Обоснования штатной единицы по платным услугам казенного учреждения



Обоснования штатной единицы по платным услугам казенного учреждения

Может ли бюджетное или казенное учреждение оказывать платные услуги


09 февраля 2021

  1. /
  2. /

Оказание платных услуг бюджетными учреждениями в каких случаях и при каких условиях возможно? Кто определяет цену за такие услуги и как оформляется их предоставление? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье. Исходя из прямого указания закона (п.

1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ), бюджетные учреждения создаются с определенной целью — для оказания услуг или выполнения работ по реализации функций государственных (муниципальных) органов. Большей частью они работают в таких сферах, как:

  1. занятость населения и иные.
  2. физкультура и спорт (спортивные школы, стадионы);
  3. наука и образование (школы, вузы, другие учебные заведения);
  4. здравоохранение и социальная защита (больницы, поликлиники, интернаты, санатории);
  5. культура (музеи, театры, выставочные залы);

Схожими целями и функциями характеризуются и казенные учреждения (ст.

6 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ).

Они отличаются от бюджетных учреждений особенностями финансирования, распоряжения доходами, объемом полномочий. Подробнее о казенных учреждениях и их отличии от бюджетных читайте в наших статьях и . Бюджетные и казенные учреждения относятся к некоммерческим организациям, и извлечение прибыли не является их основной целью.
Бюджетные и казенные учреждения относятся к некоммерческим организациям, и извлечение прибыли не является их основной целью.

Например, граждане получают бесплатное медицинское обслуживание в поликлинике по месту жительства, дети проходят бесплатное обучение в школе и т. д. Могут ли казенные и бюджетные учреждения оказывать платные услуги? Да, закон разрешает им дополнительно к их основной функции предоставлять услуги на платной основе (п.

2 ст. 24 закона № 7-ФЗ). О том, когда это возможно, рассказываем ниже. В «КонсультантПлюс» есть множество полезных материалов по теме. Например, статья о . Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете его на 2 дня бесплатно.

Или закажите актуальный , чтобы приобрести постоянный доступ. Оказание платных услуг в бюджетных и казенных учреждениях возможно исключительно при одновременном соблюдении следующих условий (п.

2 ст. 24, п. 3 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 161 БК РФ):

  • В уставе конкретной организации должно содержаться указание на возможность предоставления платных услуг, а также четкий перечень видов деятельности, приносящих доход. Выходить за рамки уставной деятельности при оказании платных услуг бюджетные учреждения не вправе. Для казенных предприятий также необходимо получение согласия учредителя.
  • Услуги должны соответствовать целям создания и деятельности этих организаций, не противоречить им. Например, государственное бюджетное учреждение образования (школа) вправе помимо бесплатного традиционного обучения учеников оказывать дополнительные услуги платного характера, но в той же плоскости, то есть направленные на образование и просвещение (кружки, секции, курсы).

В нормативных правовых актах закрепление такой возможности не требуется.

Платные услуги бюджетных организаций можно условно разделить на 2 группы:

  1. Основные. Они могут оказываться как сверх госзадания, так и в ряде случаев, предусмотренных законом, в его рамках (абз. 1 п. 4 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ).
  2. Неосновные. Право оказывать платные услуги по неосновным видам деятельности прямо законом не предусмотрено, но и не запрещено.

В отношении казенных предприятий такое деление не предусмотрено.

Так как бюджетные организации не являются коммерческими, их руководители не могут определять плату за предоставляемые услуги произвольно.

Этот процесс довольно строго регламентирован. По общему правилу порядок определения платы в отношении основных видов услуг устанавливается органом, на которого возложены функции учредителя (п. 4 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ). Поэтому в каждой сфере соответствующим государственным органом исполнительной власти принят нормативный правовой акт об определении платы по договорам.

Так, Минтрудом РФ установлено, что в подведомственных ему учреждениях размер платы за услуги определяет руководитель учреждения самостоятельно (п.

3 Порядка определения платы…, утв. ). Минтрансом РФ установлено, что учреждения также сами определяют размер платы за услуги, но с обязательным учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, установленных тарифов на аналогичные платные услуги, размера расчетно-нормативных затрат и т. д. (п. 2 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы)…, утв.

приказом ). Минздравом РФ установлено, что при определении размера платы по договорам подведомственные ему учреждения должны учесть мнение выборного представительного или совещательного органа при его наличии (п. 5 Порядка определения платы…, утв.

приказом ). Росстандартом РФ установлено, что размер платы должен определяться с учетом тарифов, если они установлены, анализа объема спроса, размера расчетных затрат и т. д. (п. 3 Порядка определения платы…, утв. ). Что касается неосновных видов деятельности, то законодательство не устанавливает, кто и как определяет размер платы за них.

Полагаем, что следует ориентироваться на правила, действующие для основных видов. Большинство учреждений при определении размера оплаты за услуги используют метод прямого счета.

Приведем образец калькуляции платных услуг в бюджетном учреждении образования.

Например, школа организовала курсы иностранного языка для взрослых:

  • Прямые затраты.Зарплата педагога — 20 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 54 часа в месяц оплата труда за час занятий составит 370 руб.Учащиеся занимаются индивидуально и в группах по 8 человек. Один курс обучения включает 25 часов групповых и 54 часа индивидуальных занятий. Фонд оплаты труда за курс обучения одного человека составит 21 136 руб. (25 × 370 / 8 + 54 × 370).
  • Себестоимость курса обучения для одного человека равна сумме прямых и накладных расходов — 34 451 руб.
  • Накладные расходы. Коэффициент накладных расходов возьмем 0,63. Накладные расходы составят 13 315 руб.

    (21 136 × 0,63).

  • Прибыль при рентабельности 5% составит 1722 руб.

Итого: цена обучения одного человека на курсах с учетом прибыли — 36 173 руб. Главное правило при оказании бюджетными учреждениями платных услуг состоит в том, что они должны предоставляться на тех же условиях, что и бесплатные (точнее, финансируемые из бюджета).

Услуги оказываются на основании договора, который заключается в письменной форме по общим правилам Гражданского кодекса РФ (гл.

25 ГК РФ). Кроме того, на эти отношения распространяются нормы закона о защите прав потребителей в части информирования об услугах, качестве предоставляемых услуг, ответственности исполнителя и т.

д. (ст. 13, 23, 23.1, 28, 30). В некоторых сферах действуют также особые правила, например:

  1. Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441).
  2. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) и др.
  3. Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515).

Кроме того, конкретные ведомства могут утверждать свои положения о предоставлении платных услуг бюджетным учреждением (см., например, приказ ФГБУ «ФКП Росреестра» «Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению кадастровых работ» от 25.07.2017 № П/263).

Некоторыми из указанных актов подробно регламентированы условия договора и порядок его заключения (например, п.

17 Правил предоставления медицинских услуг, п.

12 Правил оказания платных образовательных услуг), а в некоторых даже утверждена типовая форма договора (например, приказ Минобрнауки России

«Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

от 13.01.2014 № 8). В некоторых сферах помимо договора требуется оформить дополнительные документы.

Например, информированное добровольное согласие (п. 28 Правил предоставления медицинских услуг), согласие на обработку персональных данных) и т. д. Недопустимо вносить в договор условия, ущемляющие права потребителя. *** Таким образом, бюджетные и казенные учреждения вправе оказывать услуги на платной основе.
*** Таким образом, бюджетные и казенные учреждения вправе оказывать услуги на платной основе.

Такая возможность должна быть предусмотрена уставом организации. Характер предоставляемых услуг должен соответствовать целям и функциям учреждения. Более полную информацию по теме вы можете найти в .

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Автор:

Оказание бюджетным учреждением платных услуг

15 ноября 2017 г.

12:31 Автор: С. Валова Журнал «» № 11/2017 Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе).

Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье. В силу ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение.

К таковым относятся:

  1. гостиничные услуги;
  2. деятельность, связанная с торговлей;
  3. предоставлением услуг общественного питания.
  4. социальные услуги;
  5. консультационные услуги;
  6. издательская деятельность;
  7. образовательные и медицинские услуги;

Согласно ст.

39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ.

В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  1. гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);
  2. услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);
  3. платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);
  4. платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));
  5. платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения ( ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги.

В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п.

2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.
На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп.

«а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

  1. сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;
  2. перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;
  3. стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;
  4. сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется. При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п.

13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п.

12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

  1. о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);
  2. о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)
  3. о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).
  4. о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185. Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения ( ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н). Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Содержание операции Дебет Кредит Основание Начислены доходы от оказания платных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130 Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 2 205 31 660 Выписка из лицевого счета Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения 2 201 34 510 2 205 31 660 Приходный кассовый ордер Сдана выручка на лицевой счет учреждения 2 210 03 560 2 201 11 610 2 201 34 610 2 210 03 660 Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой 2 201 23 510 2 205 31 660 Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста Поступила выручка на лицевой счет 2 201 11 510 2 201 23 610 Выписка из лицевого счета Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Содержание операции Дебет Кредит Основание Начислены доходы от оказания платных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130 Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 2 205 31 660 Выписка из лицевого счета Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения 2 201 34 510 2 205 31 660 Приходный кассовый ордер Сдана выручка на лицевой счет учреждения 2 210 03 560 2 201 11 610 2 201 34 610 2 210 03 660 Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой 2 201 23 510 2 205 31 660 Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста Поступила выручка на лицевой счет 2 201 11 510 2 201 23 610 Выписка из лицевого счета Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1. Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов.

Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п.
В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п.

3). Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н). В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130 146 000 Поступила выручка в кассу учреждения 2 201 34 510 17 2 205 31 660 146 000 Отражена передача денежных средств инкассатору (146 000 руб.

— (146 000 руб. x 2,5 %)) 2 201 23 510 17 2 201 34 610 18 146 000 Внесены денежные средства на счет 40116 2 210 03 560 17 2 201 23 610 18 142 350 Поступила выручка на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 17 2 210 03 660 18 142 350 Оплачены услуги банка 2 302 26 830 2 201 23 610 18 3 650 Отражены расходы на оплату услуг банка 2 109 80 226 2 302 26 730 3 650 Пример 2. Бюджетное учреждение в августе 2017 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб.

за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п.

157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н). В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислены доходы по договору на оказание платных услуг, поступившие перед началом учебного процесса, на основании договора, заключенного с физическим лицом 2 205 31 560 2 401 40 130 120 000 Внесена в кассу учреждения плата за обучение 2 201 34 510 2 205 31 660 120 000 По итогам семестра (сентябрь – февраль) зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов (120 000 руб.

/ 10 мес. х 6 мес.) 2 401 40 130 2 401 10 130 72 000 Пример 3. У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест.

В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб.

Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислена плата за общежитие (1500 руб. x 95 чел.) 2 205 30 560 2 401 10 130 142 500 Внесена плата за общежитие на счет учреждения 2 201 11 510 17 2 205 30 660 142 500 В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы, формирующие себестоимость платной услуги, учитываются на счете 0 109 00 000

«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

.

Отметим, что затраты, которые учреждение несет при оказании услуги (выполнении работы), в силу ст. 138 Инструкции № 157н делятся на прямые и накладные. Помимо прямых и накладных расходов выделяют (п.

138 Инструкции № 157н):

  1. , которые связаны с процессом доведения до потребителей и продвижения услуг (реклама) и отражаются на счете 0 109 90 000 «Издержки обращения».
  2. общехозяйственные расходы, которые осуществляются для целей управления, обслуживания производства и отражаются на счете 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы». Примером таких расходов может служить руководителя учреждения, его заместителей и другого управленческого персонала, включая суммы начислений на заработную плату;

Перечень накладных расходов утверждается учетной политикой учреждения, как и база для распределения данных расходов. Выбор способа распределения накладных и общехозяйственных расходов зависит от особенностей работ (услуг), выполняемых (оказываемых) работниками учреждения. Пример 4. Учетной политикой бюджетного учреждения установлено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально объему доходов по соответствующему источнику финансирования.

В октябре 2017 года учреждение получило субсидию на выполнение государственного задания в размере 15 000 000 руб.

и доходы от оказания платных услуг в размере 5 000 000 руб. (цифры условные). Ресурсоснабжающая организация выставила учреждению счет за потребленную им в октябре 2017 года электроэнергию на сумму 66 000 руб. Коэффициент распределения накладных расходов – 0,33 (5 000 000 руб.

/ 15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.). Накладные расходы на электроэнергию по деятельности, финансируемой за счет платных услуг, составляют 21 780 руб. (66 000 руб. x 0,33). Соответственно, сумма оплаты электроэнергии, осуществляемой за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, – 44 220 руб.

(66 000 руб. x 0,67). В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Октябрь 2017 года Отражены расходы на электроэнергию, относимые на деятельность по платным услугам* 2 109 70 223 2 302 23 730 21 780 Отражены расходы на электроэнергию, относимые на деятельность по оказанию услуг в рамках госзадания* 4 109 70 223 4 302 23 730 44 220 Отражена оплата электроэнергии поставщику 2 302 23 830 2 201 11 610 21 780 4 302 23 830 4 201 11 610 44 220 * Все операции по распределению накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость конкретных видов медицинских услуг подлежат документальному оформлению справками (ф. 0504833) с приложением соответствующих расчетов.

По окончании месяца показатели аналитических счетов к счетам 0 109 70 000 и 0 109 80 000 переносятся на соответствующие аналитические счета к счету 0 109 60 000. В дальнейшем расходы учреждения, связанные с оказанием услуг, списываются в дебет счета 2 401 10 130 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета к счету 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (п.

67 Инструкции № 174н). Пример 5. В октябре 2017 года доходы, полученные от оказания платных ветеринарных услуг, составили 59 000 руб. (в том числе НДС – 9 000 руб.).

Материальные затраты – 10 400 руб., расходы на оплату труда экспертов – 20 000 руб., отчисления во внебюджетные фонды – 6 040 руб. Все расходы являются прямыми.

Накладные расходы на оплату коммунальных услуг равны 2 000 руб. Денежные средства были внесены в кассу учреждения и перечислены на лицевой счет организации. В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг 2 205 31 560 2 401 10 130 59 000 Начислен НДС 2 401 10 130 2 303 04 730 9 000 Поступила выручка в кассу учреждения 2 201 34 510 2 205 31 660 59 000 Отражено внесение денежных средств на лицевой счет 2 210 03 560 2 201 34 610 59 000 Поступила выручка на лицевой счет 2 201 11 510 2 210 03 660 59 000 Отражены расходы на оказание платных услуг 2 109 60 272 2 109 60 211 2 109 60 213 2 109 70 223 2 105 36 340 2 302 11 730 2 303 00 730 2 302 23 730 10 400 20 000 6 040 2000 Накладные расходы учтены в себестоимости платных услуг 2 109 60 223 2 109 70 223 2 000 Отражено списание расходов в связи с оказанием услуг 2 401 10 130 2 109 60 272 2 109 60 211 2 109 60 213 2 109 60 223 10 400 20 000 6 040 2 000 Отражен финансовый результат деятельности учреждения* (59 000 — 9 000 — 10 400 — 20 000 – 6 040 — 2 000) руб. 2 401 10 130 2 401 30 000 11 560 * По завершении финансового года суммы доходов и расходов, рассчитанные методом начисления, отраженные на соответствующих счетах учета финансового результата текущего финансового года, относятся на финансовый результат прошлых отчетных периодов (на счет 0 401 30 000) (п. 297 Инструкции № 157н). * * * Кратко сформулируем основные выводы: 1.

Бюджетные учреждения вправе проводить на договорной основе платные услуги, взимать плату за их оказание.

При оказании платной услуги в обязательном порядке заключается договор.

2. Цена платной услуги определяется на основании калькуляции, включающей затраты на проведение этих услуг и утверждается руководителем организации.

3. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. 4. Учет расходов осуществляется с детализацией всех затрат (прямые и накладные). База распределения накладных расходов между КВФО (4 и 2) определяется положениями учетной политики.

5. По завершении финансового года суммы доходов и расходов, рассчитанные методом начисления, отраженные на соответствующих счетах учета финансового результата текущего финансового года, относятся на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». [2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Учет платных услуг

Рассмотрим порядок учета платных услуг государственными учреждениями: что считается приносящей доход деятельностью, на каких основаниях ее следует осуществлять и как распоряжаться прибылью.

Право бюджетных и автономных учреждений на осуществлении приносящей доход деятельности закреплено в п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Отсылка к данному праву содержится также и в п.

3 ст. 161 БК РФ. В Письме Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036

«О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ»

сказано, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату.

К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Важным условием такой деятельности является соответствие целям создания бюджетного или автономного учреждения. Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе.

После того как определены цели, на их основании составляются и утверждаются виды деятельности учреждения – они также должны быть приведены в уставе. Особое внимание следует уделить законности приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, при этом должны быть выполнены следующие условия:

  1. деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует поименованным в уставе целям;
  2. приносящая доход деятельность предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Критерием, по которому можно судить, что приносящая доход деятельность служит достижению целей, для которых учреждение было создано, является факт того, что собственник (учредитель) утвердил устав.

Ведь в таком случае есть подтверждение, что виды деятельности из устава полностью соответствуют целям создания бюджетного или автономного учреждения. Помимо устава, документально закреплять список видов деятельности, приносящих доход, нигде не требуется.

Однако для целей налогового учета рекомендуется отразить все платные услуги в учетной политике учреждения.

Следует помнить, что по закону прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, а также приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение имеет право использовать только на цели, определенные уставом. Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений условно можно разделить на две группы:

  1. услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности (так называемые «неосновные» платные услуги).
  2. услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения (это основные платные услуги учреждения);

Отличие основных услуг в том, что основные платные услуги бюджетное и автономное учреждение имеет право оказывать сверх государственного (муниципального) задания. В ряде случаев, предусмотренных нормативными актами, такие услуги (работы) даже могут включаться в государственное (муниципальное) задание.

Однако для этого необходима прямая ссылка в федеральном законе. Например, ст. 46 Основ законодательства РФ о культуре гласит, что учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату. В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для учреждений, которые являются органами местного самоуправления и в силу необходимости осуществляют приносящую доход деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ), устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, это напрямую следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

. Отсылка к данному праву есть и в п.

4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, где сказано, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Неосновные платные услуги, в свою очередь, не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения.

При этом бюджетное или автономное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано. В отличие от основных, размер платы за неосновные платные услуги или работы учреждение вправе устанавливать самостоятельно. Предполагается, что если бюджетное учреждение добросовестно выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, при этом финансирования в виде субсидий на такие расходы не получает, то все отношения с юридическими лицами в данном виде деятельности устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга (работа) предоставляется за плату.

В настоящее время обширную практику применения в бюджетных и автономных учреждениях имеет заключение договоров субподряда. Ведь если учреждение не имеет достаточных ресурсов, чтобы оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельности бюджетного учреждения, учреждение имеет право заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги. Здесь решающим фактором будет корректное составление договора и процедура принятия договора по всем установленным нормам, ведь при несоблюдении этих условий заключение договора может быть расценено как нарушение Закона о защите конкуренции.

Когда есть все предпосылки и условия для оказания платных услуг и работ, можно говорить о формировании цен на такие услуги.

Необходимо учесть следующие затраты – заработная плата, отчисления в фонды, материальные затраты, коммунальные, транспортные расходы, различного рода расходы на командировки и прочее. Все эти статьи расходов будут формировать себестоимость оказываемых услуг в конкретном учреждении.

Также следует не забывать о накладных расходах.

Однако мало говорить о себестоимости, важно учесть и особенности оказания платных услуг и работ, имеет место также такой экономический показатель, как рентабельность.

В данном вопросе рекомендовано придерживаться «золотой середины», ведь по мнению Минфина, изложенному в Письме № 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, то этот факт может свидетельствовать:

  1. либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  2. либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Конкретную стоимость каждой платной услуги необходимо закрепить во внутренних документах учреждения, именно такую стоимость следует в последствии включать в договор с физическими и юридическими лицами на оказание услуг.

Менять стоимость после подписания договора нельзя, однако есть возможность проиндексировать ее исходя из уровня инфляции, при этом данное условие должно быть зафиксировано в самом договоре, это следует из ч. 3 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 8 Правил № 706.

Допускается и снижение оплаты, например, при покрытии части затрат за счет средств организации или за счет других средств. Порядок снижения и основания для этого устанавливаются внутренними положениями учреждения, указываются в договоре (или дополнительном соглашении к нему). Одним из методов информирования населения о снижении стоимости услуг является вывешивание соответствующих положений на информационных стендах учреждения, а также на интернет-ресурсах.

Эти положения описываются в ч. 5 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 7 Правил № 706.

Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.

Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг. Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение 10 (рабочих) дней после принятия или изменения.

Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч.

1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

«Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации»

.

Заключительным этапом процедуры оказания платных услуг является получение прибыли и распоряжение ею.

В данной статье коснемся только порядка распоряжения прибылью для бюджетных и автономных учреждений. Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, прибыль, полученная бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

При этом у учреждений есть обязательство по расходованию таких поступлений исключительно в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности.

С учетом того, что порядок расходования средств от приносящей доход деятельности не устанавливается правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований, учреждение вправе самостоятельно определить такой порядок. Важно помнить, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), как сказано в Письме Минфина № 12-08-06/44036.

При этом даже в случае оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания, поступления от приносящей доход деятельности не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Руководители бюджетных и автономных учреждений пригодится следующая информация – в случае, если планируется крупная сделка с привлечением средств, полученных от приносящей доход деятельности, то такая операция может быть совершена учреждением только по предварительному согласованию учредителя, согласно п.

13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях 12.01.1996 № 7-ФЗ.