Основные споры между кирсановым и базаровым



Основные споры между кирсановым и базаровым

Базаров и Кирсанов: споры о жизни, культуре, принципах


March 30, 2017 Обсудить 0 0 которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении.

Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый – нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй — аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре.

Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам.

Первый происходил из семьи простого уездного лекаря. Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.Базаров много учился, занимался наукой.

Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе. Он не утруждал себя никакими занятиями.

Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни. Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами.

Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное.

Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов.

Споры между этими персонажами интересны тем, что они показывают столкновение двух мировоззрений эпохи середины девятнадцатого века: дворянско-аристократического и революционно-разночинского. Базаров считал современный ему социальный строй устаревшим и нуждавшимся в полной трансформации.При этом уязвимым местом в объяснениях этого персонажа является то, что он не предлагает ничего взамен разрушенного уклада жизни. Он рассуждает как максималист.

Базаров не допускает даже мысли о том, что из старого строя можно взять и заимствовать много полезного. Герой уверенно утверждает необходимость ломки абсолютно всего, без каких-либо исключений.

Такая позиция шокирует и вместе с тем раздражает его противника, который считает сохранение старого социального уклада залогом благополучия.Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора.

Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать.

Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев.

Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа – мастерская, и человек в ней — работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей.

Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.Спор между Базаровым и Кирсановым завершился поединком, в котором последний был слегка ранен в ногу.

Показателен тот факт, что Евгений Васильевич, который считал дуэль пережитком старого режима, принял вызов и даже стрелял.Впрочем, в данном эпизоде романа важно не столько физическое противостояние, сколько завершение идеологического конфликта, который автор оставляет открытым. Бывшие противники хотя и примирились на словах, однако Тургенев дает понять, что время определит правого в этом бесконечном споре отцов и детей.

И.С.Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.

»

«Отцы и дети» – роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), написанный в 60-е годы XIX века.Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.Ошибочно полагать, что суть произведения «Отцы и дети» сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом.

При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор.

Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий.

И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия.

Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия.

Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом.

Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер.

Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны.

Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое.

Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.

Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича.

Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова.

Именно это и побеждает в конце романа.Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего.

Взять хотя бы их образы жизни.

Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну.

После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну.

До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью.

Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство.

Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит.

Примиряется он со своей любовью только перед смертью.

В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова!

Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью.

Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим.

Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно.

Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение.

Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает.

Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов.

Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми.

Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений.

Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.«Отцы и дети»: конфликт поколений Евгений Базаров Павел Кирсанов Манеры и портрет героев Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек. Подтянутый, изысканный аристократ.

Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид. Политические взгляды Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий.

Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества. Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле. Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними. Философско-эстетические взгляды Убежденный материалист.

Не считает философию чем-то важным. Верит в существование Бога. Девиз по жизни Не имеет принципов, руководствуется ощущениями.

Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят. Главным принципом считает аристократизм.

А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности. Отношение к искусству Отрицает эстетическую составляющую жизни.

Не признает поэзию и любое другое проявление искусства. Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Любовь и женщины Добровольно отказывается от любви.

Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека. К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно.

В любви − настоящий рыцарь.

Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова.

Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут.
Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут.

Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России.

Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.

Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход.

У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.В целом Базаров относится к категории людей дела.

Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета.

Герой находится в ежедневных поисках истины.

Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова.

Таблица четко показывает противоречия между ними.Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети».

Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых.

В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и младшим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов.

А «дети», или «младшее поколение», — это сторонники новых, революционно-демократических идей. В борьбе этих двух мировоззрений — основной смысл конфликта романа.Сюжет Построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми.

К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец — военный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал».

Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам.

Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности.

Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».«Демократ до корня ногтей», Базаров ненавидит барство и, в свою очередь, со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни.

Его «схватки» с Павлом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье.

В свою очередь Павел Петрович

«всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его»

.Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, по неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет».

Это аристократ настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон».

Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину.

Говорит он подчеркнуто изысканно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Базарова, «русскому человеку и даром не нужны».Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частенько теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение».Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет.

Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцом», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно.

Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином:

«недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева»

.Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцом», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан.

В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Аркадия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тургенева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».И. С.Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века.

Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писате- ля Евгений Базаров. Ему в романе противопо- ставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Па- вел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отра- зить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталки- вает этих двух героев.
Для того чтобы отра- зить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталки- вает этих двух героев. «Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирса- новы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист».

Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кир- санова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь.

Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Арка- дию: «А чудаковат у тебя дядя».

Между ними всегда возникали противоречия.

«У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчув- ствую»

, — говорит Кирсанов. Давайте ближе познакомимся с главными героями романа.

Павел Петрович Кирса- нов — сын боевого генерала 1812 года.

Окон- чил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Ари- стократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал.

Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические при- вычки (носил английский костюм и лаковые.

полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствует- ся сила, энергия.

Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.

Каково же мировоззрение этих героев ро- мана?

Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не проис- хождением, а нравственными достоинствами и делами (

«Аристократия дала свободу Анг- лии и поддерживает ее»

), т.е.

нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности. Кирсанов считает, что без принципов мо- гут жить лишь безнравственные люди. Вме- сте с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его дела- ми — жизнь типичного представителя арис- тократического общества проходит в празд- ности.

В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь».

«В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»

). Непре- рывный труд на благо общества является со- держанием жизни Базарова.

Тургенев рас- крывает характер его работы:

«Базаров при- вез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился»

, он проводит «физические и химиче- ские опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни.

На вопрос, что же он отрицает, по- следовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев.

Моло- дежь пришла разрушать и обличать, а пост- роением займется кто-то другой.

«Вы все от- рицаете, или, выражаясь вернее, вы все раз- рушаете. Да ведь надобно и строить», — го- ворит Евгению Кирсанов.

«Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить»

, — отвечает Базаров.

При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на на- род, в главном они расходятся.

Павлу Петро- вичу религиозность народа, жизнь по заве- денным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиля- ют его. Базарову же эти качества ненавист- ны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъез- жает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются.

Павел Петрович го- ворит: «Он (народ) не может жить без веры».

Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит». Они спорят также о поэзии, искусстве, философии.

Базаров поражает и раздража- ет Кирсанова своими хладнокровными мыс- лями об отрицании личности, всего духовного.

С точки зрения Базарова,

«читать Пушки- на — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо»

.

Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую», а «человек в ней работник».

«Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит Базаров. Па- вел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обоб- щение и художественное осмысление чужого опыта.

Нигилист считает, что искусство (и ли- тература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела.

Все это «роман- тизм», «чепуха».

Базарову казалось кощунст- венным «толковать» об искусстве, «бессозна- тельном творчестве», когда «дело идет о хле- бе насущном».

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались.

Но в целом Базаров, олице- творяющий молодое поколение, имеет пре- имущества: ему присуши новизна мыслей, вы- сокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди.

(Базаров

«владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и об- ходился с ними небрежно»

, пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в про- шлое.

Особенно наглядно это показано в сце- не дуэли Кирсанова и Базарова.

«Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного до- казательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно ко- мическим»

. И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные лич- ности.

В силу обстоятельств они стали выра- зителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократи- ческого и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними кон- фликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века.

Мастерство автора романа «Отцы и дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.кипения дойти не может.И. С. ТургеневВ романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и млад-шим поколениями Кирсановых и Базаровых.

Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов.

А «дети», или «младшее поколение», — это сторонники новых, революционно-демократичес-ких идей. В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт романа.Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждую-щих групп.

Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми.

К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец — воен-ный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал».

Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам.С первой же встречи Базаров показан как человек уравновешенный, сильный, знающий себе цену и не склоняющий головы перед дворянами. Лицо его

«длинное и худое… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

. Гово-рит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твердая и стре-мительно смелая».

Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он дает людям враждебного лагеря: Павел Петрович — «архаичное явление», Нико-лай Петрович — «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета».

Арка-дию он говорит: «Ты нежная душа, размазня».Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественны-ми науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы буду-щего врача. И он всегда трудится, даже «прогулок без цели не признает».

Однако не только медицина привлекает его.

Свое назначение Базаров видит в ломке ста-рых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги.

Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».Базаров искренен, честен, уверен в себе: «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». Он «не принимает ни одного принципа на веру» и выступает против рабско-го преклонения перед отжившими взглядами и авторитетами. Базаров отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: самодержавие, крепостное право и религию.

Его ненависть и его любовь искренни и глубоки.

Когда пришла к нему «сильная и тяжелая» страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу.«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни.

Его «схватки» с Пав-лом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти.

Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское без-делье. В свою очередь Павел Петрович

«всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его»

.Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, но неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь.

Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристок-рат настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет».

Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изыс-канно, старомодно.

В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Ба-зарова, «русскому человеку и даром не нужны».Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частень-ко теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение». В конце концов, он признается брату:

«Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме… Полно нам ломаться и думать о свете… пора нам отложить в сторону всякую суету»

. Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине.

В России ему делать нечего! Материал с сайтаНиколай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники.

Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином:

«недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева»

.Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцов», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно.

Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точ-ную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Арка-дия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тур-генева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поискомНа этой странице материал по темам:

  1. победа базарова
  2. смысл конфликта базарова и братьев кирсановых
  3. конфликт между аркадием кирсановым и базаровым
  4. суть конфликта между кирсановым и базаровым анализ
  5. феодалы кирсановы

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С.

Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания сущности идейных расхождений между главными героями: Е. Базаровым и П.П. Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и эпоха». На данном уроке используется технология дифференцированного обучения.

Для создания ситуации успеха учащимся предлагаются задания двух уровней: на «4» и на «5». Ученик, реализуя свое право выбора, выбирает самостоятельно то задание, которое сможет успешно выполнить.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя.

Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать.

Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности.

Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор.

Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста.

В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер.

Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них.

Какова же роль эпизода смерти?

Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове».

Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной.Особое значение имеет его соборование после смерти.

Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая.

Базаров – «червяк полураздавленный».Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью.

И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева.

Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Искусствовед

Спор Базарова и Кирсанова: кто прав?

Павла Петровича является весомым компонентом сюжета тургеневского романа «Отцы и дети». Первый воплощает чуткое к прогрессу поколение детей, второй – консервативных родителей.

Иван Сергеевич свел в полемике жизненные позиции представителей двух разных поколений.

Не зря внимание классика привлекла растущая конфронтация внутри общества.

Он прозорливо, практически за десятки лет до русских революций, указал на примере спорящих главные противоборствующие силы зарождающегося движения: революционеров-демократов и консервативных либералов.Заметим парадокс романа: характерным в его сюжетообразующем противостоянии является убедительное доминирование позиций представителя младшего поколения.

И это, несмотря на то, что помещика Тургенева самого следовало бы отнести к буржуям-либералам! Буржуазная литературная критика давала в прессе уничижительные рецензии книге. В частности, г-н М. Антонович резюмировал о предубежденности автора, о том, что он незаслуженно унизил младшее поколение.

Классика пытались «травить» за его взгляды. То есть он мог серьезно пострадать за правду, изложенную в произведении.

К счастью, в его защиту подали свой голос ангажированные литературоведы, в том числе Д. Писарев и Н. Страхов.Спор Базарова и Кирсанова Павла показан классиком как идейное противостояние двух неидеальных людей – типажей, взятых непосредственно из русской действительности.Первый – родом из небогатой обладает очевидным созидательным потенциалом, однако он еще не состоялся как мужчина, как глава семьи. В нем еще много наносного, уходящего в зрелые годы.Второй – потомственный аристократ, так и не сделавший карьеры по службе, опустошенный безнадежной любовью к светской львице княгине Р, – представляет типаж эдакого биоробота, бесцельно сибаритствующего.Даже описывая внешность этих персонажей, автор использовал антитезу.

Павел Петрович Кирсанов – мужчина 43 лет, среднего роста, выглядящий лет на семь моложе своего возраста. Он живет в свое удовольствие и по-аристократически ухожен. Следит за своей внешностью: всегда гладко выбрит, с ухоженными руками, в лаковых туфлях.

Его брюки всегда выглажены, а воротнички – исключительной свежести. С возрастом Кирсанов не обрюзг, сохранил элегантность и легкость движений, юношескую худобу и подтянутость. Приятная внешность и манеры поведения отличают его, однако при более тесном знакомстве бросается в глаза духовная пустота аристократа, поверхностность, холодность к окружающим.Евгений Васильевич Базаров – молодой человек высокого роста с неправильными чертами продолговатого лица.

При узких скулах его лоб непропорционально широкий.

Зеленые глаза смотрят насмешливо и умно, нос заострен книзу.Одет мужчина безвкусно, в мешковатые костюмы. У него длинные волосы песочного оттенка, внешность бесцветна и не запоминается.

Впрочем, разговаривая с людьми, Базаров преображается, его наполняет энергия, привлекающая к нему окружающих.Их спор может разрешить лишь время да реальные факты. Эти персонажи настолько разные и нетерпимые друг к другу, что прийти самостоятельно к определенному согласию и логической констатации категорически не могут.Они оба харизматичны и эгоистичны.

Характерно, что спор Базарова и Кирсанова Павла в результате доходит до дуэли, к счастью, заканчивающейся комично.

Попытаемся же рассудить этих спорщиков.

Это вовсе не сложно, ведь мы обладаем возможностью взглянуть на предмет их несогласий, полагаясь на исторический опыт. О чем же пикируются до хрипоты представитель поколения детей и последователь взглядов отцов: Базаров и Кирсанов? Таблица споров, составленная нами по разделам, поможет представить данный конфликт мнений наглядно.Кирсанов проповедует поверхностный аристократический взгляд на существующий уклад общества, но, по большому счету, он абсолютно равнодушен к прогрессу.

Его устраивает полностью существующий уклад жизни.

Себя он почему-то относит к либералам, хотя никаких либеральных идей не высказывает. Это типичный отставной офицер-аристократ, на досуге занимающийся демагогией о своей прогрессивности. Как личность же он пустой, серый и бесталанный, хотя пытается произвести впечатление Вчерашний студент-медик является убежденным нигилистом.

Существующий уклад жизни его абсолютно не устраивает. Для него не указ как дворяне-сибариты, так и забитые, бесправные крестьяне. По мнению Евгения, новую Россию следует строить, отбросив традиции и устои как первых, так и вторых, презирая чувства, относясь к природе, как к мастерской.

На его взгляд, революция соответствует прогрессу. Ибо только изменив государство, можно изменить и его людей. Идейные споры Базарова и Кирсанова убедительно демонстрирует правоту первого.

Не поэтому ли на его стороне автор романа?Павел Петрович всегда очень красиво и уважительно рассказывает о народе. Иногда, чисто по-барски, он оказывает крестьянам грошовую материальную помощь.

Однако поступает так не от души, а, скорее, для форсу. В действительности же Кирсанов сторонится крестьян.

Он даже не переносит их запаха, а при общении подносит к носу флакончик с одеколоном.

Дворовые также чувствуют разделяющую их с барином пропасть. Для них он иностранец.Отношение к народу Базарова деформировано радикальной теорией: он смотрит на простых людей свысока, допуская небрежные высказывания. Однако внутренний его менталитет – сродни крестьянскому.

Хотя Евгений грубоват и насмешлив к дворовым, те его понимают и уважают.Линии спора Кирсанова и Базарова о Боге эфемерны – это противостояние неискренно верующего и богоборца. Первый, естественно, проигрывает.

Павел Петрович в вопросах свободы совести верен себе. Он представляет собой сплошную имитацию.

Его напускная. Инициируя дуэль, он не просто показывает свою гордыню, но и покушается на убийство ближнего (Первая Заповедь).

Чего уж дальше говорить?Базаров – атеист. Он считает разум главной движущей силой мироздания.

Арифметика и химия для него являются не только важнее поэзии и искусства, но и соизмеримы с ними.

Это, конечно, заблуждение. Однако Евгений столь горячо в него уверовал, его позиция столь эмоциональна, что и в этом споре побеждает Кирсанова.Принципы жизни Павла Петровича сводятся к внешней стороне аристократизма.

Для него это означает быть одетым с иголочки, проявлять любезность в общении. Он читает английскую прессу, следует британскому стилю. Внутренняя сторона аристократизма – генетическая связь с Родиной, коей обладали Пушкин, Толстой, Тургенев, Терещенко, Столыпин.

Однако это для Кирсанова слишком сложно. Базарова (хоть он и отрицает наличие таковых), пожалуй, все-таки имеется.

Рискнем его сформулировать. Скорей всего это – «быть, а не казаться»!

Ему чуждо сибаритство дворянства. Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы.Эстетический уровень Павла Петровича, очевидно, находится на уровне начальных классов гимназии.

Тем не менее, он проявляет снобизм, декларируя свою любовь к искусству, картинно воздевая глаза к небу.

Однако при этом его взор пуст. Спор Кирсанова и Базарова (таблица это отражает) заканчивается победой ошибочных взглядов последнего.

Павел Петрович, безразличный к высокому проявлению человеческого духа, аргументировать, что «красота спасет мир», не может.Евгений Базаров – убежденный нигилист и материалист. Говоря современным языком, он «троллит» представителей искусства, даже Пушкина.

Читателей обнадеживает только его наивность, ведь он толком не знает творчества гения.Павел Кирсанов, судя по своим речам, настоящий джентльмен и последний романтик.

Он всегда уважительно и страстно рассуждает о дамах.

Однако его биография свидетельствует лишь о блестящих любовных похождениях в молодости.

Встретив такую же, как и сам, княгиню Р, охотницу за страстями, он не распознает в ней потребительского интереса к себе, и его личная жизнь терпит фиаско.Кирсанов в угоду своему эго способен лишь обозначить свое отношение к женщине (дуэль из-за Фенечки), однако полюбить этот внутренне опустошенный человек уже не может.Молодой Евгений Васильевич, наслушавшийся нигилистской чуши, вначале декларирует свою отрешенность от чувств, любви и т. п. Однако это не более чем ребячество. Его влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову все же пробуждает в нем глубокое чувство.

Настоящее, непоказное, природное благородство проявляется в нем, когда он, одновременно умирая, прощается и объясняется в любви Одинцовой.

Спор Кирсанова и Базарова (таблица наглядно сопоставляет внутреннюю природу оппонентов) проигран обоими. Правда, с небольшой поправкой. Внесем ясность: любовь женщины не панацея для мужчины, она лишь увеличительное стекло для его недостатков либо достоинств.Базарова любовь морально возвысила, Кирсанова же – уничтожила.Диаметрально противоположные взгляды выказывают Базаров и Кирсанов.

Таблица споров, сгруппированная по разделам, это наглядно демонстрирует. Почему же столь подробно показывает Тургенев такое противостояние?

Да потому что это панорама идейного столкновения политических сил внутри России: старых, загнивающих, отживших и новых, несовершенных, но динамичных.Вместе с этим нужно признать глубину ума классика, выбравшего именно эти темы споров Базарова и Кирсанова. Ведь если попытаться их экстраполировать на наше современное общество, то мы также получим диаметрально различные толкования от представителей разных слоев населения. Спор поколений будет продолжаться вечно.Заканчивая, резюмируем: здоровье всякого общества зависит от баланса мнений, от умения найти компромисс и правильный путь развития.

Говоря фигурально, незаконченный, «зависший в воздухе» спор Базарова и Кирсанова, накаляясь со временем, перерос в революционную ситуацию. Как грустно, что классиков вовремя не слышат! 13 марта, 2015 Статья закончилась.

Вопросы остались? Комментарии 0 Новые Обсуждаемые Популярные Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.