Право на обнародование произведения и на его отзыв



4. Право на обнародование произведения и на его отзыв


Право автора на обнародование произведения принадлежит к числу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст.

18—19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 того же Закона) и т. д. Поскольку понятие обнародования уже подробно рассмотрено выше, акцентируем внимание на тех аспектах проблемы, которые непосредственно связаны с возможностью автора довести произведение до всеобщего сведения.

27 того же Закона) и т. д. Поскольку понятие обнародования уже подробно рассмотрено выше, акцентируем внимание на тех аспектах проблемы, которые непосредственно связаны с возможностью автора довести произведение до всеобщего сведения.

Сущность права на обнародование можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса Во-первых, он определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц.

Автор может хранить созданное им произведение в тайне от публики до тех пор, пока сам не решит, что оно является достаточно зрелым, завершенным и готовым для обнародования. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Так, художник может выставить для публичного обозрения не вполне завершенные им живописные полотна или скульптурные изображения, которые, с точки зрения авторского права, являются охраняемыми произведениями.

Но сделать это вправе лишь сам автор, который только и может судить о степени готовности своего произведения для обнародования.

Во-вторых, рассматриваемое право включает решение вопроса о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам.

Выбор способа обнародования зависит как от вида созданного произведения, так и от усмотрения автора.

Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т. п. Право на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес автора является самостоятельным правом создателя произведения.

Это обстоятельство необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т. е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т.

д. А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения.

Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права.

Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.

При жизни автора лишь он сам может решать вопрос об обнародовании произведения. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это в полной мере касается и тех произведений, которые созданы автором в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя, как уже отмечалось, отказ автора от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту.

Как нарушение обязанностей по авторскому договору должен быть расценен и запрет автора на обнародование произведения, созданного им по заказу.

И в том, и в другом случае это может служить основанием для привлечения автора к ответственности, однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы. Существенным нововведением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является закрепление в нем права на отзыв произведения, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательстве.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив о его отзыве. В качестве единственного условия реализации данного права закон ус- танавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.
В качестве единственного условия реализации данного права закон ус- танавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет автора.

Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнародование произведения или отзывает уже обнародованное произведение, могут быть самыми разными. Основанием могут явиться трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и т.

п. Однако юридического значения эти обстоятельства не имеют, так как автор не обязан как-либо обосновывать свое решение, в частности доказывать уважительность причин отзыва произведения. На практике рассматриваемое право может вступить в коллизию с правами лиц, которые приобрели право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву.

Как представляется, действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация.

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит лишь о возмещении убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Поэтому, например, автор не может истребовать созданные им картины или скульптуры у их владельцев, ссылаясь на свое право отзыва.

Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необна- родованного произведения.

Данный результат творческой деятельности может быть вновь доведен до сведения публики только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права и т.д. По прямому указанию закона правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений.

Как уже отмечалось, их согласие на обнародование произведений необходимо, но если оно дано, его нельзя отозвать в одностороннем порядке.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение.

Однако объем правомочий наследников трактуется при этом по-разному. Например, обсуждая вопрос о праве наследников давать согласие на обнародование тех произведений автора, в отношении которых имеется специальный запрет автора, некоторые ученые пришли к выводу, что осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций .

Как представляется, действующее законодательство не дает оснований для каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов.

Данный вопрос решается исключительно по их усмотрению, хотя бы действия наследников расходились с волей самого автора.

Следует лишь учитывать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы которых затрагиваются опубликованием. Речь идет об уже рассматривавшихся выше случаях обнародования писем и иных аналогичных документов, а также произведений изобразительного искусства, на которых изображены другие лица. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Статья 1268 ГК РФ.

Право на обнародование произведения

Новая редакция Ст. 1268 ГК РФ 1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. 3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). 1. Комментируемая статья регулирует особенности осуществления личного неимущественного права автора — права на обнародование произведения.

Существо указанного права было весьма удачно подмечено представителями персонального течения, которые указывали, что сущность авторской защиты заключается в том, что произведение искусства как продукт духа автора составляет его личное достояние и что никто не имеет права заставлять автора против своей воли говорить открыто с публикой, передавать ей часть своей личности и своего имени.

2. Законом установлен ряд способов обнародования; перечень способов обнародования является открытым, главный критерий — произведение должно стать доступным любому заинтересованному лицу, при этом существенное значение имеет воля автора.

Обнародование произведения — всегда действие, воля автора должна быть направлена именно на обнародование произведения, а не на сообщение его узкому кругу лиц, например представление работы для рецензирования известному кругу лиц.

3. Пунктом 2 ст. 1268 ГК РФ установлена презумпция согласия автора, передавшего произведение по договору для использования, на обнародование, при этом следует учитывать, что указанная презумпция опровержению не подлежит.

4. Пункт 3 ст. 1268 ГК РФ определяет правила относительно обнародования произведения после смерти автора. Соответствующая возможность предоставлена прежде всего наследникам по закону или по завещанию, при этом последние связаны волей автора, выраженной в одной из установленных законом форм.

Видится, что нарушение воли автора относительно запрета на обнародование его произведения не повлечет для обладателя исключительных прав каких-либо отрицательных последствий иных, нежели моральных, так как по требованию о защите нарушенного права на обнародование надлежащего истца более не существует законного способа уничтожить экземпляры обнародованного произведения по иску иного лица. 1. Право на обнародование заключает в себе возможность автора самостоятельно решать вопрос о возможности ознакомления публики с созданным им произведением. Очень часто в литературе право на опубликование основывается на самостоятельном определении автором готовности произведения для издания, исполнения и т.д.

. Однако здесь необходимо одно важное уточнение: автор не всегда может обнародовать законченное произведение. Порой автор может ознакомить публику со своими набросками, отрывками, этюдами и т.д. Но эти незаконченные произведения, обладающие творческим характером, также являются объектом авторского права, а потому и право на обнародование действует так же, как и в отношении законченных произведений.

——————————— См. например: Гордон М.В. Указ. соч. С. 123. Но в любом случае право на обнародование представляет собой возможность для автора решить: доводить до всеобщего сведения созданное им творение или нет.

Эта закрепленная законом возможность является сугубо личной и не подлежит передаче. Безусловно, сами действия по обнародованию могут осуществляться не только автором, но и иными лицами. Но совершение таких действий другими (помимо автора) лицами не означает передачи права на обнародование.

Эти лица принимают участие в обеспечении того, чтобы произведение впервые стало доступным для всеобщего сведения, но само право решать вопрос об обнародовании принадлежит исключительно автору. 2. Обнародование в авторском праве имеет большое значение. Так, сроки охраны произведений, которые вышли в свет анонимно или под псевдонимом, а также произведений, получивших известность после смерти автора, исчисляются с момента их обнародования (п.

п. 2 и 3 ст. 1281 ГК РФ). В пункте 1 ст. 1268 указывается, что обнародование осуществляется путем опубликования произведения (содержание которого раскрыто в абз. 2), его публичного показа, сообщение в эфир или по кабелю либо иным способом.

Отсюда следует несколько выводов.

Во-первых, автор не только принимает решение о самом обнародовании, но и определяет способ, которым произведение становится доступным для всеобщего сведения. Если автор дал согласие обнародовать произведение путем его опубликования и заключил соответствующий договор с издательством (причем только на выпуск произведения в виде печатного издания определенным тиражом), то он сохраняет за собой право на обнародование другими способами, например путем доведения его до всеобщего сведения через Интернет, или не обнародовать произведение вообще никаким другим способом. Во-вторых, перечисленные способы — те же, которые указаны в ст.

1270 ГК. В этом заключается особая связь права на обнародование с исключительным правом, состоящая в том, что реализация права на обнародование происходит путем его использования одним из способов, указанных в п. 2 ст. 1270 ГК, или иным не противоречащим закону способом.

Отмеченная связь проявляется не только по линии способов использования произведения. Распоряжение исключительным правом предполагает заключение автором лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права, в т.ч.

и в отношении необнародованных произведений. Следовательно, возникает вопрос о необходимости получения отдельного согласия на обнародование произведения наряду с заключением договора, по которому осуществляется его использование, и юридических последствиях отсутствия такого согласия. В целях решения указанного вопроса в п.

В целях решения указанного вопроса в п.

2 ст. 1268 специально указывается, что передача автором по договору произведения для использования предполагает согласие автора на его обнародование.

Особо следует отметить формулировку данного положения относительно договоров — договоры, по которым произведения передаются для использования.

Следовательно, имеются в виду самые разнообразные договоры — как те, по которым автор непосредственно распоряжается своим исключительным правом, так и иные договоры, заключаемые в целях использования произведения.

В-третьих, способы, которые имеются в виду в п. 1 ст. 1268, включают не любое знакомство третьих лиц с произведением, а только такие способы, которые делают произведение «доступным для всеобщего сведения».

Как справедливо указывалось в литературе,

«нельзя рассматривать в качестве обнародования ознакомление в частном порядке третьих лиц с не выпущенным в свет произведением, в кругу родственников или друзей автора, или же ознакомление с ним потенциальных пользователей, с тем чтобы заключить контракт на использование произведения»

. Обнародование позволяет рассматривать произведение как «вышедшее из частной сферы автора» . ——————————— Липцик Д.

Указ. соч. С. 140. Там же. В том случае, когда произведение представляет собой изображение гражданина, право на обнародование «уступает» охране, предусмотренной ст. 152.1 ГК: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч.

его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в котором он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Интересным представляется и вопрос об обнародовании личной переписки автора с третьим лицом.

С учетом того, что тайна переписки охраняется законом и гарантируется Конституцией (ч.

2 ст. 23), разглашение писем автора к другому лицу допускается только с согласия этого лица, а не только автора. 3. Произведение может по тем или иным причинам так и не стать доступным для всеобщего сведения при жизни автора.

В связи с этим возникает вопрос о его обнародовании после смерти автора, решению которого посвящен п.

3 комментируемой статьи. В данном пункте указывается, что вопрос об обнародовании произведения решается обладателем исключительного права. Как правило, это наследники. Но они после смерти автора — наследодателя могут и уступить исключительное право на необнародованное произведение.

Поэтому закон указывает не наследника, а обладателя такого права. При решении данного вопроса правообладатель связан волей автора. Однако такая воля должна быть определенно выражена автором.

То есть если при жизни автор должен принять решение об обнародовании, то после его смерти ситуация меняется. Произведение не подлежит обнародованию только в том случае, когда автор прямо указал на свое нежелание его обнародовать. Например, слова автора в личной переписке о том, что он

«никак не может решить судьбу своего последнего произведения»

, нельзя рассматривать как определенно выражающие волю автора относительно нежелания его обнародовать.

Кроме того, воля автора должна быть выражена в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.д.). Следовательно, сколько бы автор при жизни ни говорил о том, что не хотел бы обнародовать произведение, даже если такой факт можно подтвердить свидетельскими показаниями, это в соответствии с п.

3 ст. 1268 нельзя рассматривать как надлежащее подтверждение воли автора.

Статья 1268. Право на обнародование произведения

  • »
  • »
  • »

1.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. 2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). В комментируемой статье регламентировано такое личное неимущественное право автора, указанное в подп. 5 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право на обнародование произведения.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет содержание данного вида права — это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

В свою очередь, в ч. 2 данного пункта определено используемое понятие «опубликование» (или равнозначное ему понятие «выпуск в свет»). Ранее подобное регулирование содержалось в положении п. 1 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, предусматривавшем, что автору в отношении его произведения принадлежит в том числе такое личное неимущественное право, как право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, а также в положениях ст.

4 данного Закона, определявших следующие понятия: обнародование произведения — это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом; опубликование (выпуск в свет) — это выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

В пункте 2 комментируемой статьи закреплена презумпция того, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Данное положение является нововведением комментируемой части, поскольку в Законе 1993 г.

об авторском и смежных правах этот момент не регулировался.

Следует подчеркнуть, что содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи презумпция сформулирована как неопровержимая, т.е.

не предусмотрена возможность доказывания иного. Пункт 3 комментируемой статьи, также содержащий нововведения, регламентирует обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора, после его смерти: такое произведение может быть обнародовано после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, при условии, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

В разъяснениях, данных в п. 90 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, со ссылкой на п. 3 комментируемой статьи, подчеркнуто, что при переходе исключительного права в порядке наследования у обладателей исключительного права могут возникать и иные интеллектуальные права, имеющие неимущественный характер, в объеме, определяемом ГК РФ, в частности право на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора.

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора — право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав — права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование.
В отличие от других личных неимущественных авторских прав — права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование.

Исключение составляет случай, предусмотренный ст.

1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила. 2. Право на обнародование произведения — это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу).

Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это — опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир.

В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения. Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е.

с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование — частично — переходит по наследству и может быть предметом договора. 3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

Кроме того, автор должен учитывать что, хотя и необнародованное, и обнародованное произведение охраняются авторским правом, эта охрана имеет значительные различия: 1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 — 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы; 2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное; 3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см.

п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия «опубликования произведения». Опубликование (или выпуск в свет) произведения — это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст.

1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения.

Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным. Опубликование произведения может быть как первым, так и последующим. Первое опубликование произведения означает и обнародование произведения, если оно до этого момента не было обнародовано.

Опубликование является одним из самых надежных доказательств факта обнародования произведения. 5. Опубликование ранее обнародованного произведения увеличивает число случаев, когда произведение может использоваться свободно.

6. Международные договоры об авторском праве, а также законодательство зарубежных стран по авторскому праву, решая вопрос о предоставлении авторско-правовой охраны отдельным категориям иностранных произведений, оперируют как понятием «опубликование» (выпуск в свет — Published Works, erschienene Werke), так и понятием «обнародованное, но неопубликованное произведение» (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke). По Всемирной конвенции об авторском праве (ст. VI) выпуском в свет считается воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом.

По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [ст. 3 (3)] произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

На эти конвенционные нормы могут ссылаться иностранные авторы и иные правообладатели при определении самого факта и пределов охраны своих произведений в России.

7. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения. Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется.

Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется.

Иными словами, личное право на обнародование считается включенным в имущественное право на соответствующее использование произведения. Следует считать, что эта норма является диспозитивной: в договоре может быть предусмотрено иное.

Действительно, договором о приобретении в собственность картины, скульптуры, рисунка может быть предусмотрено, что это произведение будет использовано путем размещения в помещении, недоступном для широкой публики, что право на обнародование лицензиару не передается. В комментируемой норме указывается на то, что она применяется к договорам, в соответствии с которыми

«произведение передается другому лицу для использования»

.

Под это определение не подпадают ни договоры об отчуждении исключительного права (ст.

1234, 1285 ГК РФ), ни лицензионные договоры (ст.

1235, 1286 ГК РФ). Лишь в договоре авторского заказа (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) указано о передаче заказчику созданного произведения; при этом в ст.

1288 ГК РФ поясняется, что речь идет о передаче заказчику «материального носителя» произведения.

Таким образом, строго формальное толкование этой нормы, которая, кстати сказать, имеет право на существование, приводит к выводу, что данная норма применима только к договорам авторского заказа. Но такое толкование существенно сужает сферу применения этой нормы, которая исходя из ее общего смысла должна применяться более широко. В связи с этим следует считать, что в данном случае законодатель допустил небрежность и данная норма должна применяться ко всем договорам об отчуждении исключительных авторских прав, а также ко всем лицензионным договорам (ст.

1285 — 1289 ГК РФ). Это толкование представляется наиболее логичным.

8. В пункте 3 комментируемой статьи содержатся правила, касающиеся обнародования произведения после смерти автора. В этот период времени вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение (правообладателем). Однако это лицо имеет право обнародовать (посмертно) произведение лишь в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Следует считать, что к праву на обнародование по аналогии применимы нормы абз.

1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ. Если автор в завещании или в ином письменном документе запретил обнародование произведения после своей смерти, права правообладателя этого произведения фактически «парализуются». Видимо, вопрос о реализации права на посмертное обнародование произведения в этом случае может быть предметом судебного рассмотрения.

← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 1268 ГК РФ бесплатно. Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте.

Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Право на обнародование и право на отзыв

Следующим личным неимущественным правомочием автора считается право на обнародование произведения или его отзыв. Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование в любой форме. Под обнародованием понимается осуществление согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Таким образом, обнародование включает в себя следующие признаки: 1) наличие такого действия, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (обеспечить к произведению доступ третьих лиц); 2) действие должно происходить впервые; 3) наличие согласия авторов на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Получается, что никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения, т.е.

без специального договора автора с исполнителем на обнародование нового произведения такое исполнение невозможно. Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Так, публикация автореферата диссертации не считается выпуском в свет самой диссертации; а публикация анонса кинофильма не является публикацией кинофильма.

Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв.

Реализация данного права может нанести ущерб интересам пользователей произведения, поэтому осуществление права на отзыв (как верно указывает законодательство) допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить об его отзыве. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.

Само отозванное автором произведение считается не обнародованным, это позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения (поскольку обнародованные произведения в определенных рамках могут свободно использоваться третьими лицами без выплаты авторского вознаграждения).

ГК РФ Статья 1268. Право на обнародование произведения

Важное пора учиться!

  1. 08 июня 2021 / Интернет
  2. 08 июня 2021 / Интернет
  3. 08 июня 2021 / Интернет
  4. 08 июня 2021 / Интернет
  1. 09 июня 2021 / Интернет
  2. 08 июня 2021 / Интернет
  3. 10 июня 2021 / Интернет
  4. 09 июня 2021 / Интернет
  1. 10 июня 2021 / Интернет
  2. 11 июня 2021 / Интернет
  3. 11 июня 2021 / Интернет
  4. 10 июня 2021 / Интернет

Авторское право 1.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. 2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). (редакция от 17.01.2021) Применение гражданского кодекса: статья 1268

  1. . ). Исходя из п. 1 ст. 1268 ГК РФ, а также из п .
  2. . ). Исходя из п. 1 ст. 1268 ГК РФ, а также из п .
  3. . по аналогии с положениями ст. 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия .

1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Комментарий к статье 1268 Гражданского кодекса РФ

Статья 1268. Право на обнародование произведения Комментарий к Ст.

1268 ГК РФ: 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора — право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав — права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения — это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу).

Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п.

1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это — опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир.

В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения. Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права.

В этой связи право на обнародование — частично — переходит по наследству и может быть предметом договора. 3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике. Кроме того, автор должен учитывать что, хотя и необнародованное, и обнародованное произведение охраняются авторским правом, эта охрана имеет значительные различия: 1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст.

1273 — 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы; 2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное; 3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ). Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см.

п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия «опубликования произведения». Опубликование (или выпуск в свет) произведения — это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения.

Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики. Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения.

Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.). Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

Опубликование произведения может быть как первым, так и последующим.

Первое опубликование произведения означает и обнародование произведения, если оно до этого момента не было обнародовано.

Опубликование является одним из самых надежных доказательств факта обнародования произведения.

5. Опубликование ранее обнародованного произведения увеличивает число случаев, когда произведение может использоваться свободно.

6. Международные договоры об авторском праве, а также законодательство зарубежных стран по авторскому праву, решая вопрос о предоставлении авторско-правовой охраны отдельным категориям иностранных произведений, оперируют как понятием «опубликование» (выпуск в свет — Published Works, erschienene Werke), так и понятием «обнародованное, но неопубликованное произведение» (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke).

По Всемирной конвенции об авторском праве (ст. VI) выпуском в свет считается воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом. По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [ст.

3 (3)] произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

На эти конвенционные нормы могут ссылаться иностранные авторы и иные правообладатели при определении самого факта и пределов охраны своих произведений в России. 7. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения.

Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется. Иными словами, личное право на обнародование считается включенным в имущественное право на соответствующее использование произведения. Следует считать, что эта норма является диспозитивной: в договоре может быть предусмотрено иное.

Действительно, договором о приобретении в собственность картины, скульптуры, рисунка может быть предусмотрено, что это произведение будет использовано путем размещения в помещении, недоступном для широкой публики, что право на обнародование лицензиару не передается. В комментируемой норме указывается на то, что она применяется к договорам, в соответствии с которыми

«произведение передается другому лицу для использования»

. Под это определение не подпадают ни договоры об отчуждении исключительного права (ст.

1234, 1285 ГК РФ), ни лицензионные договоры (ст. 1235, 1286 ГК РФ). Лишь в договоре авторского заказа (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) указано о передаче заказчику созданного произведения; при этом в ст.

1288 ГК РФ поясняется, что речь идет о передаче заказчику «материального носителя» произведения. Таким образом, строго формальное толкование этой нормы, которая, кстати сказать, имеет право на существование, приводит к выводу, что данная норма применима только к договорам авторского заказа. Но такое толкование существенно сужает сферу применения этой нормы, которая исходя из ее общего смысла должна применяться более широко.

В связи с этим следует считать, что в данном случае законодатель допустил небрежность и данная норма должна применяться ко всем договорам об отчуждении исключительных авторских прав, а также ко всем лицензионным договорам (ст. 1285 — 1289 ГК РФ). Это толкование представляется наиболее логичным. 8. В пункте 3 комментируемой статьи содержатся правила, касающиеся обнародования произведения после смерти автора.

В этот период времени вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение (правообладателем). Однако это лицо имеет право обнародовать (посмертно) произведение лишь в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Следует считать, что к праву на обнародование по аналогии применимы нормы абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ. Если автор в завещании или в ином письменном документе запретил обнародование произведения после своей смерти, права правообладателя этого произведения фактически «парализуются».