Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности



Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности

Нюансы аттестации на соответствие занимаемой должности


Аттестация на соответствие занимаемой должности – это общепринятый способ оценки квалификации персонала. Проведение аттестации позволяет выявить профессионально непригодных сотрудников и обнаружить недочеты в подготовке специалистов.

Существуют определенные этапы и нюансы проведения процедуры.

Что это такое? В классическом понимании аттестация – это подтверждение квалификации, уровня знаний и умений. В результате прохождения какой-либо аттестации выдается свидетельство об ее прохождении с указанными результатами. Аттестация на предприятии (частном или государственном) – это проверка сотрудников организаций.
Аттестация на предприятии (частном или государственном) – это проверка сотрудников организаций.

Подобная проверка позволяет исследовать уровень знаний, профессиональных навыков работников. Эти показатели имеют большое значение, поскольку от уровня профессионализма сотрудников напрямую зависит конкурентоспособность компании, размер получаемой прибыли и качество предоставляемых услуг. В бюджетной сфере аттестация проводится на основании установленных законом положений и позволяет подтвердить соответствие государственного служащего занимаемой им должности.

Что понимается под термином “традиционная аттестация”? Это проверка уровня квалификации сотрудников руководителем посредством собеседования, на котором начальник выявляет уровень подготовки сотрудника, степень его вовлеченности в рабочий процесс, осведомленность о текущих тенденциях и т.д. По результатам собеседования руководитель может сформировать собственное мнение об уровне квалификации сотрудника и о наличии каких-либо проблем.

Аттестации подобного уровня являются текущими, происходят без отрыва от рабочего процесса. Руководство компании само решает, когда и каким образом проводить проверку своих подчиненных.

Оценка подготовки персонала может производиться на основании отчетов, тестов, иных квалификационных испытаний. Любая проверка должна проводиться после того, как определены следующие моменты:

  • последствия аттестации.
  • последовательность проведения процедур;
  • методы оценки;
  • требования к уровню квалификации сотрудников;

При обнаружении нехватки у проверяемого работника необходимых навыков работодатель может принять решение о замене данного сотрудника на более квалифицированного специалиста.

В этом случае важно решать вопрос в строгом соответствии с законодательством для исключения возможности нарушения трудовых прав увольняемых сотрудников.

Посмотрите видео об аттестации работников: к содержанию ↑ Законодательное регулирование Основной законодательный акт, регламентирующий отношения между работодателем и его подчиненными – это Трудовой кодекс. В соответствии с п.3. ч.1 ст.

81 сотрудник может быть уволен при обнаружении факта несоответствия его квалификации той должности, которую он занимает. Об увольнении за несоответствие должности можно почитать здесь.

В каждой организации аттестация персонала происходит с учетом направления работы предприятия и определенных квалификационных требований к работникам, предъявляемых в зависимости от спектра их профессиональных обязанностей. По этой причине невозможно разработать единую систему аттестации для всех организаций страны.

Каждое предприятие самостоятельно составляет «Положение об аттестации персонала», являющееся локальным документом и обладающее юридической силой в пределах данного предприятия.

Положение должно содержать следующую информацию:

  • порядок индивидуального информирования сотрудников;
  • периодичность проверок;
  • регламент аттестационной комиссии;
  • составление итоговых документов;
  • виды оценочных процедур;
  • работники, не подлежащие аттестации;
  • способы воздействия на персонал;
  • сроки исполнения результатов;
  • цели проверки;
  • оценка итогов проверки;
  • работники, подлежащие аттестации;
  • порядок прекращения (или изменения) трудовых отношений.
  • сроки проведения процедуры;
  • способ информирования персонала;

Здесь можно скачать образец Положения об аттестации с необходимыми приложениями. к содержанию ↑ Цели процедуры Основные цели проверки:

  1. Выявление профессионально непригодных кадров.
  2. Разработка плана повышения квалификации сотрудника.
  3. Определение соответствия должности.
  4. Оценка профессионального уровня сотрудников.
  5. Выявление существующих проблем.

Сопутствующие цели, направленные на оценку конкретного сотрудника:

  1. Определение отношения к занимаемой должности.
  2. Оценка перспектив карьерного роста на занимаемой позиции.
  3. Оценка вовлеченности в коллектив (умение сотрудничать, лояльное отношение к коллегам и к руководству).
  4. Определение мотивации к труду.

Сопутствующие цели, направленные на повышение качества работы в организации в целом:

  1. Повышение эффективности работы.
  2. Повышение уровня ответственности работников, уровня дисциплины.
  3. Улучшение климата (морального, психологического).
  4. Лучшее управление персоналом.

к содержанию ↑ Кто подлежит проверке? Аттестации обязательно подлежат граждане, занимающие должности в государственных отраслях.

К ним относятся специалисты следующих направлений:

  1. отрасль электроэнергетики;
  2. работа на производственных объектах, сопровождающаяся повышенной опасностью;
  3. обеспечение безопасности судоходства;
  4. деятельность, связанная с ионизирующим излучением;
  5. маневровые работы, движение поездов (в железнодорожной сфере);
  6. работа по хранению, уничтожению химического оружия;
  7. педагогическая сфера;
  8. космическая инфраструктура;
  9. руководство унитарными предприятиями.
  10. библиотечное дело;
  11. авиация;

В остальных случаях руководство организаций может самостоятельно принимать решение о целесообразности проведения аттестации персонала. В случае принятия положительного решения необходимо составить локальный нормативный документ – «Положение об аттестации», в котором будет прописана процедура проведения проверки, оценки ее итогов.

Подлежать аттестации может любой работник – и главный бухгалтер, и инженерно-технический специалист, и продавец-консультант. Существуют категории сотрудников, на которых не распространяется необходимость прохождения всеобщей аттестации на предприятии.

К ним относятся:

  • Беременные женщины. Ст. 261 определяет, что беременные женщины могут прекратить трудовую деятельность только в результате ликвидации предприятия, либо банкротства ИП. Увольнение беременной женщины даже при несоответствии ее квалификации заявленному уровню недопустимо.
  • Сотрудники, стаж работы которых на данном предприятии составляет менее 1 года. Данные работники за короткий срок не успели в полной мере овладеть профессиональными навыками и обрести необходимый уровень умений. По этой причине оценка их соответствия занимаемой должности будет необъективной.
  • Женщины, у которых есть дети, не достигшие возраста 3 лет. Данная категория сотрудниц защищена законом от возможности быть уволенными даже при некачественном исполнении ими своих прямых должностных обязанностей.

Также в список работников, не подлежащих аттестации, могут входить:

  • работники, выполняющие обязанности на основании срочных договоров длительностью 1-2 года;
  • работники, которые менее года назад назначены по конкурсу.
  • работники, которые менее года назад прошли повышение квалификации, либо переподготовку;
  • внутренние совместители;

к содержанию ↑ Кто проводит аттестацию? Аттестацию проводит специальная комиссия, создаваемая на основании приказа, изданного руководителем организации.

В комиссию, как правило, входят:

  1. Секретарь (им может быть секретарь, делопроизводитель и т.д.).
  2. Члены комиссии (заместитель руководителя, начальник отдела кадров, специалист по охране труда, сотрудник службы безопасности, юрист организации и т.д.).
  3. Представитель выборного органа работников (как правило, это профсоюз).
  4. Председатель (генеральный директор, директор, заведующий и т.д.).

Если предприятие бюджетное, необходимо соблюдать ведомственные требования, предъявляемые к комиссии. Так, с недавних пор аттестация работников педагогической сферы проводится непосредственно на местах (в школах, детских садах и т.д.). Состав комиссии утверждается руководителем образовательной организации.

В приказе, утверждающем состав комиссии, указываются работники, подлежащие аттестации, члены комиссии, период проведения проверки. Основанием для издания приказа является утвержденное ранее «Положение об аттестации».

к содержанию ↑ Внеплановая (внеочередная) аттестация Внеплановые аттестации проводятся при возникновении необходимости оценки профессионального уровня сотрудников до наступления очередной плановой проверки. Подобная необходимость может возникнуть по следующим основаниям:

  • неоднократное исполнение сотрудником своих профессиональных обязанностей ненадлежащим образом;
  • систематическое поступление жалоб на работника как от коллег, так и от третьих лиц (клиентов, заказчиков);
  • несчастные случаи на производстве.

В подобных ситуациях руководство предприятия может вынести постановление о назначении внеочередной проверки. При возникновении несчастного случая на производстве проверке могут быть подвергнуты сразу несколько сотрудников, задействованных в работах.

Внеочередная проверка производится на тех же основаниях, что и плановая. Процедура оценки уровня сотрудника должна производиться в строгом соответствии с положениями трудового законодательства, с нормами локального акта – «Положения об аттестации». Если комиссией решает, что сотрудник не может занимать свою должность ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей, в его отношении принимаются дисциплинарные меры (статья 192 ТК РФ):

  1. замечание;
  2. увольнение по соответствующим основаниям.
  3. выговор;

к содержанию ↑ Процедура Сотрудникам необходимо знать, как проходит аттестация, чтобы быть уверенными, что их права не нарушаются.

Рассмотрим пошагово проведение процедуры. Сроки проведения В положении, подписанном руководителем предприятия, четко прописывается периодичность проведения проверок подобного рода. Например, аттестация проводится 1 раз за три года, 1 раз за 4 года.

Допустимый диапазон проверок: 1-5 лет.

Кроме периодичности проверок, устанавливается и их продолжительность.

Началом процедуры является дата издания приказа, подписанном руководителем предприятия, о проведении проверки и утверждении состава аттестационной комиссии. Конец проверки – дата составления итогового отчета по результатам.

Каждая организация сама устанавливает сроки проведения подобных процедур в зависимости от численности сотрудников, состава комиссии, уровня предъявляемых квалификационных требований. Оптимальным сроком, который обычно используется на практике, является срок в 3-6 месяцев. Как правило, за этот период времени можно полностью провести аттестацию сотрудников на любом предприятии.

Как правило, за этот период времени можно полностью провести аттестацию сотрудников на любом предприятии. Для организаций с очень большим количеством сотрудников рекомендуется проводить аттестации поэтапно, чтобы уложиться в срок 3-6 месяцев.

Можно разбить аттестацию по годам, учитывая периодичность проведения проверок.

Каждый год за установленный срок (в 3-6 месяцев) будет производиться проверка части персонала. к содержанию ↑ Подготовка Подготовка к аттестации начинается с издания приказа, которым утверждается положение. В положении указываются все нюансы проведения процедуры, методы оценки, необходимые документы, сроки.

На основании существующего положения издается приказ об аттестации.

В приказе отмечается, что для осуществления проверки будет сформирована аттестационная комиссия, и определяется ее состав. Пример приказа: к содержанию ↑ Уведомление работников Своевременное уведомление сотрудников – обязанность работодателя, закрепляемая в положении о проверке. Уведомление должно производиться с соблюдением следующих условий:

  1. доведение информации о сроках проверки (минимум – за месяц);
  2. предоставление графиков проведения аттестации (минимум – за месяц);
  3. ознакомление с характеристикой, представленной на сотрудника. Составляется непосредственным руководителем (минимум – за неделю).

По результатам проверки работник имеет право получить для ознакомления копии документов, содержащих информацию о количестве набранных им баллов, о рекомендациях.

Пример уведомления: к содержанию ↑ Основные этапы Основные этапы проведения аттестации:

  • Оценка. Производится оценка квалификации сотрудника, степени уважения к нему в коллективе, удовлетворенности его работой непосредственного руководителя. Оценка направлена на выявление целесообразности нахождения работника на должности, определение перспектив его дальнейшего развития.
  • Подготовка необходимых материалов (формы для аттестационной комиссии, в которых будут выставляться баллы работнику, листы оценки для коллег, листы оценки для непосредственных руководителей, листы самооценки).
  • Оформление принятых решений. На основании полученных результатов аттестации сотрудника принимаются кадровые решения. Например, повышение или понижение, перевод в другой отдел, повышение или понижение заработной платы, увольнение и т.д. Решение оформляется приказом и передается сотруднику для ознакомления.

к содержанию ↑ Вопросы к аттестации Основным документом, на основании которого производится оценка профессионального уровня сотрудника, является его должностная инструкция, иначе – профессиональный стандарт.

В этих документах всегда приводится полный перечень квалификационных требований, предъявляемых к работнику. В должностной инструкции, как правило, присутствуют отсылки на нормативные акты федерального уровня, на локальные нормативные акты (внутренние документы организации). Вопросы к аттестации, на которые во время проверки необходимо будет дать ответы сотруднику, составляются на основании содержания должностной инструкции.

Вопросы могут быть сформулированы в виде тестов, опросных листов и т.д. к содержанию ↑ Карта и протоколы Аттестационная карта – документ, который составляется по результатам проверки и содержит сведения о соответствии/несоответствии сотрудника занимаемой должности.

Карта содержит следующую информацию:

  1. Рекомендации комиссии.
  2. Наименование учебного заведения, которое окончил работник (с указанием специальности и периода обучения).
  3. Стаж в организации (общий).
  4. Замечания и предложения, высказанные членами комиссии.
  5. Сведения о взысканиях, если они были.
  6. Наименование структурного подразделения.
  7. Замечания и предложения, высказанные самим сотрудником.
  8. Должность работника (в соответствии со штатным расписанием).
  9. Стаж на должности.
  10. Информация о прохождении курсов по повышению квалификации, по переподготовке.
  11. ФИО сотрудника, год рождения, семейное положение.
  12. Подписи председателя, секретаря, членов комиссии.
  13. Информация о наличии наград.
  14. Аттестационный балл, определенный по листам оценки.
  15. Оценка сотрудника комиссией (количество голосов за и против).

Пример аттестационного листа: Также по итогам составляется протокол, в котором указывается:

  1. Информация о рассмотрении материалов, полученных в результате оценки сотрудников.
  2. Дата и номер документа.
  3. Сведения о составе комиссии (ФИО и должности председателя, секретаря, членов комиссии).
  4. Выводы, сделанные по результатам полученных материалов.
  5. Подписи председателя, секретаря, членов комиссии.

к содержанию ↑ Заключение В положении о проверке должен быть четко оговорен список документов, которые оформляются по результатам проведенной аттестации. На основании изучения представленных материалов комиссия заполняет аттестационные карты сотрудников, составляет протокол заседания. В этих документах указывается решение, принятое в отношении сотрудника членами комиссии в результате проведенного голосования.

На основании этого решения формируются рекомендации.

Решение комиссии может звучать как «соответствие занимаемой должности». В этом случае за сотрудником закрепляется право осуществления дальнейшей трудовой деятельности с возможностью продвижения по карьерной лестнице.

При «несоответствии занимаемой должности», сотрудник переводится на более низкую должность, понижается в разряде, увольняется и т.д. Также существует формулировка «условное соответствие занимаемой должности». В этом случае работник показал наличие необходимого уровня квалификации при существовании ряда проблем, которые требуют доработки.

Комиссия формулирует рекомендации в отношении таких сотрудников и устанавливает срок проведения внеочередной аттестации с целью проверки исполнения работником установленных рекомендаций. По результатам общей аттестации сотрудников комиссия составляет отчет, в котором указываются итоги проверки: сколько сотрудников соответствует должностям, сколько не соответствует.

По результатам общей аттестации сотрудников комиссия составляет отчет, в котором указываются итоги проверки: сколько сотрудников соответствует должностям, сколько не соответствует. Отчет подается на рассмотрение руководителю организации.

Руководитель организует мероприятия, направленные на устранение выявленных в ходе проверки проблем и проведение кадровых перестановок при необходимости (назначение разрядов и квалификации, повышения, понижения в должностях, переводы в иные структурные подразделения, увольнения, поощрения и т.д.).

Скачайте бланк отзыва на работу сотрудника. к содержанию ↑ Портфолио сотрудника Портфолио – собранная систематизированная информация, которая свидетельствует об уровне квалификации специалиста, о его профессиональном развитии в процессе своей трудовой деятельности и о наличии достижений.

Портфолио представляет собой папку с файлами.

В каждый файл вкладывается информация о профессиональных достижениях (сертификаты, награды, дипломы, письма, характеристики и т.д.). Вся информация должна быть подтверждена документально и датирована. В числе документов для портфолио может быть и отзыв о работе аттестуемого, который составляется руководителем и содержит следующую информацию:

  1. Наименование структурного подразделения.
  2. Отношение к работе.
  3. Выводы руководителя.
  4. ФИО сотрудника. Должность работника (в соответствии со штатным расписанием).
  5. Уровень профессиональной компетенции.
  6. Исполнительские навыки, организаторские способности и т.д.
  7. Стаж в должности.

к содержанию ↑ Увольнение

Сотрудник может быть уволен по собственной инициативе при обнаружении факта несоответствия его занимаемой должности.

При этом важно учитывать, что увольнение с подобной формулировкой возможно только при наличии результатов аттестации, подтверждающих факт несоответствия квалификации гражданина существующим требованиям.

Аттестация должна быть проведена в четком соответствии с существующими нормами трудового законодательства, либо локального нормативного акта организации, принятого при участии представительского органа сотрудников (как правило, профсоюза).

Если сотрудник увольняется за несоответствие занимаемой должности без проведения аттестации, либо на основании результатов аттестации, проведенной с нарушениями, подобное увольнение является нарушением трудовых прав гражданина. В этом случае сотрудник имеет право обратиться в трудовую инспекцию, либо подать иск в суд. Таким образом, аттестация является сложной процедурой оценки профессиональных достижений сотрудников, уровня их квалификации.

Аттестация проводится обязательно только в отношении отдельных категорий государственных работников. В остальных случаях необходимость проведения проверки определяется руководителем компании.

По результатам проверки руководителем принимаются решение о необходимости кадровых перестановок.

Также рекомендуем к прочтению:

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2020 года

Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

  1. Сервисы:

Проверка работников на соответствие занимаемой должности помогает не только определить, кто утратил нужную квалификацию, но и оптимизировать расходы на персонал.

4 августа 2017 Автор: Своевременная проверка сотрудников на соответствие занимаемой позиции позволяет оптимизировать расходы, решить спорные вопросы при реорганизации и сокращении штата, выявить сотрудников, которые не соответствуют занимаемым местам. Разберем, как проводить такую проверку и использовать полученные результаты.
Разберем, как проводить такую проверку и использовать полученные результаты.

Для большинства коммерческих организаций законом не установлены четкие требования для сроков и порядка проведения аттестации работников на соответствие занимаемой .

Но есть и исключения. Например, организации, которые осуществляют услуги перевозки железнодорожным транспортом (ст. 13 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ).

В отношении государственных и муниципальных служащих, а также учителей, врачей и ряда других служащих проверка обязательна в силу закона (например, ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Это комплексная оценка уровня профессионального исполнения сотрудником трудовых обязанностей.

Ее проводит комиссия в соответствии с регламентом, который отражен в Положении. Порядок проведения аттестации работников устанавливается в Положении и других локальных актах.

Локальные акты по этому вопросу принимаются с учетом профсоюза, если он имеется на предприятии.

Для государственных гражданских служащих и ряда бюджетников Положения утверждены отдельными приказами профильных ведомств. При разработке Положения для правильного проведения всей процедуры в него необходимо включить определенные разделы. 1. Задачи и цели проведения. 2.

Категории сотрудников, в отношении которых может проводиться:

  1. внутренние и внешние совместители.
  2. все основные работники;

3. Группы сотрудников, в отношении которых проверка не проводится. В ТК РФ таких ограничений нет, но, например, в отношении госслужащих оценка их знаний и умений не проводится, если они:

  1. достигли 60-летнего возраста;
  2. сдали квалификационный экзамен менее года назад;
  3. беременны или находятся в декретном отпуске.
  4. проработали на своем месте менее 12 месяцев;

Есть и другие ограничения по кругу аттестуемых сотрудников.

Не подлежат испытаниям:

  1. научные работники, которые занимают должность менее двух лет.
  2. молодые специалисты в период работы по направлению;
  3. сотрудники, которым не требуются специальные знания и навыки;

4. Сроки проведения. 5. Аттестационная комиссия.

6. Ответственные лица за подготовку. 7. Порядок составления и утверждения графиков. 8. Критерии оценки. 9. Порядок проведения процедуры.

По итогам всей процедуры комиссия может вынести одно из следующих решений:

  1. соответствует;
  2. соответствует; рекомендуется включить в (или перевести на вышестоящую должность);
  3. не соответствует вследствие недостаточной квалификации.
  4. нуждается в прохождении профессиональной переподготовки или повышении квалификации с повторной аттестацией;

Документ содержит в себе основные данные о сотруднике и результатах, с которыми он прошел проверку знаний и навыков по занимаемой должности. Составление Протокола и его утверждение руководителем организации — завершающий этап всей процедуры.

На его основе издается приказ, который содержит решение работодателя.

Аттестация работников, ТК РФ статья81 может привести к увольнению некоторых из них, если обнаружится, что они не соответствуют занимаемой должности. В этом случае также можно принять решение направить на повышение квалификации или перевести на нижестоящую должность. При успешном прохождении испытания можно предложить повышение или включение в резерв.

А также это может служить основанием для сохранения предложения должности в штате определенному служащему при необходимости сократить сразу несколько его коллег. Об авторе статьи Прокудина Виктория Поделитесь с друзьями: Вместе с эти материалом часто ищут: Как рассчитать количество отработанных человеко-часов:

  • Провести вычисления по формуле.
  • Сложить показатели по всем служащим.
  • Определить количество рабочих дней и продолжительность смены.
  • Уточнить величину штата сотрудников.
  • Выявить отклонения по каждому работнику.

12 мая 2021 Декларирование рабочих мест по СОУТ позволяет руководителю подтвердить отсутствие вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах трудящихся.

С 18 февраля 2020 года действует новая форма декларации, утвержденная Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Теперь работодатели должны отчитываться именно по ней, в том числе при представлении уточненной декларации.

27 июля 2017 В статье рассмотрены вопросы, является ли лишение премии дисциплинарным взысканием, как выплата премии или ее лишение связаны с наличием дисциплинарного взыскания. Даны понятия премии и дисциплинарного взыскания. 11 августа 2017 Выговор работнику — дисциплинарное наказание за невыполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

11 августа 2017 Выговор работнику — дисциплинарное наказание за невыполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. 22 августа 2020 × Еженедельная рассылка Каждый понедельник вы будете получать подборку самых интересных материалов за прошедшую рабочую неделю ПОДПИСАТЬСЯ

Приложение. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приложение Порядокпроведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность(утв.

Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276) 23 декабря 2020 г. См.

проведения Минобрнауки России аттестации педагогических работников организаций, подведомственных Минобрнауки России, направленный Минобрнауки России от 23 декабря 2014 г. N АК-4220/06 I. Общие положения О применении настоящего раздела см.

Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г.

N 08-1933/505 1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций. Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.

4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее — педагогические работники). 2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории. 3. Основными задачами проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности О применении настоящего раздела см.

Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г.

N 08-1933/505 5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее — аттестационная комиссия организации). 6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. 10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление. 11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Пункт 12 изменен с 2 февраля 2021 г. — Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г.

N 767 12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также сведения о прохождении им независимой оценки квалификации (далее вместе — дополнительные сведения). При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Пункт 14 изменен с 2 февраля 2021 г.

— Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. N 767 14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление работодателя, а также дополнительные сведения (в случае их представления педагогическим работником).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника). 16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности. 18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования. 19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. 22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных и настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. Пункт 23 изменен с 2 февраля 2021 г.

— Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г.

N 767 23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории О применении настоящего раздела см. Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505 Пункт 24 в части запрета на продление срока действия квалификационной категории в отношении указанных в приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г.

N 713 квалификационных категорий педагогических работников.

Действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 г.

по 1 октября 2021 г., до 31 декабря 2021 г. Пункт 24 в части запрета на продление срока действия квалификационной категории в отношении указанных в приказа Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г.

N 193 квалификационных категорий педагогических работников. Действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 г., до 31 декабря 2020 г.

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Пункт 25 изменен с 2 февраля 2021 г. — Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г.

N 767 25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационные комиссии). 26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза. 27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. 30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. 31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого: а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории; б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации. 33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов. 35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие. Пункт 36 изменен с 2 февраля 2021 г. — Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г.

N 767 36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации. Пункт 37 изменен с 2 февраля 2021 г.

— Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. N 767 37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.

N 662; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. 38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных и настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории). 40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения. 42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. 44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет». 45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации. —————————— Сноски изменены с 2 февраля 2021 г. — Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г.

N 767 *(1) Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст.

3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст.

566). *(2) Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст.

566). *(3) от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171). *(4) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «

Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г.

N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240). *(5) Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст.

562, ст. 566). *(6) Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.