Подтверждение транспортных расходов без ттн



Необходимо ли наличие транспортной накладной для документального подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций?


\ \ \ Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации? Мы нашли выход! Консультация предоставлена 23.04.2015 г.

Организация, осуществляющая услуги транспортной экспедиции, отказывается представить транспортную накладную (перевозка осуществлялась с привлечением перевозчика). Необходимо ли в данном случае наличие транспортной накладной для документального подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Отсутствие транспортной накладной в рассматриваемой ситуации не является фактом, свидетельствующим о невозможности признания расходов на транспортно-экспедиционные услуги при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, но повышает налоговые риски.

Обоснование вывода: Одним из обязательных условий включения расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций является их документальная подтвержденность (п.

1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения расходов на услуги транспортной экспедиции, нормы главы 25 НК РФ не содержат.

Из ст. 313 НК РФ следует, что основанием для ведения налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) (смотрите также письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663).

Таким образом, полагаем, что основанием для признания в расходах затрат по договору транспортной экспедиции, в первую очередь, является первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания данных услуг (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/824).

В настоящее время формы первичных учетных документов, необходимых для оформления тех или иных фактов хозяйственной жизни, определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч.

2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции может быть подтвержден любым документом, отвечающим требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, утвержденным для указанной цели, например, актом.

Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

(далее — Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, транспортная накладная, форма которой утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам, является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а не договора транспортной экспедиции.

При этом нормы ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не возлагают на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную (дополнительно смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011).
При этом нормы ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не возлагают на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную (дополнительно смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011).

По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).

Однако транспортная накладная является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (дополнительно смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 N 13АП-7037/13). Таким образом, на наш взгляд, отсутствие транспортной накладной в рассматриваемой ситуации не может являться фактом, однозначно свидетельствующим о невозможности признания расходов на транспортно-экспедиционные услуги при наличии, например, надлежащим образом оформленного первичного учетного документа, подтверждающего факт их оказания, экспедиторских документов, но приводит к возникновению налоговых рисков.

Так, в письмах УФНС по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/[email protected], от 01.11.2011 N 16-15/[email protected], от 17.10.2011 N 16-15/[email protected] отмечается, что при оказании услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов в рамках главы 25 НК РФ, помимо акта сдачи-приемки оказанных услуг, необходимы договор транспортной экспедиции, экспедиторские документы, доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом), и перевозочные документы.

При этом, по мнению специалистов налоговых органов, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка. Транспортная накладная и в письме Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/2/110 наряду с договором транспортной экспедиции и актом поименована в качестве одного из документов, которыми могут быть подтверждены расходы по договору транспортной экспедиции.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Акты выполненных работ не могут являться документами, подтверждающими в целях налогообложения прибыли факт оказания транспортных услуг

Дата публикации: 27.01.2014 12:02 (архив) Об этом заявил ФАС Поволжского округа, признав, что расходы на транспортные услуги сторонних организаций могут быть приняты к учету для целей налогообложения прибыли только на основании товарно-транспортных накладных. В Постановлении № А65-11363/2012 от 31.01.2013 ФАС разъяснил, что товарно-транспортные накладные являются основными первичными документами, подтверждающим фактическое оказание услуг по перевозке грузов.

Акты выполненных работ, которые, по мнению заявителя, относятся к документам, подтверждающим факт оказания транспортных услуг, не соответствуют требованиям закона «О бухгалтерском учете», поскольку не содержат всех необходимых сведений о перевозках груза (дату, маршрут, наименование и количество перевозимых грузов). Акты не восполняют полноту сведений, которые указываются в товарно-транспортных накладных.

В них отсутствует информация об измерителях и содержании хозяйственных операций, в том числе конкретные даты оказания услуг, номера автомобилей, на которых осуществлялась перевозка грузов, фамилии лиц, осуществлявших перевозку грузов, количестве перевозимого груза. Таким образом, непредставление налогоплательщиком товарно-транспортных накладных в подтверждение факта оказания транспортных услуг; путевых листов, подтверждающих факт перевозки грузов автомобильным транспортом, свидетельствует о том, что налогоплательщик не доказал факт оказания ему услуг по перевозке грузов контрагентом, связь услуг по перевозке с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение прибыли. Документом, подтверждающим факт реального оказания предусмотренных договором услуг по перевозке грузов, является товарно-транспортная накладная, а представленные заявителем акты приемки услуг не могут заменять данные накладные.

Поскольку предпринимателем не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие оказание транспортных услуг, следовательно, не подтверждена реальность понесенных затрат по оплате указанных услуг. Определением ВАС РФ от 23.05.2013 года №ВАС-5803/13 отказано в передаче дела в президиум Вас РФ для пересмотра в порядке надзора. Поделиться:

ФНС России разъяснила порядок признания расходов при отсутствии транспортной накладной

Анонсы 6 июля 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 16 июня 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

23 апреля 2021 По общему правилу к расходам для целей налогообложения можно отнести те, которые документально подтверждены и экономически оправданы (). Документы, подтверждающие произведенные расходы должны быть оформлены в соответствии с нормами российского законодательства, обычаями делового оборота, принятыми в иностранных государствах.
Документы, подтверждающие произведенные расходы должны быть оформлены в соответствии с нормами российского законодательства, обычаями делового оборота, принятыми в иностранных государствах. Так, например, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной ().

Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены .

Как указывает налоговая служба при отсутствии транспортной накладной иные документы могут быть расценены как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы ().

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке При этом стоит учесть, что транспортная накладная может быть применена как первичный учетный документ исключительно при наличии реквизитов, определенных . Т. е. в ней в обязательном порядке должен быть заполнен раздел 16

«Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы»

. При не заполнении этого раздела, транспортная накладная является документом, оформленным в соответствии с российским законодательством и подтверждает затраты на перевозку.

Но для целей отражения в бухгалтерском и налогом учете на такую перевозку должен быть оформлен первичный учетный документ, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Теги: , , , , , , , , , Источник: Документы по теме:Читайте также: Доход в виде отложенного платежа может быть отражен в налоговой базе по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, когда он может быть оценен, то есть когда возникают события, являющиеся основанием для возникновения обязанности уплаты такого платежа, а также являющиеся основанием для определения его размера согласно условиям договора купли-продажи доли (акции).

Рассмотрены особенности проверки полноты и сроков представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании, правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.

На что перейти с ЕНВД, если вы это еще не сделали, почему ИП выгоднее регистрировать в начале года и будет ли назначен штраф, если вы рассчитали НДФЛ по ставке 13%, а необходимо по ставке 15%, расскажет наш эксперт. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговики разъяснили, можно ли учесть расходы на перевозку груза без транспортной накладной

30 апреля 30 апреля 2021 Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет При расчете налога на прибыль затраты на транспортировку грузов по договору перевозки обычно подтверждаются транспортной накладной (ТН).

Однако отсутствие ТН или неправильное заполнение само по себе не является основанием для отказа в признании затрат. В этом случае расходы можно подтвердить иными документами.

Такой вывод следует из писем ФНС от 19.04.21 № СД-4-2/[email protected] и от 20.02.21 № DOC, 16 КБ Как известно, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (ст. НК РФ). Под документально подтвержденными понимаются затраты, которые подтверждаются:

  1. либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
  2. документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Документом, который подтверждает заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная (п.

2 ст. ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава Автомобильного транспорта). В связи с этим ранее в Минфине заявляли, что для подтверждения факта заключения договора перевозки груза (а значит, и для подтверждения расходов на перевозку) необходимо наличие транспортной накладной.

(См., например, письмо — «»). Однако суды с таким подходом не согласны. Как указал Пленум Верховного суда, такие обстоятельства, как отсутствие, неправильное оформление или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным.
Как указал Пленум Верховного суда, такие обстоятельства, как отсутствие, неправильное оформление или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным.

В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (п. 20 постановления ). Учитывая положения статьи НК РФ и позицию Верховного суда, специалисты ФНС пришли к следующему выводу. Транспортная накладная является документом, которым можно подтвердить затраты на перевозку груза.

Действующая форма ТН утверждена постановлением Правительства (см.

«»). Если же транспортная накладная отсутствует (утрачена), организация может представить иные документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в веб‑сервисе То же самое касается ситуации, когда ТН составлена не по унифицированной форме. По мнению специалистов ФНС, несоответствие транспортной накладной установленной форме не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными.
По мнению специалистов ФНС, несоответствие транспортной накладной установленной форме не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными.

В целях налогообложения прибыли расходы подтверждаются совокупностью представленных документов. В частности, договорами, товарными накладными, счетами-фактурами, платежными и иными документами (письмо ФНС от 20.02.21 № ВАЖНО В налоговой службе отмечают, что транспортную накладную можно использовать для подтверждения расходов в бухгалтерском и налоговом учете только в том случае, если правильно заполнен раздел 16

«Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы»

. Если раздел 16 не заполнен, то на такую перевозку нужно оформить другой первичный документ.

Он должен содержать все необходимые реквизиты, перечисленные в статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Обмениваться с контрагентами юридически значимой «первичкой» через интернет Ранее по теме: 1 619 Обсудить 1 619 1 619 Обсудить 1 619Популярное за неделю15 37710 72945 8349 09712 ответов на форуме

Документальное оформление транспортных расходов организации

Письмо Минфина РФ от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 посвящено документальному оформлению транспортных расходов организации.

На протяжении уже долгого времени налогоплательщики задают специалистам Минфина и ФНС вопросы на эту тему и ровно столько же их рассматривают судьи, принимая самые противоположные решения.Какие документы необходимо иметь налогоплательщику, чтобы выполнить требования ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов?

Можно ли подтвердить транспортные расходы организации косвенными документами (актом выполненных работ, счетом-фактурой, платежным поручением)? Обязательно ли наличие товарно-транспортной накладной для подтверждения таких расходов?Для ответа на последний вопрос обратимся к законодательству.Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждена форма товарно-транспортной накладной (ф. 1-Т), предназначенная для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:–товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;–транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю.

Второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации – владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация – владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.Кроме того, 30.11.1983 была утверждена Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»

(далее – Инструкция), которая не утратила силу и по сей день[1].

Данной Инструкцией установлен порядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом.

Так, согласно Инструкции перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы 1-Т. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-Т.Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения ТМЦ, по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы (п. 6 Инструкции). Она является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.В тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной как неотъемлемая ее часть должны прилагаться специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет.

В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю (п. 7 Инструкции).Таким образом, можно сделать вывод, что товарно-транспортная накладная является не только первичным документом, подтверждающим расходы организации на транспортные расходы, но и документом, на основании которого организация-продавец списывает товар со своего складского и бухгалтерского учета, организация-покупатель принимает товар к учету. Кроме того, ф. 1-Т является документом для проведения расчетов за перевозку грузов.Позиция Минфина и налоговых органовПозиция Минфина по вопросу документального подтверждения транспортных расходов организации такова: при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются транспортные затраты, не подтвержденные первичными документами (товарно-транспортными накладными) и, следовательно, не соответствующие положениям статьи 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 03.06.2005 № 07-05-06/160 ).

Свою позицию чиновники Минфина подтвердили и в комментируемом письме: затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме 1-Т.Позиция ФНС аналогична: так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов (Письмо УФНС по г.

Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786 ).Такие разъяснения налоговых органов представлены также в письмах МНС РФ от 22.04.2004 № 22-2-16/757 , УФНС по г.

Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 .Позиция судовАрбитражная практика по вопросу документального оформления транспортных расходов неоднозначна.Некоторые судьи поддерживают позицию Минфина и налоговых органов (см., например, постановления ФАС ВВО от 26.05.2006 № А29-8821/2005А , ФАС СЗО от 14.09.2005 № А26-1530/2005-217 ). Однако существуют и решения, в которых высказывается противоположное мнение.

Так, в Постановлении ФАС МО от 20.04.2006 № КА-А40/2942-06-П в качестве документов, подтверждающих транспортные расходы, суд принял приказ об утверждении правил документооборота в организации, договор, счет, счет-фактуру, акт выполненных работ, платежное поручение. По мнению суда, данные документы в совокупности обосновывают произведенные расходы.

ФАС СЗО в Постановлении от 06.02.2007 № А05-16664/05-33 своерешение мотивировал тем, что организация подтвердила факт оказания ей услуг по перевозке товара от поставщиков иными, помимо товарно-транспортных накладных, документами ввиду специфики сложившихся с перевозчиками и продавцами отношений. В материалы дела организация представила договоры поставки (купли-продажи) товара, товарные накладные, ее заявки на перевозку груза, доверенности, выданные на имя водителей, работающих в организациях, оказывающих услуги по перевозке товаров.Таким образом, документы (Инструкция, ПостановлениеГоскомстата РФ № 78 ), регулирующие порядок расчетов за перевозки грузов, требуют наличия товарно-транспортной накладной как и в организации, осуществляющей перевозку, так и в организации, которой доставляют перевозимый груз и которая учитывает транспортные расходы в своем учете.Из содержания товарно-транспортной накладной, а также инструкции по ее заполнению следует, что данный документ имеет большую смысловую нагрузку и является документальным подтверждением хозяйственных операций у отправителя груза, перевозчика и получателя груза.Однако анализ арбитражной практики показывает, что суды при рассмотрении дел о документальном подтверждении транспортных расходов обращают внимание не только на наличие или отсутствие товарно-транспортной накладной, но и на комплект документов в целом.Если организация при определении порядка документооборота сочтет составление (наличие) товарно-транспортной накладной излишним, то такую точку зрения придется отстаивать в суде.

В материалы дела организация представила договоры поставки (купли-продажи) товара, товарные накладные, ее заявки на перевозку груза, доверенности, выданные на имя водителей, работающих в организациях, оказывающих услуги по перевозке товаров.Таким образом, документы (Инструкция, ПостановлениеГоскомстата РФ № 78 ), регулирующие порядок расчетов за перевозки грузов, требуют наличия товарно-транспортной накладной как и в организации, осуществляющей перевозку, так и в организации, которой доставляют перевозимый груз и которая учитывает транспортные расходы в своем учете.Из содержания товарно-транспортной накладной, а также инструкции по ее заполнению следует, что данный документ имеет большую смысловую нагрузку и является документальным подтверждением хозяйственных операций у отправителя груза, перевозчика и получателя груза.Однако анализ арбитражной практики показывает, что суды при рассмотрении дел о документальном подтверждении транспортных расходов обращают внимание не только на наличие или отсутствие товарно-транспортной накладной, но и на комплект документов в целом.Если организация при определении порядка документооборота сочтет составление (наличие) товарно-транспортной накладной излишним, то такую точку зрения придется отстаивать в суде. [1] В настоящее время применяется в редакции Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78.Письмо Минфина РФ от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333Вопрос: Аптечная сеть закупила у поставщика медикаменты и лекарственные средства на условиях самовывоза.

Для транспортировки приобретенных товаров со склада до пунктов продаж заключен договор со сторонней организацией.

Можно ли учесть транспортные расходы при исчислении налога на прибыль, если у аптеки в качестве подтверждения указанных затрат есть счет-фактура, акт выполненных работ, платежное поручение, но отсутствует товарно-транспортная накладная?Ответ:Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности учета транспортных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях гл.

25 «налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.

265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации.На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.Функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Так, согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 № 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.Согласно п.

2 Инструкции Минфина СССР, Государственного банка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.11.1983 № 10/998

«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»

перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы № 1-Т. Пунктом 6 указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.Учитывая изложенное, затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме № 1-Т.Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С. В. Разгулин Журнал :

  1. , эксперт журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

Каким документом подтвердить перевозку груза (товарной накладной или ТТН)?

17 апреля 2012 г.

18:04 Компания В настоящее время действует и транспортная накладная, предусмотренная Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, и Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, предусмотренная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997. Можно ли руководствоваться письмом ФНС России N ЕД-4-3/[email protected] от 21.03.2012 и принимать в целях налогообложения прибыли транспортные расходы на основании либо ТТН, либо транспортной накладной? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: По нашему мнению, организация вправе руководствоваться рекомендациями ФНС России при признании в целях налогообложения прибыли транспортных расходов, документально подтвержденных либо товарной накладной, либо ТТН.

Обоснование вывода: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.

270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Отметим, что НК РФ не определяет конкретный перечень и порядок составления документов, необходимых для подтверждения расходов.

Систематизированные материалы по документированию операций при транспортировке товаров содержит лишь письмо ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660. Как следует из указаний налоговых органов, в перечень документов, оформляемых при оплате услуг автомобильных перевозчиков, входят договор перевозки и заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом (приложение к договору). В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные настоящим пунктом.

Для расчетов за перевозки автомобильным транспортом наряду с учетом движения товарно-материальных ценностей постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

предназначена Товарно-транспортная накладная формы N 1-Т (далее — ТТН).

ТТН составляется в четырех экземплярах, один из которых организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта. Следовательно, транспортная накладная может являться документальным подтверждением осуществленных транспортных расходов. Необходимость использования транспортной накладной при перевозке груза установлена п.

2 ст. 785 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

(далее — Устав) и п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила).

При этом транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки. Согласно ст. 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки груза не принимается (письмо Минтранса России от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис).

Транспортная накладная, форма которой утверждена Правилами, определяет условия перевозки груза, в том числе стоимость услуг перевозчика. Кроме того, форма транспортной накладной содержит все необходимые реквизиты, установленные п.

2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а именно: — наименование документа; — дату составления документа; — наименование организации, от имени которой составлен документ; — содержание хозяйственной операции; — измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; — наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; — личные подписи указанных лиц.

Таким образом, транспортная накладная также может являться документом, подтверждающим осуществление транспортных расходов. Причем, поскольку транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки, в данном случае можно говорить о соответствии указаниям ФНС России в письме от 21.08.2009 N ШС-22-3/660. Существующие разъяснения представителей финансового ведомства по вопросу применения ТТН и товарной накладной в целях подтверждения транспортных расходов неоднозначны.

В отдельных письмах представители Минфина России говорят об обязательном заполнении и ТТН, и транспортной накладной, поскольку назначение их различно (письма Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/99, от 27.02.2012 N 03-03-06/1/105, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/745).

В то же время четкого ответа, можно ли в целях налогообложения прибыли подтвердить транспортные расходы одним из указанных документов, а отсутствие любого из них не позволит признать расходы, письма Минфина России не дают. В других письмах, в том числе более ранних, Минфин России сообщает, что затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и ТТН (письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 и другие). Указанная формулировка позволяет трактовать вывод Минфина России как возможность применять любой из указанных документов по выбору налогоплательщика*(1).

Именно на такое мнение финансистов ссылается и ФНС России в письме от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected]

«По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом»

(далее — письмо ФНС России).

В своем письме представители налоговых органов указали, что НК РФ для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации: либо ТТН, либо транспортная накладная.

Причем данное письмо ФНС России должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Отметим, что и до выхода письма ФНС России контролирующие органы разрешали для подтверждения транспортных расходов использовать один из рассматриваемых документов. Логика налоговиков такова, что транспортная накладная, по сути, является аналогом транспортного раздела ТТН, следовательно, для целей налогообложения прибыли документальным подтверждением расходов в виде стоимости реализованного (приобретенного) товара и расходов на его доставку могут являться (форма ТОРГ-12) и транспортная накладная (письма УФНС России по г.

Москве от 27.09.2011 N 16-15/[email protected], от 29.08.2011 N А ввиду того, что ТТН не отменена, ее применение для подтверждения транспортных расходов также не исключено (письмо УФНС России по г.

Москве от 01.11.2011 N Заметим, что в последнем приведенном письме московские налоговики применили ту же формулировку, как и в письмах Минфина России:

«затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки могут быть подтверждены как транспортной накладной, так и накладной по форме N 1-Т»

.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, являются обстоятельствами, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (п. 35 постановление Пленума ВАС России от 28.02.2001 N 5, определение ВАС России от 15.06.2009 N 7202/09). В то же время, как сообщается финансовым ведомством, его письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России (письма Минфина России от 21.09.2010 03-02-08/51, от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138).

Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Причем письма Минфина России не обязательны к исполнению и налоговыми органами, если непосредственно не адресованы в ФНС России, как указано в пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ. Таким образом, по нашему мнению, организация вправе руководствоваться письмом ФНС России при признании в целях налогообложения прибыли транспортных расходов, документальным подтверждением которых является либо ТТН, либо транспортная накладная. Поскольку в соответствии с пп.

2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах лежит на налоговых органах, следование рекомендациям именно контролирующих органов, по нашему мнению, имеет минимальные риски. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга Лазарева Ирина Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга аудитор Горностаев Вячеслав 30 марта 2012 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Подтверждаем транспортные расходы (А.О. Егорова, «Пищевая промышленность: и налогообложение», N 10, октябрь 2011 г.).

Документальное подтверждение транспортных расходов

Поставщик (ООО) заключает договор с транспортной компанией на перевозку грузов в адрес покупателя.

Покупатель не возмещает транспортные расходы. Нужно ли поставщику оформлять ТТН, если транспортная компания отказывается давать данные для заполнения Раздела 2 ТТН, поясняя, что у них разработан свой бланк транспортной накладной?

Какие меры ответственности могут применить налоговые органы к поставщику, выписывающему ТОРГ-12 вместо ТТН?

Согласно Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденной Минфином СССР № 156, Госбанком СССР № 30, Центростата СССР № 354/7, Минавтотранса РФСФР № 10/998 от 30.11.1983 г., перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной.

А п. 6 Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. На основании этого документа налоговики требовали наличие товарно-транспортной накладной и при перевозке грузов для собственных нужд арендованным автотранспортом.

С 13 мая 2008 года отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

. Согласно Уставу транспортная накладная – это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает. Однако при этом положение п. 6 Инструкции о том, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета, до сих пор является действующим.

ФНС РФ в письме от 18.08.2009 г. № ШС-20-3/1195 указала, что для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации предусмотрено использование также и товарной накладной по форме ТОРГ-12, содержащейся в

«Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.

При этом пояснениями к форме предусмотрено, что она составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания.

Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Таким образом, резюмирует ФНС, утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132. Поэтому наличие ТТН у грузополучателя, не являющегося заказчиком перевозки, не является обязательным.

Что касается учета затрат на транспортные услуги у поставщика, то по мнению Минфина РФ, затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме № 1-Т (письмо от 26.05.2008 г. № 03-03-06/1/333). При этом Минфин в обоснование своего вывода также ссылается на п. 6 Инструкции, в отношении применения которого выразила свою позицию ФНС РФ.

Арбитражные суды считают, что степень подробности составления актов не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом. Отсутствие товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т при наличии других документов о произведенных расходах не означает, что налогоплательщик не выполнил требования п.

1 ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов. Отсутствие товарно-транспортных накладных не является достаточным основанием для непринятия расходов в целях определения налогооблагаемой прибыли при условии подтверждения этих расходов другими доказательствами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 г. № Ф04-3677/2008(6731-А46-26), ФАС Волго-Вятского округа от 14.08.2008 г.