Нормативно правовая база коррупции



Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции

  1. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  1. Федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
  1. Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 г.

    № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

  1. Федеральный закон РФ от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»
  1. Федеральный закон РФ от 25 июля 2006 г.

    № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»

  1. Федеральный закон РФ от 7 мая 2013 г.

    № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

  1. Федеральный закон РФ от 22 декабря 2014 г. № 431 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
  2. Федеральный закон РФ от 5 октября 2015 г. № 285 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникшей личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»
  3. Федеральный закон РФ от 7 мая 2013 г.

    № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

  1. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы»
  1. Указ Президента РФ от 8 марта 2015 г.

    № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»

  1. Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
  1. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»
  1. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г.

    № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

  1. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
  1. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г.

    № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»

  1. Указ Президента РФ от 25 февраля 2011 г.

    № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»)

  1. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г.

    № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

  1. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г.

    № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

  1. Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
  1. Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г.

    № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»

  1. Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г.

    № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»

  1. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»)
  2. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
  1. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г.

    № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

  2. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»)
  3. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»)
  1. Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г.

    № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации»)

  1. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
  1. Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г.

    № 613 «Вопросы противодействия коррупции»

  1. Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г.

    № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»

  1. Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
  2. Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г.

    № 453 «О внесении в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

  3. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г.

    № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»

  4. Указ Президента РФ от 21 февраля 2017 г.

    № 82 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.

    № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

  1. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности»
  1. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»
  1. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г.

    № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»

  1. Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»
  1. Постановление Правительства от 6 ноября 2014 г.

    № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

  2. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2016 г.

    № 2867-р «Об утверждении формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать»

  3. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»

32.7 КБ DOCX Скачать 20.56 КБ DOCX Скачать

Правовые и организационные основы противодействия коррупции

Устойчивость работы государственного аппарата Российской Федерации, его независимость от внешних воздействий гарантирует развитие государства и качество жизни граждан.

Если государственный служащий оказался в ситуации, когда на него оказывается воздействие с целью вовлечения в коррупционные преступления, он должен иметь механизм борьбы с этим влиянием. Принятые на настоящий момент нормативно-правовые акты должны обеспечить защиту общества от коррупции. Основным нормативным актом в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации стал закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.
Основным нормативным актом в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации стал закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Им были установлены: основные понятия; организационно-правовые меры, применяемые для предотвращения коррупционной деятельности; ограничения, которые налагаются на государственных служащих и должностных лиц в целях противодействия коррупции.

Также в зоне регулирования федерального закона оказались вопросы конфликта интересов, который иногда становится основой для противоречащего целям государства поведения госслужащего, даже без наличия явной коррупционной составляющей. В интересах каждого государственного органа в Российской Федерации оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения.

Закон не полностью смог отрегулировать сложную ситуацию со взяточничеством в Российской Федерации. Так, он оказался в достаточной степени рамочным, но дал возможность развернуть в погоне за показателями широкую кампанию по привлечению к ответственности врачей, учителей, постовых полицейских – лиц, которые не имеют возможности причинить серьезный вред своими действиями, но традиционно получают взятки-подкуп или взятки-благодарность . Меры по декларированию доходов, ставшие одним из способов контроля, не спасают от оформления имущества на доверенных лиц.

Нормы о конфликте интересов оказались в достаточной степени формальными, они не подкреплены механизмом действий при возникновении конфликта интересов, механизмом его урегулирования. Общего понятия коррупции в законе, в отличие от общественного восприятия, не существует.

Предложен перечень действий, каждое из которых, с одной стороны, носит характер противоправного, с другой, характеризуется неким общим признаком – должностное лицо использует свое служебное положение для получения выгод, совершая при этом действия, идущие вразрез с интересами общества и государства. Выгода может достигаться любыми путями, включая получение денежных средств или имущества от третьих лиц, заинтересованных в том или ином действии государственного служащего Российской Федерации. Таким образом, закон о противодействии коррупции в ст.

1 подводит под это понятие такие составы уголовных преступлений, как:

  1. коммерческий подкуп.
  2. злоупотребление служебным положением;
  3. дача или получение взятки благодаря служебному положению;
  4. злоупотребление полномочиями;

Далее закон вводит самостоятельное определение, которое нельзя соотнести с определенным составом: использование служебного положения вопреки интересам общества или государства для получения выгоды себе или каким-то третьим лицам.

Очевидно, что это определение может быть разложено на составы, указанные ранее. Также необходимо отметить, что в законе о противодействии коррупции не рассмотрено получение выгоды неимущественного характера, например, устройство ребенка на высокооплачиваемую работу или протекция по службе. Это резко сужает возможности контроля над коррупционными проявлениями в Российской Федерации.
Это резко сужает возможности контроля над коррупционными проявлениями в Российской Федерации.

Под противодействием коррупции закон понимает действия уполномоченных государственных органов, структур гражданского общества, граждан, целью которых становится предупреждение коррупционных проявлений; борьба с ними; минимизация последствий этих деяний. Таким образом, закон счел борьбу с коррупцией задачей всего общества, а не только государственного аппарата. Помимо закона, специфическая деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в частности, указами Президента Российской Федерации, постановлениями, издаваемыми министерствами, ведомствами, муниципальными властями.

Так, на уровне многих муниципальных районов Российской Федерации отдельными распоряжениями их глав внедряются Памятки «Как не быть вовлеченными в коррупцию» с четким перечислением обязанностей муниципального служащего, возникающих при его столкновении с коррупционными проявлениями, и задач по организации противодействия коррупции. Специфика субъекта преступления – лица, обладающего служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта Российской Федерации противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.

В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств. Каждый бизнесмен, каждое лицо в Российской Федерации, которые могли стать жертвой коррупционного преступления, совершенного в целях, выгодных конкурентам, должны иметь возможность прямого взаимодействия со службами внутреннего контроля над правоохранителями и на региональном, и на федеральном уровне. Организационной основой противодействия коррупции в этом случае станет возможность создания на правовой основе постоянной защищенной коммуникации между бизнесом и управлениями внутреннего контроля.

Второй особенностью стало создание особого правового статуса для имущества госслужащего Российской Федерации и членов его семьи.

Оно по широкому перечню должно быть внесено в декларацию, которая становится доступной для изучения широкой общественности. Также декларируется имущество супругов госслужащих РФ и их несовершеннолетних детей.

Фактически декларирование стало мерой ограничения правоспособности гражданина, состоящего на государственной службе.

Вместе с декларированием закон о противодействии коррупции ввел норму о необходимости передачи в доверительное управление долей и акций, принадлежащих служащему. Норма призвана создать ситуацию, когда чиновник не может принимать оперативные или стратегические решения по принадлежащей ему компании, но если он владеет одним или менее процентом акций, норма не кажется целесообразной, при том, что чиновник несет расходы на оплату услуг доверительного управляющего.

В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.

Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Основными среди них стали:

  1. обязанность уведомлять соответствующие службы обо всех случаях склонения государственного служащего к совершению деяния, имеющего признаки коррупции;
  2. ограничение при поступлении на работу в течение двух лет после того, как чиновник или лицо, замещавшее должность в госаппарате РФ, покинул свое место работы. Если оплата труда на новом месте работы превышает 100 000 рублей, то он должен получить разрешение на трудоустройство в специальной комиссии.
  3. создание реестра лиц, уволенных по основаниям, связанным с утратой доверия;
  4. обязанность подачи декларации о своих доходах;

Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат.

Необходимо так выстраивать систему общественных связей, чтобы она стала или закономерно отмирающим рудиментом постперестроечной системы отношений, или порицаемым на уровне гражданского общества явлением. В этих целях закон предлагает:

  1. повышение роли независимых антикоррупционных СМИ, в том числе путем быстрой и четкой реакции на их публикации сотрудников ведомств, отвечающих за контроль над коррупционными преступлениями.
  2. устранить все запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, которые любят плодить государственные служащие. В этом аспекте особенно актуальна работа АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое за время своей деятельности смогло отработать несколько способов устранения барьеров на пути бизнеса в различных вопросах – от упрощения регистрации компаний до сокращения числа согласований при начале строительства;
  3. разумно повысить доходы сотрудников органов государственной власти и управления, доведя их до такой планки, при которой лишиться зарплаты из-за подозрений в коррупции было бы нелогично. Здесь же располагается группа мер, связанных с недопущением в дальнейшем к государственной службе тех лиц, на которых остался отпечаток коррупционной деятельности;
  4. создать работающий механизм общественного контроля над работой государственных служащих, позволяющий высветить все ситуации, имеющие признаки коррупционного деяния. В рамках этого механизма работают общественные палаты, общественные советы при министерствах и ведомствах, системы предварительной правовой экспертизы нормативно-правовых актов, петиции и общественные обращения, иные механизмы прямого вовлечения гражданского общества в систему контроля над чистотой осуществления полномочий госорганами;

Каждое ведомство, в свою очередь, должно помнить, что основой для совершения преступления становятся недоработки в сфере информационной безопасности.

Часто целью коррупционного деяния становится получение конфиденциальной информации о:

  1. планах и программах приватизации;
  2. планируемых решениях государственных органов;
  3. рассмотрении каких-либо вопросов, связанных с инвестиционными проектами или предоставлением льгот;
  4. кадровых назначениях.
  5. рассмотрении уголовного дела;

Понятно, что предотвратить совершение такого преступления можно, используя современные системы защиты информации, например, DLP-системы, которые позволят предотвратить утечку данных. Помимо этого, необходимо проводить регулярные проверки состояния защиты тех информационных блоков, которые представляют наибольший интерес. Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.

Каким бы ни был ответственным государственный или муниципальный служащий, в большинстве случаев он работает в ситуации, когда «рука руку моет», и его отказ отреагировать на предложение взятки в той среде, где совершение коррупционных правонарушений стало нормой поведения, может стать проблемой и для него, и для службы в целом.

Должен существовать работающий механизм, позволяющий ему чувствовать себя защищенным, вовремя переведя внешнее коррупционное давление на соответствующие службы, ответственные за экономическую безопасность. Памятка, принимаемая органами государственной власти или на уровне органа местного самоуправления, призвана показать такому сотруднику все возможности избегания спорных или сложных ситуаций или вовремя проинформировать об их существовании. Ответственность каждого конкретного лица должна стать основой противодействия коррупции.

Основным инструментом борьбы с коррупцией становится уголовное преследование.

Несмотря на широкую сеть охвата, крайне редко информация о привлечении государственного служащего к ответственности за коррупционные деяния становится достоянием прессы. Широко известный случай с министром экономического развития Улюкаевым не является показателем применения к нему мер этого характера, так как ситуация, которая стала причиной обвинения (вымогательство взятки за согласование приватизационной сделки), могла бы стать и основой для обвинений в мошенничестве или иных схожих по составу экономических преступлениях. В 2010 году Пленумом Верховного суда был выпущен обзор практики применения закона «О противодействии коррупции».

В обзоре отмечается, что за год, прошедший с принятия закона, было осуждено именно за коррупционные преступления 6826 лиц, среди них не только чиновники, но и сотрудники коммерческих структур . В ряде случаев закону удалось добраться до высокопоставленных преступников.

Основным составом, по которому обвинялись эти лица, оказалось взяточничество. Только 26 % обвиняемых получили наказание в виде реального срока. Основной мерой наказания как формы противодействия коррупции оказался штраф, размеры которого могут быть существенными.

Более позднюю практику пока не обобщили, но при анализе находящихся в открытых источниках решений дел по коррупционным статьям УК видно, что тенденция не меняется, только в поле зрения закона оказывается больше лиц из верхних эшелонов власти. Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.
Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.

Федеральный закон от 25.12.2008 г.

№ 273-ФЗ

О противодействии коррупции Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 годаОдобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1) коррупция:а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;3) нормативные правовые акты Российской Федерации:а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;в) муниципальные правовые акты;(Пункт введен — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ) Статья 2.

Правовая основа противодействия коррупции Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;2) законность;3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;2) законность;3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции 1.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.2.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции 1. Президент Российской Федерации:1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.2.

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.3.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.41. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

(Часть введена — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции).

Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции.

Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.6.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.61.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. (Часть введена — Федеральный закон от 06.02.2019 № 5-ФЗ)7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Статья 6. Меры по профилактике коррупции Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;21) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (В редакции Федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 03.12.2012 № 231-ФЗ)5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;8) обеспечение независимости средств массовой информации;9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.