Оплата имущественного налога в 2021 году



Оплата имущественного налога в 2021 году

Налог на имущество физических лиц в 2021 году

Налог на имущество в 2021 году: как рассчитать и когда заплатить Если спросить у юриста, что такое налог на имущество, в ответ можно услышать много красивых и непонятных терминов. Например, о том, что это финансовое обременение, установленное на территории местных субъектов, а физлица являются носителями налоговых обязательств.

На портале Реестры России вам ответят простыми и понятными словами J Итак, что же такое налог на имущество?

Это плата в бюджет государства за возможность владеть недвижимостью. Если вы владеете коттеджем, дачей, комнатой, участком или квартирой – являетесь собственником объектов и должны пополнять бюджет страны.

Чем больше у вас недвижимости, тем больше будете платить.

Какие объекты облагают налогом Глава 32 Налогового Кодекса отвечает на вопросы налогоплательщиков, перечисляя объекты налогообложения.

Среди них:

  1. гаражи и машиноместа;
  2. комнаты и квартиры;
  3. иные здания и помещения, объекты в стадии незавершенного строительства.
  4. жилые дома;
  5. единые комплексы недвижимости;

Дачные домики и строения в СНТ и на землях для личного подсобного хозяйства Налоговый Кодекс приравнивает к жилым домам. Какие ставки действуют в 2021 году Налоговая ставка – определенный процент от базовой суммы. В качестве основы для расчета берут стоимость имущества.

Это не значит, что собственники недвижимости самостоятельно указывают цену своего жилья для налогообложения.

Законом установлен единый порядок оценки, и базой для всех выступает кадастровая стоимость имущества.

Другими словами, государство оценивает недвижимость по ряду параметров и вычисляет стоимость, отражающую рыночные тенденции. Кадастровая цена недвижимости в регулярно меняется (проходит переоценка). Налог определяют так: КС (кадастровая стоимость) х С (ставка) х ПВ (период владения) х Д (доля) Законом заданы основные, базовые ставки:

  1. для коммерческой недвижимости и объектов стоимостью свыше 300 млн. руб. – 2%;
  2. для всех прочей недвижимости – 0,5%.
  3. для жилых помещений – 0,1%;

Регионам даны права на изменение базовых тарифов.

Муниципалитеты могут снижать либо увеличивать ставки, от нуля до 0,3% (максимально разрешенный уровень сбора для жилья).

Можно ли уменьшить размер платежа Вычеты и льготы – это законный способ снизить налоговую нагрузку.

  1. комнаты – 10 м2.
  2. дома – 40 м2;
  3. квартиры – 20 м2;
  4. Вычет применяется к площади недвижимости, то есть освобождаются от налогообложения квадратные метры. Право применить этот вычет имеет каждый владелец. В 2021 году действуют следующие нормы вычетов:

Воспользоваться вычетом просто: при расчете сбора площадь жилья уменьшается на определенное количество метров. Например, владелец квартиры в 70 м2 будет платить налоги за 50 м2 (70-20).

Важно знать: вычет применяется к каждому объекту, без подачи заявления.

Если у вас в собственности дом, квартира и дача, то ФНС автоматически произведет расчеты, уменьшив налогооблагаемую базу каждого объекта. Владельцу имущества остается лишь проверить правильность исчисления и вовремя заплатить сбор.

  1. Льготы в размере 100% или 50% предоставляются отдельным категориям граждан. Федеральным законом освобождены от уплаты сбора ветераны войны, инвалиды, участники боевых действий, Герои России. Полный перечень публикует статья 407 Налогового Кодекса.

Отметим, что в регионах действуют дополнительные льготы: муниципалитеты полностью или частично освобождают от сбора многодетные семьи, пенсионеров и др.

Проверить свою принадлежность к плательщикам льготных категорий можно на сайте ФНС.

Важно знать: льгота применяется для одного объекта каждого вида имущества.

Например, если у вас три комнаты в коммунальных квартирах и два дома, нужно выбрать только два объекта (одну комнату и один дом) для применения льготного налогообложения. Уведомление о выборе необходимо направить в ФНС до 31 декабря.

Как правильно рассчитать налог Самому налогоплательщику ничего считать не придется: расчеты производит ФНС.

Владелец недвижимости получит квитанцию с перечнем объектов и причитающихся к уплате налогов.

Напомним, что в России начал действие порядок расчета, основанный на кадастровой оценке жилья. В течение переходного периода в расчете учитываются кадастровая и инвентаризационная стоимость, применяются понижающие коэффициенты.

Налоговое уведомление вы получите почтой, в личном кабинете налогоплательщика или в Инспекции.

Важно знать: владельцы имущества платят налог в определенных долях. Если среди собственников жилья есть несовершеннолетние дети, их долю сбора оплачивают родители или опекуны. Эксперты Росреестр Онлайн рекомендуют проверить данные, указанные в уведомлении. Вам нужно убедиться, что все объекты, указанные в документе, принадлежат вам.

Вам нужно убедиться, что все объекты, указанные в документе, принадлежат вам. Проверьте кадастровую оценку, применение вычетов и льгот.

Пересчитать налог тоже не составит труда: используя сведения Росреестра о кадастровой цене объекта и зная действующие в регионе ставки, вы можете быстро определить сумму сбора. Как заплатить налог Уведомления налогоплательщику отправят не позднее 1 ноября, то есть за 30 дней до срока оплаты.

Способ получения информации каждый выбирает самостоятельно: в бумажном или электронном виде, Почтой России или онлайн. В каких случаях вы не получите почтовую квитанцию:

  1. если действуют льготы, освобождающие от сбора;
  2. если платеж менее 100 рублей;
  3. если налогоплательщик отказался от получения бумажных документов.

Во всех других случаях задержки с отправкой квитанций можно объяснить техническими ошибками или сбоями. Рекомендуем самостоятельно проверить наличие задолженности по налогам на официальном сервисе https://налоги.онлайн.

Оплата сбора производится любым удобным для плательщика способом: через терминалы, личный кабинет Онлайн-Банка, на почте или в отделениях банков.

Важно знать: окончательный срок оплаты 1 декабря.

Почтовые переводы исполняются в течение 3-х дней, поэтому выбор способа расчетов с бюджетом важен. Если выбираете почту или перевод по квитанции в отделении банка – отправьте сумму заблаговременно, чтобы не платить пени за просрочку.

Мы рекомендуем использовать онлайн-сервисы, позволяющие оперативно проводить платежи. Например, на сайте https://налоги.онлайн вы можете заплатить любые сборы за себя, детей и родственников, без регистрации и лишней бюрократии.

Новый порядок налогообложения имущества организаций

С 2021 года вступают в силу пункты 16, 17, 25 и 26 статьи 1 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», отменяющие представление в налоговые органы налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Одновременно вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщений налоговых органов об исчисленной сумме указанных налогов.

Для подготовки ко вступлению в силу перечисленных законоположений налогоплательщики-организации, имеющие объекты налогообложения по транспортному и (или) земельному налогам, могут по своему усмотрению обратиться в налоговые инспекции по месту нахождения указанных объектов за проведением сверки сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, об указанных объектах.

Для проведения сверки целесообразно запросить в налоговом органе выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков о своей организации с указанием всех учтенных транспортных средств и земельных участков.

Такая выписка предоставляется бесплатно.

В случае выявления расхождений сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в т.ч. Государственного реестра транспортных средств, реестра маломерных судов, Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, Российского открытого реестра судов, Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, Единого государственного реестра недвижимости и иных государственных информационных ресурсов (реестров), целесообразно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка) и транспортного средства с указанием сведений, в отношении которых выявлены расхождения (по возможности к указанному сообщению можно приложить документы-основания о характеристиках соответствующих объектов). После проверки (сверки) представленной информации налоговым органом будут приняты меры по актуализации сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков при наличии оснований, предусмотренных статьями , Налогового кодекса Российской Федерации, о чем будет информирован налогоплательщик.

Письмо ФНС России от 16.01.2020 № БС-4-21/[email protected] «Об обеспечении сверки сведений о транспортных средствах и земельных участках организаций» Письмо ФНС России от 21.01.2020 № БС-4-21/[email protected] «О налоговых органах, уполномоченных на проведение сверки сведений об объектах налогообложения» Письмо ФНС России от 16.01.2020 № БС-4-21/[email protected] «Об обеспечении сверки сведений о транспортных средствах и земельных участках организаций»

Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

Налог на имущество обязателен для организаций на ОСНО, у которых есть на балансе , а также для «упрощенцев», имущество которых попадает в перечень и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Налоговый период имущественного налога — 1 год. Каждый квартал вносятся авансовые платежи по налогу. Отчетные периоды зависят от налоговой базы. Для среднегодовой стоимости — это первый квартал, полгода и девять месяцев. Для кадастровой — первый, второй и третий квартал. Разница в том, что в первом случае налог рассчитывается нарастающим итогом, а во втором — поквартально.
Разница в том, что в первом случае налог рассчитывается нарастающим итогом, а во втором — поквартально.

В статье расскажем о расчете налога в 2021 году. Согласно статье , размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%.

Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р). Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье .

Точные сроки уплаты в федеральном законодательстве отсутствуют. Регионы решают сами, когда вам платить налог на имущество ().

Если в региональном законе не предусмотрено иное, организация перечисляет авансовые платежи в течение налогового периода. Как правило, последний срок уплаты аванса по налогу — 30 число месяца, следующего после отчетного квартала.

Но уточните актуальный срок в своем регионе.

  1. Расчет за 6 месяцев — 30 июля 2021;
  2. Расчет за 9 месяцев — 1 ноября 2021.
  3. Расчет за первый квартал — 30 апреля 2021;

Четыре квартала года составляют налоговый период по налогу на имущество. Поэтому за 4 квартал нужно сдать декларацию в сроки, установленные законодательством субъекта, но не позднее 30 марта.

С 2020 года отменена обязанность по сдаче налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также появляется возможность сдать единую налоговую отчетность по налогу. Налогоплательщик, который состоит на учете в разных ИФНС по месту нахождения своих объектов недвижимости в одном субъекте РФ, сможет отчитываться в одну инспекцию по своему выбору.

Налоговый орган субъекта нужно уведомить о своем решении до 1 марта.

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из :

  1. нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  2. различные торговые центры вместе с помещениями;
  3. административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  4. недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  5. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп.

4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» Система рассчитает налог, подготовит платежку

«Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы.

Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем.

Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь.

Еще раз спасибо разработчикам». Наталия Аббасова, бухгалтер, ст.

Вешенская, Ростовская обл. В 2021 году уточнили порядок расчета налога на имущество, когда меняется кадастровая стоимость недвижимости. По стандартным правилам изменение кадастровой стоимости не повлияет на расчет налога в текущем и прошлых периодах (п. 15 ст. НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают: 1.

15 ст. НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают: 1. Кадастровая стоимость изменилась задним числом, то есть до начала текущего или истекшего налогового периода.

Даты начала применения измененной кадастровой стоимости в разных случаях перечислены в ст. 18 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

Например, такое может быть, если индекс недвижимости снизился более чем на 30 %. 2. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной.

Для расчета налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости. С 1 января 2020 года для организаций отменен налог на движимое имущество (). Даже в том случае, если регион не подтвердил право на льготу. В 2020 году движимое имущество по-прежнему не облагается налогом.

В 2020 году движимое имущество по-прежнему не облагается налогом. Однако сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе как ОС, теперь нужно отражать в разделе 4 декларации по налогу на имущество. Это связано с тем, что в основные направления налоговой политики на 2021-2023 годы включили проработку возврата обложения движимого имущества налогом.

Власти обещают снизить ставки, чтобы налоговая нагрузка на бизнес не выросла. Кроме того, обложение движимого имущества поможет избежать многочисленных споров по категории объектов.

Легко платите налоги и сдавайте отчеты онлайн через Контур.Бухгалтерию Каждый квартал авансы по этому налогу должны уплатить все организации, у которых на балансе имеется подлежащее налогообложению недвижимое имущество.

Если иное не предусмотрено региональным законодательством.

Стоимость имущества в этом случае значения не имеет, важна налоговая база.

Авансы рассчитываются по среднегодовой стоимости или стоимости по кадастру. Попробуем рассчитать аванс исходя из данных по среднегодовой стоимости. Вычисляем среднюю стоимость имущества за год.

Это будет авансовая налоговая база. Стоимость средняя = (Сумма остаточных стоимостей на начала месяцев + Сумма конечных стоимостей имущества за эти месяцы и месяц после / (количество месяцев в отчетном периоде + 1).

Остаточная стоимость считается с учетом амортизации. Пример 1. В ООО «Ромашка» на начало года было амортизируемого имущества на 100 000 рублей.

Ежемесячная амортизация — 5 000 рублей.

Соответственно каждый месяц на эту сумму уменьшалась остаточная стоимость.

К июлю 2020 года она упала до 70 000 рублей. Налоговая база = (100 000 + 95 000 + 90 000 + 85 000 + 80 000 + 75 000 + 70 000) / 7 = 85 000 рублей. Аванс за 2 квартал = (Налоговая база × Налоговая ставка) / 4 = (85 000 × 2,2%) / 4 = 467,5 рубля.

Рассчитаем аванс по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года для компании с несколькими объектами налогообложения. В этом случае для расчета нужно указать налоговую базу исходя из средней суммы остаточной стоимости за год. Пример 2. У ООО «Лютик» есть два объекта с остаточной стоимостью на начала года в 100 и 300 тысяч рублей.

Амортизация этих объектов 5 000 и 10 000 в месяц соответственно.

Налоговая база = ((100 000 + 300 000) + (95 000 + 290 000) + (90 000 + 280 000) + (85 000 + 270 000) + (80 000 + 260 000) + (75 000 + 250 000) + (70 000 + 240 000) + (65 000 + 250 000) + (60 000 + 240 000) + (55 000 + 230 000))/ 10 = 276 000 рублей Аванс за 3 квартал = (276 000 × 2,2%) / 4 = 1 518 рублей. Рассчитываем аванс по налогу на имущество за 2 квартал 2021 года исходя из кадастровой стоимости.

Формула для расчета простая: Аванс = Кадастровая стоимость × Ставка налога / 4.

Подсчет упрощается тем, что кадастровая стоимость описана в госкадастре по недвижимости. Узнать ее можно в специальном , введя кадастровый номер или адрес объекта.

Пример 3. Кадастровая стоимость имущества ООО «Василек» равна 1 162 000 рублей. Аванс за 3 квартал = (1 162 000 × 2,2%) / 4 = 6 391 рублей.

Юридические лица рассчитывают налог на имущество самостоятельно. Чтобы рассчитать налог на имущество за год, нужно уменьшить платеж на авансы, перечисленные в течение года. Налоговая база рассчитывается как сумма остаточной стоимости каждого объекта на первое число месяца и последний день расчетного периода (31 декабря).

Пример 4. У ООО «Гладиолус» с начала года имеется амортизируемое имущество на 1 165 000 рублей.

Ежемесячная амортизация — 8 000 рублей. Следовательно, остаточная стоимость имущества ежемесячно уменьшается на 8 000 рублей.

Остаточная стоимость:

  1. 1 июля — 1 117 000 рублей
  2. 1 марта — 1 149 000 рублей
  3. 1 ноября — 1 085 000 рублей
  4. 1 мая — 1 133 000 рублей
  5. 1 февраля — 1 157 000 рублей
  6. 1 апреля — 1 141 000 рублей
  7. 1 января —1 165 000 рублей
  8. 31 декабря — 1 069 000 рублей
  9. 1 июня — 1 125 000 рублей
  10. 1 августа — 1 109 000 рублей
  11. 1 декабря — 1 077 000 рублей
  12. 1 сентября — 1 101 000 рублей
  13. 1 октября — 1 093 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000) / 4 = 1 153 000 рублей Авансовый платеж = 1 153 000 × 2,2% / 4 = 6 341,5 рубля Авансовый платеж за 6 месяцев Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000 + 1 133 000 + 1 125 000 + 1 117 000) / 7 = 1 141 000 рублей Авансовый платеж = 1 141 000 × 2,2% / 4 = 6 275,5 рубля Авансовый платеж за 9 месяцев Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 +. + 1 093 000) / 10 = 1 129 000 рублей Авансовый платеж = 1 129 000 × 2,2% / 4 = 6 209,5 рубля Уплата налога за год Налоговая база = (1 165 000 +.

+ 1 069 000) / 13 = 1 117 000 рублей Платеж по налогу за год = 1 117 000 × 2,2% — (6 341,5 + 6 275,5+ 6 209,5) = 5 747,5 рубля Оплачивайте имущественный налог и отправляйте расчеты и декларацию через интернет в онлайн-сервисе .

Избавьтесь от рутины, оплачивайте налоги и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Попробуйте 14 дней бесплатной работы!

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Эксперт по налогам юридической компании Taxology 29 Декабря 2020 О значимых для юрлиц налоговых поправках, а также о тенденции неправомерной переквалификации налоговыми органами движимого имущества в недвижимое и неудачных попытках налогоплательщиков оспорить ее, что ведет к существенному увеличению их налоговой нагрузки Любая компания в процессе осуществления деятельности использует имущество: большим производственным предприятиям нужны земельные участки и производственно-складские комплексы, представители среднего и малого бизнеса обычно нуждаются в офисных помещениях и транспортных средствах.

В результате почти все организации уплачивают имущественные налоги: земельный, транспортный и налог на имущество.

В этом году были внесены важные изменения в положения Налогового кодекса РФ, регулирующие исчисление и уплату имущественных налогов. Рассмотрим подробнее нововведения, которые вступят в силу в 2021 г. (Читайте также: и ). В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
(Читайте также: и ). В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2020 г. № 63-ФЗ. Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г.

утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г.

представлять не потребуется. С 1 января 2021 г.

налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1. С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога.

В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). 2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г.

№ 374-ФЗ.

  1. Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  2. В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
  3. Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  4. Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства. 1. Федеральный закон от 15 апреля 2020 г.

№ 63-ФЗ.

  1. Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
  2. Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.

2.

Федеральный закон от 29 сентября 2020 г. № 325-ФЗ. Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз.

2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). 3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ. В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено.

Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней.

Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого. Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации. 1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г.

№ 374-ФЗ.

  1. Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
  2. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  3. Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  4. В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2020 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г.

на учет в качестве объектов основных средств.

После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого. Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст.

130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях.

В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е.

объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ,

«вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»

2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению.

В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой. Однако налоговые органы в спорах о движимом/недвижимом характере вещей стабильно не хотят руководствоваться принципами, установленными в ст.

130 ГК РФ. Они выявляют у спорных объектов (мостов, дорог, кустовых площадок, технологического оборудования, трубопроводов всех видов и т.д.) все новые и новые косвенные признаки, приближающие даже очевидно движимые вещи к объектам недвижимости. Налоговые органы приводят в составе доводов в поддержку недвижимого характера объекта аргументы, которые сами по себе никак это не подтверждают с точки зрения положений ГК РФ: указывают на опосредованную связь основных средств с землей через эстакады и постаменты, участие объектов в едином технологическом процессе, применение по отношению к ним неверного кода ОКОФ, капитальный характер сооружений, вхождение спорных объектов в состав других, более крупных, основных средств и проч. В то же время массово отклоняются непротиворечивые доводы налогоплательщиков о движимом характере принадлежащих им объектов основных средств, позволяющие признать их движимым имуществом на основании ст.

130 ГК РФ. Это доводы об отсутствии регистрации права собственности на спорные объекты в ЕГРН, о наличии справок БТИ, подтверждающих движимый характер имущества, о сборно-разборной конструкции и незначительном размере объектов, возможности их демонтажа и перемещения, разборном характере креплений спорного имущества к другим объектам, на которых оно располагается, о принятии каждого спорного объекта к учету в качестве самостоятельного основного средства в соответствии с ПБУ 6/01. Казалось, что с принятием Верховным Судом РФ Определения от 12 июля 2020 г. по делу № А05-879/2018 (ЗАО «Лесозавод 25») напряжение вокруг переквалификации движимого имущества в недвижимое должно сойти на нет.

Ведь Суд однозначно указал, что

«определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств»

, а «необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов».

То есть Суд дал понять, что: 1) закрепленные в ст. 130 ГК РФ признаки недвижимого имущества должны быть установлены в отношении каждого отдельного объекта основных средств, а не совокупности объектов; 2) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций должен являться самостоятельный объект основных средств, принятый к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством; 3) для квалификации имущества как движимого или недвижимого не имеет правового значения факт участия спорных объектов в едином технологическом процессе, осуществление которого без них было бы невозможно.

К сожалению, подход ВС РФ не нашел должного отклика в судебной практике. Сначала в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2020 г.

по делу № А29-14394/2018 (АО «Воркутауголь») появилось неоднозначное понимание критерия «ущерба назначению вещи» с упором на причинение ущерба не спорной вещи, а технологическому процессу, в котором она участвует. Затем было вынесено Постановление АС Московского округа от 23 сентября 2020 г.

по делу № А40-317545/2018 (ПАО «МОЭСК»), в котором суд для обоснования недвижимого характера спорного имущества неоднократно использовал как не имеющее отношения к делу понятие единого недвижимого комплекса, так и неприменимый в деле Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 августа 2007 г.

№ 295

«О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса»

.

В начале октября Арбитражный суд г.

Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 (ООО «Газпромнефть-Хантос») по вопросу переквалификации движимого имущества, кустов скважин, в недвижимое в целях применения льготы в порядке п. 25 ст. 381 НК РФ. Суд ошибочно приравнял объекты, квалифицированные по ОКОФ в качестве сооружений, к недвижимому имуществу без достаточных на то оснований.

На это дело стоит обратить особое внимание, поскольку в нем суд предложил неоднозначную трактовку позиции ВС РФ по делу ЗАО «Лесозавод 25».

В частности, по мнению суда, ВС РФ дал однозначные указания о том, что объекты, квалифицированные в качестве оборудования, по общему правилу, необходимо относить к движимому имуществу, а объекты, квалифицированные в качестве сооружений, – к недвижимому. В результате, установив, что согласно ОС-1 налогоплательщик присвоил спорным объектам коды ОКОФ, относящиеся к разделу «Сооружения», суд в удовлетворении его требований отказал, считая при этом, что его позиция полностью согласуется с позицией Верховного Суда. Между строк читается явная судебная ошибка.

В указанном определении ВС РФ, вопреки мнению суда, подобная «презумпция» отсутствует. Судебный акт не содержит прямого указания на то, что объекты ОС, классифицированные в качестве сооружений по ОКОФ, безусловно являются объектами недвижимости. ВС РФ, анализируя правовую природу спорного имущества, не фокусировал свое внимание только лишь на положениях классификации ОКОФ, не давал комплексную оценку какому-либо спорному имуществу, входящему согласно ОКОФ именно в раздел «Сооружения», а, напротив, без привязки к конкретным разделам ОКОФ указал, что необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п.

6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету. Поэтому анализ спорного имущества при определении его движимого/недвижимого характера должен производиться не только через призму ОКОФ, но и с учетом норм гражданского законодательства, в том числе положений ст.

130 ГК РФ. По результатам проведения подобного анализа становится ясно, что наличие кода ОКОФ, отнесенного к разделу «Сооружения», не может служить безусловным основанием для квалификации спорных объектов в качестве недвижимого имущества, если отсутствуют доказательства наличия у них предусмотренных ст. 130 ГК РФ признаков: прочной связи с землей и невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. На этом неудачные попытки налогоплательщиков оспорить неправомерную переквалификацию движимого имущества в недвижимое не закончились.

26 июля 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (дело № А40-318087/2019). Суд использовал «классические» доводы о капитальном характере трубопроводов, вхождении их в единый технологический процесс, уникальности трубопроводов как объекта строительства и невозможности их перемещения в пространстве со ссылкой на упомянутое определение ВС РФ.

Кроме того, как и в деле ООО «Газпромнефть-Хантос», суд указал, что приведенные в этом определении выводы «подтверждают, что в целях налогообложения налогом на имущество организаций спорные объекты, являющиеся сооружениями, подлежат квалификации именно в качестве недвижимого имущества».

Вереница подобных дел демонстрирует усилившиеся в последние месяцы негативные тенденции в вопросах налогообложения «движимой недвижимости». Ее разбавляют лишь единичные успехи налогоплательщиков.

Например, в деле № А05П-703/2019 (ООО «Совместная компания “РУСВЬЕТПЕТРО”») Арбитражный суд Архангельской области признал движимым имуществом высоковольтные линии электропередачи, автомобильные дороги, площадки кустов, воздушные линии и трубопроводы.

Поэтому открытым остается вопрос о том, как проводить классификацию движимого и недвижимого имущества, какие критерии для этого избрать. Законодатель, выводя движимое имущество из-под налогообложения, не установил в НК РФ такие критерии, а те, что указаны в ст.

130 ГК РФ, в судебной практике почти не работают.

В судебных тяжбах позиции налоговых органов и налогоплательщиков чаще подкрепляются выводами строительной экспертизы, о неприменимости которых при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого ВС РФ в своем определении высказался однозначно: необходимость взимания налога не должна зависеть от оценочных суждений экспертов.

Правоприменители оказались в интеллектуальном тупике.

Об этом свидетельствуют и необычные законодательные инициативы. Например, показателен , в котором предлагается признать движимым имуществом кабели связи вне зависимости от места их размещения и способа прокладки.

Наблюдается очевидный парадокс: налогоплательщиков волнует судьба их движимого имущества, они ищут пути для верной и понятной квалификации принадлежащих им объектов основных средств, будь то в судебном порядке или через законодательные инициативы, в то время как законодатель, судя по объему текущих поправок в гл. 30 НК РФ, предпочитает оставаться в стороне от разрешения проблемы. В таких обстоятельствах остается неясным, нужно ли сохранять в НК РФ спорную льготу в отношении движимого имущества или же лучше выбрать альтернативный вариант: «стабильность» в условиях «без льгот», но с умеренной ставкой налога.

Компромисс может устроить как государство, так и налогоплательщиков, которые устали от неопределенности обложения налогом «движимой недвижимости». Однако пока позитивные веяния в этой сфере разглядеть сложно.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества.

Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет.

Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется. 1 Письмо ФНС России от 31 октября 2020 г. № БС-4-21/[email protected]

«Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу»

.

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25

«О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ»

.

Рекомендации начинающим и опытным предпринимателям – об адаптации к современным реалиям и отношениях с партнерами и работниками В такой отпуск могут выйти оба родителя, если в семье родилась двойня. Но что делать, если папе двойняшек в предоставлении отпуска отказали, а их мама без помощи не справляется? 1 июня вступили в силу поправки о просветительской деятельности.

Хотите делиться знаниями и опытом в онлайн- или офлайн-режиме – придется соблюдать новые требования.