; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов и др. В-четвертых , это привлечение виновных в нарушениях законодательства о труде к установленной, в соответствии с федеральными законами, ответственности.

Новый Трудовой Кодекс, в ст. 419, определяет виды ответственности за нарушение трудового законодательства. Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена: — уголовная (ст. 143, 145, 145-1 УК РФ), — административная (в соответствии с вступившим с 1 июля 2002 года новым Кодексом РФ об административных нарушениях, который предусматривает ответственность за нарушения трудового законодательства в нескольких составах и устанавливает полномочия государственных инспекторов труда при применении административной ответственности), — дисциплинарная (в ТК РФ предусмотрена такой вид дисциплинарной ответственности, как увольнение по инициативе работодателя по п.п.

«д». п.6 ст. 81 ТК РФ за нарушения работником требований по охране труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия), — материальная (с точки зрения надзорно-контрольной функции государственной инспекции труда, это, прежде всего, ответственность работодателя перед работником – за незаконное лишение возможности трудиться, за несвоевременную выплату заработной платы и пр.) Обязанность работодателя своевременно уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства, также предусмотрена статьей 22 ТК РФ. Следует обязательно отметить, что закон, предоставив государственным инспекторам труда большие полномочия, возложил на них и целый ряд обязанностей. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности инспектор обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также Положение о федеральной инспекции труда, регулирующее деятельность инспекции.

Особо выделена такая обязанность госинспектора труда, как обязанность хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую ему известной при осуществлении своих полномочий (ст. 358 ТК РФ). На практике это выглядит таким образом, что инспектор имеет право (ст. 357 ТК РФ) потребовать для проверки различные документы, из которых можно судить о соблюдении трудового законодательства в проверяемой организации.

Это могут быть, например, банковские проводки. Предметом контроля в данном случае может быть целевое использование бюджетных средств, направленных на погашение задолженности или выплату заработной платы, а также на финансирование мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ). Кроме того, это платежные ведомости по выплате заработной платы, расчетные карточки, договоры гражданско-правового характера, так как часто встречаются случаи неправильной квалификации трудового договора, как договора гражданско-правового характера, договоры о полной материальной ответственности и пр.

Такая информация, может быть отнесена к коммерческой тайне (в соответствии с локальными нормативными актами), инспектор же имеет законодательное право доступа к такой тайне, но обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений. Действия государственного инспектора труда, как и всякого должностного лица, могут быть обжалованы.

Жалоба на действия инспектора может быть направлена либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.