Путевые листы при грузоперевозках



Путевые листы при грузоперевозках

Путевой лист грузового автомобиля


12533 Для контроля работы водителя и автомобиля компании обязаны оформлять путевые листы. Это документ первичного учета. На их основании рассчитывают оплату труда водителю, списывают ГСМ, а также предъявляют заказчику сумму к оплате.

Разберемся, как заполнить путевой лист грузового автомобиля с учетом новых правил, которые начали действовать 1 января 2021 года. ФАЙЛЫ Заполняет бумагу уполномоченный на это сотрудник компании-владельца автомобиля — это может быть сам руководитель, бухгалтер или диспетчер.

Делать это нужно до начала осуществления рейса, если его продолжительность больше, чем рабочая смена шофера, или до начала первого рейса, если за смену водитель делает не один рейс.

Если на один автомобиль оформляют несколько путевых листов, то дату, время и показания одометра указывают таким образом:

  1. в лист водителя, выезжающего первым, вносят данные при выезде с парковки;
  2. в лист водителя, заезжающего последним, — сведения при заезде автомобиля на парковку.

Важно!

С 1 марта 2020 года, согласно приказу Минтранса РФ от 21 декабря 2018 года № 467, начали действовать нововведения. В частности данные с одометра нужно снимать при выезде с «парковки» (а не с «гаража») и въезде на нее.

С 2021 года также нужно включать в бланк новые реквизиты: сведения о перевозке, обязательно марку ТС, отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя и техническом осмотре ТС (приказ Минтранса от 11 сентября 2020 года № 368). Формы путевых листов грузовиков содержат отрывные талоны.

Часть сведений в них вносит заказчик, часть — исполнитель.

Талоны нужны, что выставить заказчику счет за оказанные посредством грузового автомобиля услуги.

Все путевые листы после их закрытия хранятся в бухгалтерии у собственника автомобиля или арендатора. На основании информации из путевого листа бухгалтер рассчитывает заработную плату водителю и списывает затраты на ГСМ и эксплуатацию транспортного средства.

Существует три формы путевых листов, рекомендованные государством. Это 4-П, 4-С и 4-М. 4-П применяют при повременной оплате труда, 4-С — при сдельной, а 4-М — при междугородних перевозках.

Отличий в заполнении этих бланков практически нет.

Формы утверждены постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78, перестали быть обязательными к применению с начала 2013 года. На сегодняшний день эти бланки не содержат все необходимые для путевого листа реквизиты, однако их можно добавить с учетом требований, прописанных в приказе Минтранса от 11 сентября 2020 года № 368 (он заменил ранее действующий приказ от 18 сентября 2008 года № 152, устанавливающий порядок заполнения путевых листов и перечень их реквизитов).

Сначала необходимо указать:

  1. Срок действия листа. Здесь указывают дату: число, месяц, год.
  2. Сведения о перевозке. Как заполнять этот реквизит, указано в приказе Минтранса от 3 февраля 2021 года № ДЗ-468-ПГ. Для грузовых автомобилей пишут: «перевозка грузов».
  3. Серию и номер путевого листа, дату его выдачи.
  4. Наименование организации, ее код по ОКПО, адрес, номер телефона и ОГРН или ОГРНИП (согласно приказу Минтранса от 7 ноября 2017 года № 476).

Далее нужно указать информацию об автомобиле, водителе грузовика и т.д.:

  1. Режим работы, номер колонны, бригады.
  2. ФИО водителя, его табельный номер.
  3. Марку ТС, номер парковки (ранее это был номер гаража).
  4. Вид лицензии, ее реквизиты.
  5. Сведения о прицепах.
  6. Номер удостоверения, класс.
  7. Государственный, гаражный номер ТС.

После этого следует таблица, куда надо вносить данные о выезде с парковки и возвращении на нее.

Отмечают число, месяц, время, показания одометра. Затем располагается таблица с информацией о движении горючего.

Записываем: марку и ее код, сколько горючего выдано, сколько осталось по возвращении на парковку, время работы. Заправщик, механик и диспетчер должны расписаться в своих графах. После этой таблицы механик и водитель расписываются в том, что сдали и приняли автомобиль.

К сведению! В новых правилах заполнения путевых листов указано, что контролер технического состояния грузовика после проверки ТС должен проставить отметку «Выпуск на линию разрешен».

Кроме того, нововведения 2021 года прописывают, какую отметку нужно вносить в лист после медицинского осмотра водителя: после осмотра перед выездом —

«прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»

, по итогам послерейсового осмотра — «прошел послерейсовый медицинский осмотр». В задании шоферу отмечают название и адрес заказчика, время прибытия к нему и отбытия от него, сколько часов работал водитель, сколько поездок совершил. В талонах для предъявления заказчику фирма-исполнитель указывает:

  1. Перепробег.
  2. Оплачиваемое время.
  3. Тонны (массу перевезенных грузов).
  4. Ездки.
  5. Номер и дату составления путевого листа.
  6. Присутствовал ли экспедитор.
  7. Тоннокилометры.
  8. Пробег с грузом и всего.

На обороте талона заказчик должен указать:

  1. Название компании-заказчика.
  2. Показания одометра.
  3. Время прибытия к заказчику, отбытия к заказчику.
  4. Марку автомобиля, прицеп, их номера.
  5. ФИО и должность уполномоченного лица.

Отрывной талон должен подписать таксировщик.

На обороте бланка надо отметить сведения о выполнении задания шофером: название фирмы-заказчика, показания приборов, время прибытия к заказчику, маршрут движения. Также есть таблица для указания, были ли на линии простои, по какой причине и в какое время, какова их продолжительность.

Ответственное лицо должно расписаться в подтверждение данных.

Далее расположены таблички, куда вносят сведения о расходе горючего, заработной плате водителя.
Кроме того, необходимо по каждому заказчику заполнить таблицу с такими сведениями (они повторяют данные на отрывных талонах для заказчиков):

  1. Оплачиваемое время.
  2. Перепробег.
  3. Присутствовал ли экспедитор.
  4. Ездки.
  5. Тонны (массу перевезенных грузов).
  6. Пробег с грузом и всего.
  7. Тоннокилометры.

К сведению!

Данные бумаги необходимо регистрировать в специальном журнале их учета. Такой журнал с 2021 года разрешено вести в электронном виде, но заверять данные в нем нужно усиленной квалифицированной электронной подписью. После «закрытия» путевого листа его хранят в бухгалтерии компании в течение 5 лет.

Путевые листы в грузовых автоперевозках

Путевой лист не так давно был основным документом в грузоперевозках.

Время идет, потребность в путевых листах утратила свою актуальность, однако, проверяющие органы требуют его оформления и предъявления инспекторам ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), несмотря на то, что основная выполняемая путевым листом — учетная, а не контрольно-ревизионная.
Время идет, потребность в путевых листах утратила свою актуальность, однако, проверяющие органы требуют его оформления и предъявления инспекторам ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), несмотря на то, что основная выполняемая путевым листом — учетная, а не контрольно-ревизионная. Ответственность за отсутствие у водителя путевого листа (в совокупности с вытекающими из этого факта нарушениями) достигает нескольких десятков тысяч рублей, поэтому рекомендую перевозчикам ознакомиться с этой статьей очень внимательно.

Зачем нужны путевые листы. Согласно пп. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (УАТиГНЭТ) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено (ст.

6 УАТиГНЭТ). Прием груза к перевозке осуществляется после предъявления водителем путевого листа и документа, удостоверяющего личность (ч. 1 ст. 10 УАТиГНЭТ). Время прибытия транспортного средство удостоверяется отметкой в путевом листе (ч. 2 ст. 11 УАТиГНЭТ), однако, действующая судебная практика позволяет перевозчикам приводить в подтверждение своих доводов о дате и времени прибытия транспортного средства под погрузку и другие доказательства — акты, показания систем GPS/ГЛОНАСС слежения и прочее.

В любом случае, грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в путевом листе время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч.

5 ст. 11 УАТиГНЭТ). Отметки в путевых листах служат основанием для взыскания с грузополучателя штрафов за задержку (простой) транспортных средств (ч. 6 ст. 35 УАТиГНЭТ). Ответственность перевозчика также может удостоверяться отметками в путевых листах (ч. 1 ст. 38 УАТиГНЭТ). Такие отметки осуществляют уполномоченные на то лица.

Форма и содержание путевого листа. На момент написания настоящего материала не существует унифицированной формы путевого листа. Заполнение путевых листов регулируется Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” (Обязательные реквизиты).

Этот приказ регламентирует сведения, которые должны содержаться в путевом листе, порядок выдачи, учета и хранения путевых листов, предельный срок, на который организация выдает путевые листы и прочее. В путевом листе делаются отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя(ей), а также отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Проставление на путевом листе заведомо подложного штампа о прохождении медицинского осмотра либо отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля может повлечь уголовную ответственность по ч.

1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ. Срок действия путевого листа автомобиля. В соответствии с п. 9 Обязательных реквизитов путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая. Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.

Ответ Министерства транспорта РФ Ответ Ространснадзора Таким образом, оба ведомства просто изложили уже известные факты, не указав способ правоприменения норм.

Логическая последовательность при толковании текста п. 9 Приказа Минтранса № 368 может быть такова:

  1. применяя логический прием «от общего к частному» следует вывод, что примерами выполнения нескольких рейсов в течение дня могут быть развоз товаров со склада в гороские магазины, либо регулярные пригородные перевозки грузов, как например доставка строительных материалов из карьеров на строительные площадки;
  2. из предыдущего умозаключения вытекает, что под рейсом понимается некая выполненная транспортная работа, которая, в зависимости от характера перевозки, может длиться как относительно короткий промежуток времени, измеряемый минутами и часами, так и более длительное время, исчисляемое сутками;
  3. при выполнении водителем транспортного средства нескольких рейсов в течение одной рабочей смены оформлять путевой лист отдельно для каждого рейса не требуется;
  4. обобщая вышеизложенное, принимая во внимание специфику межрегиональных грузовых перевозок, можно резюмировать, что под рейсом понимается доставка груза от одного или нескольких грузоотправителей одному или нескольким грузополучателям.
  5. приказом дифференцирован порядок оформления путевых листов при разной длительности рейса — выполняемых в течение одного дня и длящихся более одного дня (смены);

Разберем на примере. Перевозчик из города Уфы берет загрузку на Москву с промежуточной выгрузкой в Казани.

Для выполнения этого рейса у водителя должен быть с собой путевой лист. После выгрузки в Москве перевозчик решает загрузиться в Ростов-на-Дону — это уже новый рейс и для его выполнения водителю должен быть выдан новый путевой лист.

Соответственно, для возврата из Ростова-на-Дону в Москву и из Москвы в Уфу у водителя должны быть еще 2 путевых листа.

Как выписывать эти путевые листы, как проходить предрейсовые медицинские осмотры водителя и технические осмотры автомобиля в городах, которые могут быть удалены от места нахождения гаража перевозчика на многие тысячи километров Минтранс не поясняет, как не поясняет главное — зачем нужно столько путевых листов. Впрочем, инспектора ГИБДД и Ространснадзора, осознавая абсурдность ситуации, крайне редко привлекают нарушителей к административной ответственности на этом основании. Маленькая радость (в данном случае это послабление уже за счастье) для перевозчиков, выполняющих внутригородские и внутрирегиональные перевозки — они могут выписывать путевку на 1 рабочий день, а не на каждый рейс.

Сведения о перевозке. С 1 января 2021 года в путевом листе появился новый обязательный реквизит — сведения о перевозке. Согласно п. 6 Приказа Минтранса от 11.09.2020 N 368 к таким сведениям относится информация о видах сообщения и видах перевозок.

В отношении грузовых перевозок виды сообщения перечислены в статье 4 Устава автомобильного транспорта, они бывают:

  1. междугородные (между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов);
  2. городские (в границах населенных пунктов);
  3. пригородные (между населенными пунктами на расстоянии до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов);
  4. международные (с пересечением государственной границы РФ, в том числе транзитом, например, в Калининградскую область из других регионов).

Если перевозчик выполняет перевозки в нескольких видах сообщения, в путевом листе их следует указывать через запятую. Понятие «вид перевозки», применительно к грузовым автомобильным перевозкам, законодательством не установлено, поэтому Минтрансу пришлось выпускать дополнительное разъяснение (Письмо Минтранса России от 03.03.2021 N Д3-468-ПГ). Из письма следует, что для грузовых автоперевозок в путевом листе следует указывать один из следующих видов: перевозка грузов для собственных нужд либо коммерческая перевозка грузов.

Любая коммерческая перевозка должна выполняться с путевым листом. Часто встречается вопрос: нужен ли путевой лист индивидуальному предпринимателю, находящемуся за рулем принадлежащего ему транспортного средства?

Да, нужен, если выполняется перевозка груза или пассажиров в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Об этом недвусмысленного говорит ст. 6 Устава автомобильного транспорта, п. 8 Приказа Минтранса от 11.09.2020 N 368. Это же правило применяется и для легковых автомобилей. Доказывание того, что транспорт используется в некоммерческих (личных) целях — бремя эксплуатанта. Инспектор, привлекая нарушителя к административной ответственности, указывает в протоколе и постановлении обстоятельства, которые послужили причиной полагать, что транспортное средство в момент его остановки использовалось для осуществления предпринимательской деятельности.

Инспектор, привлекая нарушителя к административной ответственности, указывает в протоколе и постановлении обстоятельства, которые послужили причиной полагать, что транспортное средство в момент его остановки использовалось для осуществления предпринимательской деятельности. Задача нарушителя (водителя) — указать в протоколе свое несогласие с выводами инспектора, сослаться на обстоятельства, подтверждающие некоммерческое использование транспорта.

Ответственность за отсутствие путевого листа. Обязанность водителя предъявлять и передавать оформленный путевой лист сотрудникам ГИБДД или Ространснадзора предусмотрена п. 2.1 Правил дорожного движения РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) предусмотрена ответственность за отсутствие у водителя, перевозящего груз, надлежащим образом оформленного путевого листа. Согласно ч. 2 ст. 12.3 КРФоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Более суровое наказание ждет организацию или индивидуального предпринимателя, который не выдал водителю путевой лист или не провел предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния автомобиля. Отсутствие путевого листа грузового автомобиля дает инспектору ГИБДД или Ространснадзора основания для привлечения перевозчика к ответственности по ч.

2 (медосмотр водителей) и ч. 3 (контроль технического состояния транспортных средств) ст.

12.31.1 КРФоАП. Штраф в этом случае составляет 30 тысяч рублей. В некоторых случаях инспекторы необоснованно пытаются привлечь организацию-перевозчика, не выдавшей путевой лист, к ответственности по ч. 4 ст. 12.31.1 КРФоАП, предусматривающей наказание до 100 тысяч рублей. Указанное правонарушение применяется только при нарушении перевозчиком требований об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, определяемых п.

Указанное правонарушение применяется только при нарушении перевозчиком требований об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, определяемых п.

72 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 года № 7 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации”. Обратите внимание, что к ответственности по ст.

12.31.1 КРФоАП перевозчик может быть привлечен при выполнении проверки уполномоченными на то государственными органами, поэтому храните надлежащим образом оформленные путевые листы в течение 5 лет (ст.

29 Федерального закона от 06.12.2011 г.

№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Прохождение предрейсового медицинского осмотра и контроль технического состояния.

Эксплуатант грузовых транспортных средств обязан проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортных средств перед выпуском их на линию.

Медицинский осмотр водителей.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей установлен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н. Целями медицинских осмотров является выявление профессиональных заболеваний, а также признаков алкогольного или наркотического опьянения, которые могут повлиять на способность водителя управлять транспортным средством.

Организовать и проводить медосмотры — обязанность работодателя (п.

9 Приказа № 835н). Нельзя возлагать обязанность проходить медицинский осмотр на водителя приказом по предприятию, трудовым соглашением или иным способом. После прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен” и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Штамп “прошел послерейсовый медицинский осмотр” с подписью медицинского работника ставится в путевом листе после прохождения послерейсового осмотра.

Пунктом 15 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 установлено, что отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотра в путевом листе проставляет медработник.

Отметки заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества. Обратите внимание: Верховный суд РФ в определении от 12 сентября 2020 года № 304-ЭС19-15232 установил, что если медицинский осмотр водителей производится штатным медиком, у организации-перевозчика должна быть лицензия на ведение медицинской деятельности.

Наличие одного лишь сертификата медицинского работника не достаточно. Отсутствие лицензии является административным правонарушением, предусмотренным ч.

1 ст. 19.20 КРФоАП. Контроль технического состояния транспортных средств. Обязанность проводить предрейсовый техконтроль установлена Приказом Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г.

№ 141. В соответствии с п. 6 этого приказа при проведении предрейсового контроля грузовых автомобилей должны быть проверены: а) исправность:

  1. стеклоомывателей;
  2. колес и шин;
  3. тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
  4. тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
  5. звукового сигнала;
  6. рулевого управления;
  7. аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);

б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:

  1. тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
  2. держателя запасного колеса (кроме трамвая);
  3. замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
  4. устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  5. устройств обогрева и обдува стекол;
  6. фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:

  1. ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
  2. стекол и обзорности с места водителя;
  3. индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,
  4. влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);
  5. заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
  6. зеркал заднего вида и их креплений;

г) работоспособность в установленном режиме:

  1. внешних световых приборов и световозвращателей;
  2. стеклоочистителей;

д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств; е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов); ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений. Если проверка технического состояния автомобиля не выявит нарушений и неисправностей, в соответствии с п.

8 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г.

№ 141 в путевой лист ставится отметка “прошел предрейсовый контроль технического состояния” и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Аналогичные требования к заполнению путевого листа содержатся в п.

16 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368. Выпуск транспортного средства без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается (п.

10 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г.

№ 141). Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового медосмотра и (или) предрейсового контроля технического состояния транспортного средства установлен частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Административный штраф составляет: для граждан — три тысячи рублей; должностных лиц — пять тысяч рублей; юридических лиц — тридцать тысяч рублей.

Практика показывает, что административное наказание может быть назначено за отсутствие даты и времени прохождения медицинского осмотра или технического контроля, поэтому следует внимательно относиться к заполнению путевого листа.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА,АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Как оформить путевой лист

Путевые листы — документы, которые оформляют водители. В них указывают информацию о поездке: название компании, транспортное средство, маршрут.

В статье расскажем, зачем оформляют путевые листы, кто рискует штрафами и какие требования закона актуальны в 2020 году.

Путевые листы оформляют по трём причинам:

  • Компания оказывает услуги по перевозке пассажиров или грузов. По закону путевые листы оформляет каждый её водитель при каждом рейсе. Заодно компания обосновывает затраты на топливо для поездки, амортизацию транспорта и зарплату водителям.
  • Компания перевозит пассажиров или грузы не по договору, для собственных нужд. Прямо в законе обязанность не прописано, но водители компании должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а безопасность доказывают путевые листы. Поэтому в спорных случаях суды вставали на сторону ГИБДД.
  • Компания хочет учитывать расходы на поездки в налоге. Путевые листы подтверждают маршрут поездки и расходы на бензин. В результате компания уменьшает налог УСН «Доходы минус расходы» или налог на прибыль на ОСНО. За использование личного автомобиля не забывайте заплатить сотрудникам .

В остальных случаях оформлять путевые листы необязательно.

Например, если ИП на «Доходах» ездит на автомобиле на деловые встречи, без грузов и пассажиров. — Узнать о топлива, которые утверждает Минтранс.

— Определить нормы расхода топлива для своей компании.

Утвердить приказом и зафиксировать в учётной политике ООО.

Путевой лист важно правильно заполнить.

Для этого перед началом смены:

  • Нужно убедиться, что транспортное средство в порядке. Состояние транспорта имеет право проверять только человек с удостоверением по безопасности труда, которого назначили ответственным приказом руководителя. Он ставит в путевой лист отметку «о проведении предрейсового контроля».
  • Водитель обязан показаться врачу. Врач проверяет, что он здоровый, отдохнувший и трезвый, поэтому не опасен для других участников дорожного движения. Компании отправляют работников в медицинские центры или приглашают врача в таксопарк. В путевой лист ставят отметку о прохождении медосмотра.

За нарушения штрафуют по ст. 12.31.1 КоАП: водителя — на 3 000 ₽, ИП — на 5 000 ₽, ООО — на 30 000 ₽.

Если документа вообще не было, то ещё на 500 ₽ по 12.3 КоАП.

Воспользуйтесь готовыми бланками от Госкомстата — или разработайте свои.

Как разработать свои бланки путевых листов

  • Добавьте реквизиты, которые помогут контролировать водителей или рассчитывать зарплату.
  • Утвердите бланк приказом. Если вы ООО — зафиксируйте в учётной политике.
  • Включите в бланк : наименование и номер документа, период действия, владелец транспортного средства, информация о транспорте, сведения о водителе, данные о топливе, показания одометра, маршрут следования и так далее.

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте.

А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные. Год на «Премиуме» для ИП младше 3 месяцев — Заполняйте все реквизиты, если используете форму Росстата. — Нумеруйте по порядку с начала календарного года.

После Нового года снова начинайте с единицы. — Проставляйте отметки о медосмотрах. Медработник записывает, что водитель

«прошёл предрейсовый медосмотр и допущен к выполнению трудовых обязанностей»

или «прошёл послерейсовый медосмотр».

Пишет своё ФИО и ставит подпись. — Проставляйте отметки о прохождении осмотра транспорта.

Отметку ставит сотрудник, которого руководитель назначил ответственным при помощи приказа. — Заполняйте все пункты маршрута без исключения. — Если одометр сломался, заполните акт о неисправности оборудования.

Рассчитайте, сколько проехал водитель и сформируйте бухгалтерскую справку. — Если водители пользуются транспортом посменно, оформляйте путевые листы на каждого. В путевом листе первого водителя укажите показания одометра при выезде.

В путевом листе последнего водителя — показания одометра при его возврате. Путевые листы регистрируют в специальном журнале.

Воспользуйтесь или разработайте свою. Также журнал можно вести в электронном виде, но тогда придётся заверять его электронной подписью.

— С 1 января 2021 года в путевом листе необходимо указывать вид сообщения и вид перевозки. Вид сообщения — регулярные, по заказам и на легковых такси, вид перевозки — в городском, пригородном, международном сообщении. — С 1 января 2021 в сведениях о ТС нужно обязательно указывать марку ТС.

— Путёвой лист оформляют максимум на один рейс или на одну смену.

Больше нельзя заполнять его сразу на срок до месяца. См. п. 9 приказа Минтранса № 368. — В путевом листе указывают дату и время предрейсового технического осмотра транспорта.

— В верхней части документа больше не обязательно ставить печать или штамп.

Как составить путевой лист, к которому не будет претензий у проверяющих

8 мая 2020 8 мая 2020 Путевой лист — это документ, с помощью которого организации и ИП контролируют работу водителей.

Еще одно его назначение — подтверждение расходов на ГСМ для целей налогового учета. Какие обязательные реквизиты должен содержать путевой лист?

Как правильно вносить в него записи? Для чего желательно указать в путевом листе время и длительность стоянок, маршрут движения и иные дополнительные сведения? На эти и другие вопросы отвечают эксперты программы «» компании СКБ Контур.

Постановлением Госкомстата были утверждены унифицированные формы путевых листов для легкового автомобиля, легкого такси, грузового автомобиля, специального автомобиля, а также автобусов. С 1 января 2013 года эти формы стали необязательными.

Тем не менее, некоторые транспортные предприятия до сих пор продолжают использовать эти бланки (например, форму путевого листа для грузового транспорта № 4-П).

Индивидуальные предприниматели до 2008 года применяли формы путевых листов, утвержденные приказом Минтранса (например, форму № ПГ-1 для грузового автомобиля). В связи с изданием приказа Минтранса от 18.09.09 № 152 эти бланки были отменены. Таким образом, сегодня организация или ИП вправе самостоятельно разработать форму путевого листа.

При этом важно, чтобы такой документ содержал все обязательные реквизиты, которые указаны в приказе Минтранса № 152. Согласно приказу Минтранса № 152, путевые листы применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Путевой лист (ПЛ) должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. сведения о водителе.
  2. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  3. наименование и номер путевого листа;
  4. сведения о сроке действия путевого листа;
  5. сведения о транспортном средстве;

В шапке путевого листа указывается тип транспортного средства, например «Путевой лист грузового автомобиля». Нумерация ведется в хронологическом порядке. Она может быть сквозной на протяжении года или начинаться заново каждый месяц.

Номер путевого листа может содержать буквенные и цифровые префиксы, символы-разделители и т.п. Важно, чтобы в каждом следующем документе значащая часть номера увеличивалась на единицу. В шапке путевого листа обязательно обозначается дата его действия.

Если ПЛ оформляется на несколько дней, проставляются даты начала и окончания срока его использования.

Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, нужно указать:

  1. фактический адрес местонахождения;
  2. полное наименование организации, приведенное в учредительных документах;
  3. номер телефона;
  4. номер из свидетельства о регистрации юрлица.
  5. организационно-правовую форму в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 (утв. приказом Росстандарта , действует в редакции от 24.10.18);

Если собственником транспортного средства является индивидуальный предприниматель, нужно указать:

  1. номер ОГРН из свидетельства о регистрации ИП.
  2. номер телефона;
  3. почтовый адрес;
  4. ФИО;

Бесплатно узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов К ним относятся:

  1. модель транспортного средства и модель прицепа (при наличии);
  2. дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС.

    Эти сведения также заверяются ответственными лицами.

  3. дата и время выезда ТС с парковки и возвращения обратно, а также показания одометра (пробег в километрах) при выезде и возвращении.

    Эти сведения заверяются уполномоченными лицами, назначенными руководителем предприятия.

    ИП — владелец транспорта может сам удостоверить эти данные.

  4. государственный регистрационный знак ТС и госзнак прицепа (при наличии);

Они включают в себя:

  1. ФИО;
  2. даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Эти сведения заверяются подписями уполномоченных медицинских работников.

Также см.: «». Обычно в путевых листах указывают следующую дополнительную информацию.

Нормативный расход топлива отображают для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и отнести их к затратам, уменьшающим налоговую базу при расчете налога на прибыль. Дополнительно можно внести данные о перерасходе или экономии топлива, и обозначить объем и стоимость заправок во время рейса. Также для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить реальность поездки для целей налогового учета, целесообразно указать в путевом листе сведения о маршруте движения транспорта.

При этом недостаточно вписать адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние — нужна запись, подтверждающая факт использования ТС в производственных целях (наименование груза, сведения о заказчике и т.п.) Отметим, что путевой лист — это не единственный документ, которым можно оправдать затраты на ГСМ.

Также для этих целей допустимо использовать, например, акты списания и акты выполненных работ. Обратите внимание: чиновники не всегда признают, что путевой лист априори является документом, подтверждающим расходы на топливо (письмо Минфина ). Поэтому если ваша организация не является автотранспортным предприятием, желательно прописать в приказе по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ.

В противном случае налоговики могут не принять ПЛ во внимание. Также см.: «»; «»; «». Интерес к путевым листам могут проявлять не только налоговики, но и контролеры из трудовой инспекции. Поэтому, помимо прочего, ПЛ должен подтверждать, что водитель (водители при посменной работе) во время рейса соблюдал предписанные законодательством нормативы труда и отдыха.

Для этого в разделе «Маршрут движения» или в отдельном приложении к путевому листу нужно указать время и длительность стоянок. Эти показатели должны соответствовать нормативам по пересменкам и перерывам для приема пищи и отдыха. Такие нормы содержатся в приказе Минтранса (см.

«»). Соответствующие положения надо закрепить в коллективном договоре или соглашении, оформленном по правилам Трудового кодекса. При этом следует помнить, что путевой лист не является документом, который служит подтверждением реального рабочего времени водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Также см.: «». Перечислим некоторые особенности составления путевых листов. Так, очевидно, что путевой лист оформляется перед выездом водителя на маршрут.

Если этого документа не будет, ГИБДД выпишет штраф.

Отметки о предсменном техническом контроле ставятся вместо отметки о предрейсовом контроле в случае, когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу.

При посменной работе нескольких водителей на одном транспортном средстве путевые листы можно выписать на каждого из них. Но делать это необязательно, так как в одном ПЛ можно указать несколько водителей. Если составляется несколько путевых листов, время выезда и показания одометра на выезде можно отметить в первом из них, а время возвращения и новое значение пробега — в последнем.

Также см.: «». Лица, заверяющие данные в путевом листе, должны после подписи указывать свою фамилию и инициалы. Таким способом заверяются:

  1. дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
  2. время выезда и возвращения транспортного средства и соответствующие показания одометра;
  3. факт прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;

Путевые листы регистрируются в специальном журнале. Ранее для этого следовало использовать форму № 8 «Журнал учета движения путевых листов» (код по ОКУД 0345008), которая была утверждена постановлением Госкомстата .

С 1 января 2013 года применять типовые формы первичных учетных документов необязательно. Поэтому сейчас организации и ИП вправе разработать собственные формы журнала регистрации путевых листов.

Однако многие продолжают пользоваться унифицированным бланком № 8.

Оформленные путевые листы подшиваются в папки и хранятся не менее пяти лет.Ранее по теме: 25 295 Обсудить 25 295 25 295 Обсудить 25 295Популярное за неделю11 99143 8748 4689 99412 ответов на форуме

Что из себя представляет путевой лист грузового автомобиля?

Путевой лист – это документ предприятия, в ведении которого находится парк автотранспорта. Это один из важных документов при совершении транспортировки продукции, посредством которого производят учет. Путевой лист грузового автомобиля относится к бланкам строгой отчетности, выписывается и передается работнику на строго ограниченное количество времени (рабочая смена, продолжительность поездки).

Его выдача в начале рабочей смены и возврат по окончании контролируется диспетчерскими службами предприятий.

  1. подтверждения расчетных документов покупателю.
  2. учета расходов по работе автотранспортного средства (использование ГСМ и пробег);
  3. учета рабочего времени автоводителя в часовом выражении;

Альбом унифицированных форм первичных документов предусматривает для грузового автотранспорта две формы путевых листов:

  1. № 4-п – с повременной оплатой труда.
  2. № 4-с – используется организациями со сдельной оплатой труда;
  • При доставке груза покупателю последним подтверждается отрывной талон.

    Это документ, подтверждающий оказание автоуслуг.

    Он в строгом порядке прикладывается к счету, выставляемому покупателю.

  • Записи в отрывном талоне должны быть идентичны записям в путевом листе непосредственно. Они документально подтверждают работу ТС и количество отработанного времени водителем.
  • Диспетчер регистрирует бланк, используя журнал для учета выдачи путевых листов № 8. Проставляет в бланке дату выдачи (обязательно соответствие дате регистрации) и два оттиска: гербовой печати и штампа предприятия.

    Официально ответственными лицами (должен быть издан приказ по п/п) за порядок оформления путевого листа являются начальник предприятия и лица, в чьем ведении находится автопарк (механик, диспетчер, заправщик).

Экземпляры прошлых лет путевых листов и ТТН хранятся на предприятии не менее пяти лет. Совместное их хранение предусмотрено для рационального расходования рабочего времени в случае необходимости найти бланк прошлых лет. Каждый путевой лист грузового автомобиля обязательно сопровождается ТТН, которая выписывается на весь объем груза, перевезенного за рабочую смену.

Формой № 4-п предусмотрены строки, куда вписываются номера ТТН. По приложенным к путевым листам товарно-транспортным накладным определяется суммарный вес перевезенных грузов. Этот итог используется при анализе экономической и производственной деятельности организации.

В настоящее время большинство организаций не пользуются путевыми листами, однако ГИБДД или Федеральная служба, осуществляющие надзор в сфере транспорта, могут востребовать этот документ, поэтому во избежание проблем лучше произвести его оформление и при необходимости предъявить инспектору. Путевая документация (листы) — документы, посредством которых совершают учет и контроль функционирования автомобилей и водителей (определение отвечает указанному значению в Федеральном законе от 08.11.2007 г).

Данные листы заполняются на каждую отдельную единицу машину, выполняющую транспортировку.

При отсутствии такой бумаги совершение перевозок запрещается на сновании ст.

6 УАТиГНЭТ. Водители, планирующие выполнить перевозку, должны перед приемом продукции предъявить путевый лист и документацию, удостоверяющую личность на основании ст.

10 УАТиГНЭТ. Что касается первой бумаги, в ней должны содержаться следующие сведения:

  1. о времени прибытия транспортного средства. В судебной практике перевозчиками могут быть предоставлены доводы, подтверждающие факт о прибытие для произведения погрузки, в виде актов, системных показаний GPS/ГЛОНАСС и т.д. Несмотря на это, грузоотправителями и грузополучателями должны совершаться отметки в путевых листах о времени, когда была произведена подача автомобиля к погрузочному и/или выгрузочному пункту, и когда был совершен выезд из них. На основании сведений, содержащихся в данном документе, и реальным фактам, перевозчик может взыскать с получателей штрафы за задержки транспорта. Последние, в свою очередь, смогут предъявить доказать безответственность перевозчика при наличие таковой;
  2. о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
  3. о пройденном предрейсовом контроле транспортным средством, подразумевающего оценку технического

Согласно приказу Минтранса 152 десятого пункта, организациям, ведущих свою деятельность на территории РФ, разрешается составление путевых листов, сроком от 1 суток до месяца. В настоящее время Госкомстатом РФ утвержден список, включающий 7 образцов бланков для транспортных средств различного класса. При необходимости заполнить путевой бланк на месяц, необходимо в обязательном порядке вносить следующие сведения:

  1. дату. При необходимости бланки Госкомстата корректируются, для чего производят дополнение требуемым количеством ячеек, в которых в дальнейшем будут совершаться записи о конкретных днях – рабочих смен водителя;
  2. время отправления водителя к месту и прибытие обратно.

Меры наказаний для грузоперевозчиков, не имеющих путевых листов, предусмотрен ряд наказаний административного плана, регламентируемых положениями Кодекса РФ:

  1. в случаях, когда грузоперевозчиком нарушены требования относительно обеспечения безопасности при перевозке продукции и/или пассажиров, его ожидает штраф в 100 тыс.

    рублей.

  2. на водителей, совершающих перевозку продукции и не имеющих путевых документов, оформленных должным образом и необходимой товарно-транспортного пакета документов, налагается взыскание в 500 руб.

    и выписывается предупреждение;

  3. для организаций и лиц, ведущих индивидуальную деятельность, не совершивших выдачу на руки путевых документов, проигнорировавших произведение предрейсового медосмотра для них и контроля за тех. состоянием авто предусмотрено административное взыскание – 30 тыс.

    рублей;

Путевые листы имеют срок действия. Он составляет 5 лет. Таким образом, грузоперевозчикам следует хранить данные документы в целости и сохранности весь срок во избежание непредвиденных ситуаций или штрафных санкций.

В заключении стоит отметить, что во избежание ряда проблем, связанных с перевозкой продукции, единственно верным решением станет оформление путевого листа по правилам. С 26 февраля Минтранс расширил перечень обязательных реквизитов путевого листа (Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17). Теперь в путевом листе обязательно требуется ставить отметку о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом.