Прекращение действия правовых актов управления коап



Действие правовых актов управления. Порядок отмены, изменения и приостановления актов государственного управления.

Особенности актов с административными санкциями.


—практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления; —необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений; —истечение срока действия акта управления. Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.

е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например: Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

).

В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Рф, правовых актов органов местного самоуправления, Действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения; Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе с тем подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нпа (ч.7 ст.251 ГПК РФ); принесение протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста (ч.

1 ст. 31.6 и ст. 30.11 КоАП РФ). Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста.

О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, для исполнения. Акты с административной санкцией издаются с целью регулирования однотипных общественных отношений и обязательны для всех субъектов таких отношений. Акты могут издаваться только по тем вопросам государственного управления, которые специально определены в законодательстве.

Данные акты носят общенормативный характер, т.е.

распространяются на граждан, должностных лиц, организации, общественные объединения независимо от ведомственной подчиненности. Ввиду того, что эти акты содержат санкции, применение которых существенно затрагивает интересы граждан, должностных лиц или организаций, закон ограничивает круг органов, наделенных правом их издания.

Полномочия органов государства на издание таких актов закреплены в ст.4 и 5 КоАП Республики Беларусь. Такие акты издаются как органами власти, так и органами государственного управления (Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, местными Советами, исполнительными комитетами, исключая сельские, поселковые Советы, исполнительные комитеты).
Такие акты издаются как органами власти, так и органами государственного управления (Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, местными Советами, исполнительными комитетами, исключая сельские, поселковые Советы, исполнительные комитеты).

Нормативные акты, регламентирующие поведение всех граждан, организаций и должностных лиц в ряде областей общественной жизни, имеющие большое значение, всегда содержат санкции за их неисполнение. Принятие подобных актов имеет своей целью охрану жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан, охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности.

Районные и городские Советы депутатов в пределах, определенных законодательными актами, могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность: по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил, за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов. Исполкомы вплоть до районного звена принимают решения только по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Они вступают в силу в особом порядке, не ранее чем через десять дней после опубликования.

Решения местных Советов издаются на срок их полномочий, при стихийных бедствиях, эпидемиях – на срок их ликвидации.

Акты, нормы которых содержат административные санкции, должны быть доведены до всеобщего сведения (публикация в местной печати, объявление по радио и т.п.) лишь при исключительной срочности (например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями). Они вводятся в действие со дня опубликования.9 Рекомендуемые страницы: Последнее изменение этой страницы: 2020-04-10; Просмотров: 466; lektsia.com 2007 — 2021 год.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

(0.008 с.) |

Отмена и приостановление актов управления.

На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. Такими способами являются: — отмена акта управления (или внесение в него необходимых изменений или дополнений); — приостановление их действия или их исполнения Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются: — незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства); — практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления; — необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений; — истечение срока действия акта управления. Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления.

Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например: — Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

— Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; — Суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации.

Административный договор. Административный договор — это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора: — является разновидностью правового договора; — основывается на нормах административного права; — его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве; — заключается между двумя и большим числом субъектов; — одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель; — является результатом взаимного согласования мнений его участников; — рассчитан на определенный срок действия; заключается в соответствии с установленной процедурой; — не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников; — несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий; — целью является реализация публично-правовых интересов его участников; — обеспечивается при помощи системы правовых средств. Виды: — договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), — договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), — договоры по управлению объектами государственной собственности, — договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, — договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), — договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.). 52.Контроль и Надзор в государственном управлении: понятие, виды, содержание.

Контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров Сущность контроля: уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Виды контроля: Внешний контроль — контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций). Внутренний контроль – контроль, осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы. Надзор — форма деятельности государственных органов по обеспечению законности.

Сущность надзора: заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Различают два вида надзора: прокурорский и административный. Административный надзор — представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Административный надзор — представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства. Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Читайте также:   Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; ; Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. — 212.107.27.23 (0.007 с.)

КоАП РФ Статья 31.7.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

  1. Статья 31.7. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание.Ст. 31.7 признана частично не соответствующей Конституции РФ КС РФ от 23.05.2017 N 14-П. О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см.

Постановления.Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;2) признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;(п.

2 в ред. Федерального от 23.06.2016 N 195-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;3.1) внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с о несостоятельности (банкротстве);(п. 3.1 введен Федеральным от 17.04.2017 N 68-ФЗ)3.2) внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из единого государственного реестра юридических лиц;(п.

3.2 введен Федеральным от 17.04.2017 N 68-ФЗ)4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных настоящего Кодекса;5) отмены постановления;6) вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.(п. 6 введен Федеральным от 09.05.2005 N 45-ФЗ) Открыть полный текст документа Ст. 31.7 КоАП РФ. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

КоАП РФ Статья 29.10.

Постановление по делу об административном правонарушении

  1. Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;(в ред.

Федерального от 02.10.2007 N 225-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2) дата и место рассмотрения дела;3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;6) мотивированное решение по делу;7) срок и порядок обжалования постановления.1.1.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с и настоящего Кодекса.(часть 1.1 введена Федеральным от 27.09.2005 N 124-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 , от 29.07.2017 , от 23.06.2020 )(см.

текст в предыдущей редакции)2.

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.(абзац введен Федеральным от 09.05.2005 N 45-ФЗ)При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.(абзац введен Федеральным от 11.07.2011 N 198-ФЗ)При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.(абзац введен Федеральным от 06.12.2011 N 410-ФЗ)При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.(абзац введен Федеральным от 28.11.2015 N 345-ФЗ)3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 , от 11.07.2011 )(см.

текст в предыдущей редакции)1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;2) , подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в , установленном Правительством Российской Федерации;(п. 2.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 195-ФЗ)3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.(п.

5 введен Федеральным от 03.08.2018 N 298-ФЗ)4.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.5.1.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(часть 5.1 введена Федеральным от 08.03.2015 N 41-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.О выявлении конституционно-правового смысла ч. 6 ст. 29.10 см. КС РФ от 13.05.2020 N 24-П.6.

В случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(часть 6 введена Федеральным от 23.07.2010 N 175-ФЗ; в ред.

Федеральных законов от 12.03.2014 , от 08.03.2015 )(см. текст в предыдущей редакции)7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.(часть 7 введена Федеральным от 23.07.2010 N 175-ФЗ)8.

В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(часть 8 введена Федеральным от 08.03.2015 N 41-ФЗ) Открыть полный текст документа Ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении

Реабилитирующие основания прекращения дела об административном правонарушении

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, отказывая в удовлетворении требований арбитражного управляющего о взыскании судебных расходов, указал, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности само по себе не является основанием для вывода об отсутствии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава вменяемого правонарушения, поскольку виновное лицо освобождается только от административного наказания.

По смыслу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела в суде не является реабилитирующим основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, отказывая в удовлетворении требований ИП о взыскании с субъекта РФ в лице департамента финансов субъекта РФ расходов на оплату услуг защитника, разъяснил, что судом первой инстанции не было учтено, что производство по делу прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Коллегия полагает, что сам факт прекращения административного преследования не является преюдициальным с точки зрения возникновения у преследуемого лица права на возмещение причиненного ему материального и морального ущерба.

Действительно, поскольку КоАП РФ не предусматривает деление оснований для прекращения дела на реабилитирующие и нереабилитирующие, в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от дальнейшего производства по делу в отношении этого лица, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Отметим, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям у лиц, подвергнутых административному преследованию, возникает право требовать возмещения убытков и расходов.

Если раньше такие обращения за возмещением вреда носили единичный характер, то сейчас их число резко увеличилось. На это, в частности, было указано на совещании судей в Верховном суде Республики Татарстан в августе 2018 г. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:При оспаривании постановления о прекращении производства по делу лицом, в отношении которого оно вынесено, заявитель вправе указать, что дело об административном правонарушении прекращено не по реабилитирующим основаниям, хотя его причастность к совершенному правонарушению или вина в его совершении не подтверждается материалами дела.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:151.

К «Установленным лицам» относятся лица, вина которых доказана в установленном порядке (обвинительный приговор суда, постановление о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, постановление по делу об административном правонарушении).

Прекращение дела не препятствует внесению представления об устранении причин совершения правонарушения

15 Октября 2020 Фото: «Адвокатская газета» Один из адвокатов посчитал, что Верховному Суду нужно было сослаться на отсутствие оценки нижестоящими судебными инстанциями существенных условий, при которых выносится соответствующее представление. Второй заметил, что вынесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, когда производство по делу прекращается в связи с истечением срока давности, на практике встречается довольно редко.

Верховный Суд опубликовал № 307-ЭС20-5995 по № А56-21344/2019, в котором разобрался, возможно ли внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если само дело об административном правонарушении прекращено. Управление Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям выявило факт нарушения ООО «Форд Соллерс Холдинг» обязательных требований законодательства в области карантина растений. Был составлен протокол об административном правонарушении по ст.

10.2 КоАП. При рассмотрении материалов дела управление на основании ч. 6 ст. 24.5 КоАП вынесло постановление о прекращении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.

Также в отношении общества было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Не согласившись с постановлением и представлением, общество оспорило их в Арбитражный суд г.

Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Первая инстанция установила, что на момент рассмотрения материалов дела истек срок давности привлечения общества к ответственности за вменяемое нарушение. Суд пришел к выводу о правомерности постановления управления о прекращении производства по делу в соответствии с ч.

6 ст. 24.5 КоАП и отказал обществу в удовлетворении требований в указанной части. Вместе с тем, ссылаясь на то, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в силу положений ст.

29.13 КоАП выносится исключительно в случае привлечения лица к ответственности, суд пришел к выводу о незаконности представления управления, вынесенного на основании постановления о прекращении производства по делу, и удовлетворил требования общества в этой части.

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе. Управление обратилось в Верховный Суд. Изучив материалы дела, ВС указал, что положения ч. 1 ст. 29.9 и ч. 1 ст. 29.13 КоАП свидетельствуют о том, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть внесено и в случае вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании установленных обстоятельств, отраженных в этом постановлении.

1 ст. 29.9 и ч. 1 ст. 29.13 КоАП свидетельствуют о том, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть внесено и в случае вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании установленных обстоятельств, отраженных в этом постановлении. ВС РФ сослался на п. 13.1 Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005 г. № 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

, в соответствии с которым согласно п.

6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст.

4.5 КоАП сроков давности. В постановлении о прекращении производства по такому основанию, исходя из положения, закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Как указал Суд, следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч.

Как указал Суд, следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч.

3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП). Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом, заметил ВС, необходимо учитывать, что в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.

При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений ст. 1.5 КоАП о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (п.

2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП). Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава правонарушения либо отсутствовало само событие правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП.

«Таким образом, вынесение на основании обстоятельств, установленных в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ»

, – подчеркивается в определении. Верховный Суд указал: из материалов дела следует, что в обоснование правомерности вынесения оспариваемого представления управление приводило доводы о том, что в постановлении о прекращении производства по делу на основании п.

4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП указаны установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, в том числе и обстоятельства, связанные с событием совершенного правонарушения. При этом постановление о прекращении производства по делу не признано судами незаконным по основаниям, предусмотренным п.

1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП. На основании этого, посчитал ВС, установив в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении причины правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, управление имело право вынести оспариваемое представление.

«При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, а также то, что, признавая незаконным оспариваемое представление административного органа, суды исходили исключительно из отсутствия правовых оснований для вынесения указанного представления на основании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не проверив при этом оспариваемое представление на соответствие требованиям законодательства, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело в указанной части – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции»

, – резюмируется в определении. Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций в части признания незаконным и отмены представления управления и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.

Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В комментарии «АГ» адвокат АБ «Яковлев и партнеры» посчитал, что определение ВС верным образом отражает толкование норм законодательства об административных правонарушениях в части вынесения представления в порядке ст.

29.13 КоАП. В то же время он заметил, что некоторым аспектам данной статьи оценка не дана.

«Отмена судебных актов Верховным Судом представляется верной, поскольку законодательство не содержит прямого запрета на вынесение представления в случае прекращения производства по делу в связи с истечением сроков давности для привлечения к ответственности.

Вместе с тем Верховному Суду нужно было также сослаться на отсутствие оценки нижестоящими судебными инстанциями существенных условий, при которых выносится соответствующее представление.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 29.13 КоАП, представление вносится только лишь при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.

Из содержания судебных актов не устанавливается оценки указанных фактов, тогда как они будут являться существенными в соответствующем судебном споре. С точки зрения практики указанный вопрос будет являться существенным для стороны, в отношении которой было вынесено соответствующее представление, поскольку зачастую оно выносится без наличия на то соответствующих оснований», – резюмировал Роман Романов.

Адвокат АП г. Москвы заметила, что прекращение производства по делу на основании ч. 6 ст. 24.5 КоАП в связи с истечением сроков является самым распространенным.

По ее мнению, суды нижестоящих инстанций формально подошли к решению данного вопроса, указывая на то, что так как производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности, то предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдано неправомерно. «Верховный Суд сделал весьма логичный вывод, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности не лишает государственные органы права выносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, – подчеркнула она. – Следует отметить, что такие представления выносятся государственными органами практически по каждому делу об административном правонарушении, однако вынесение представления, когда производство по делу прекращается в связи с истечением срока давности, на практике встречается довольно редко».

Марина Нагорная 15 Октября 2020 Рассказать: Мнения Обзоры и аналитика Опрос Как нам улучшить контент «АГ»? Просим читателей ответить на несколько вопросов о содержании «Адвокатской газеты»

Административное право

Принятие, прекращение, изменение, приостановление и отмена актов управления — разновидности административного процесса. Деятельность органов управления по этим вопросам определяется широким кругом нормативных актов всех уровней, а также организационными традициями.

Было бы целесообразно урегулировать названную деятельность в Законе о порядке принятия, введения в действие, прекращения, изменение, приостановление и отмену актов управления или законодательно оформить эти процедуры в Административно-процессуальном кодексе. Кроме особенностей данного вида производства, в за-висимости от различных обстоятельств (коллегиально или единолично принимается акт, уровень органа, юридические свойства и т.п.) следует выделить и общие моменты (стадии).

Первая стадия — подготовка управленческого акта. Значительное их количество готовится и издается по инициативе заинтересованного органа, но много и по инициативе субъектов административной власти по поручению высших органов управления, по протесту прокурора, жалобам, заявлениям граждан. Решение об издании акта принимается, если в нем есть объективная необходимость и юридические основания.

При подготовке проекта выбирается один из возможных вариантов 101 регулирования, проект надлежащим образом оформляется, согласовывается. Вторая стадия — принятие решения. В коллегиальных актах возможно обсуждение актов и обязательное голосование (кроме случаев принятия актов путем опросов, а также подписания).

Если акт управления принимается единолично, его просто подписывают. При этом возможны изменения, дополнения, редактирование.

Акту присваивается порядковый номер. Третья стадия — доведение решения до исполнителей. Здесь также возможны варианты.

Нормативные акты центральных органов Украины публикуются: Кабинета Министров Украины — в газете «Урядовий кур’єр»; акты центральных органов, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции, также публикуются в прессе. Другие акты могут рассылаться, или заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку.

Акты местных органов публикуются в местных печатных изданиях, рас-сылаются, вывешиваются в общественных местах, о них сообщают сведения по радио, телевидению. При принятии актов индивидуального характера заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку или им высылаются их копии.

Прекращение, замена, приостановление, отмена правовых актов связаны с формальностями, которые должны помещать поспешной замене действующих актов, привести к их стабильности. Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим. Фактическое — это когда истек срок действия акта.

Издание решения о его прекращении в этом случае не требуется.

Юридическое прекращение действия акта происходит в случаях, когда издается акт о его отмене или новый акт, регулирующий соответствующие отношения и с началом действия которого старый акт утрачивает силу.

Замена акта как способ повышения его оптимальности применяется, когда существует потребность уточнить его положения, придать им другую редакцию или доработать отдельные части. Замена положений акта, как правило, осуществляется тем же органом (должностным лицом), который издал акт в старой редакции.

102 Приостановление действия акта — временная право-вая мера. Оно применяется путем принятия решения. Автор акта или уполномоченный орган могут приостановить его действие по мотивам законности или целесообразности.

Допускается приостановка всего акта или его части, применение этого способа на всей или отдельной части территории государства. Приостановление актов может быть связано также с фактом подачи жалобы, вынесением прокурором протеста (в деле об административном правонарушении и т.п.).

По общему правилу акты управления могут быть от-менены тем, кто их принимал или высшим органом (должностным лицом).

В некоторых случаях акты управления могут быть отменены судом.