Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизщводства



Структура административного процесса. Соотношение административного процесса и административного производства.


Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Структура административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств. Элементами структуры административного процесса служат: — административно-нормотворческий, — административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), — административно-юрисдикционный процессы. Административное производство представляет собой определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

По поводу соотношения административного производства и административного процесса в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако, на наш взгляд, логично будет полагать, что административное производство и административный процесс соотносятся как часть и целое. Административный процесс включает множество административных производств, построение которых в определенном порядке и составляет его структуру. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях.

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление.

Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дела являются: — непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; — материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; — сообщения и заявления физических и юридических лиц; — сообщения в средствах массовой информации. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.
По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы. При рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Читайте также:   Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; ; Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. — 195.216.155.8 (0.011 с.)

Право.

11 класс

Право, 11 классУрок №11.

Производство по делам об административных правонарушенияхПеречень вопросов, рассматриваемых на уроке:1. Кто может привлечь виновного к административной ответственности; 2. Как рассматриваются дела об административных правонарушениях;Глоссарий по теме:Доказательства – любые фактические данные, на основании которых суд, орган либо должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения.Доставление – принудительное препровождение человека в целях составления протокола об административном правонарушении, если невозможно его составить на месте совершения административного правонарушения.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица.Ходатайство – официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье.Отвод – отстранение от участия в судебном процессе судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.Ключевые слова: Административное задержание; доставление; доказательства; ходатайство; отвод.Основная литература по теме урока:Певцова Е.А.

Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений.

Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.

24-38.На уроке мы узнаем, кто может привлечь виновного к административной ответственности. Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов административного судопроизводства.Сможем раскрывать сущность основных понятий.Основное содержание урока.Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. действие лица в состоянии крайней необходимости;
  2. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  3. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  4. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  5. отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  6. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  8. отсутствие события административного правонарушения;

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  1. исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  2. пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  3. возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  4. рассмотрение дела об административном правонарушении;

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

  1. пользоваться юридической помощью защитника;
  2. присутствовать при рассмотрении дела;
  3. представлять доказательства;
  4. знакомиться со всеми материалами дела;
  5. заявлять ходатайства и отводы;
  6. давать объяснения;
  7. обжаловать постановления (решения) по делу.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.Такими мерами считают

  1. арест товаров, транспортных средств и иных вещей,
  2. временный запрет деятельности.
  3. изъятие вещей и документов,
  4. привод,
  5. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов,
  6. доставление,
  7. досмотр транспортного средства,
  8. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации,
  9. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения,
  10. личный досмотр,
  11. досмотр вещей, находящихся при физическом лице,
  12. медицинское освидетельствование на состояние опьянения,
  13. административное задержание,

Административные дела рассматриваются: 1.

Судьи районных судов и мировые судьи.

Основное количество административных правонарушений, возникающих на территории нашей страны, рассматриваются именно мировым судьей.2. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. На территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;3.
На территории нашей страны работают еще и специализированные комиссии, которые рассматривают дела несовершеннолетних, прямо или же косвенно связанные с административными правонарушениями;3.

Органы федеральной инспекции труда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;4.

Органы внутренних дел. Рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр.Разбор типового тренировочного заданияПрочитайте суждения.

Впишите правильные слова в клетки.

Правильный ответ:По горизонтали:2. акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);3.

ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.По вертикали:1. аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностьюРазбор типового контрольного заданияСоотнесите принципы производства по делам об административных правонарушениях с их содержанием.Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных закономЛицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

A.K. Соловьева. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Совершенствование процессуального механизма привлечения к административной ответственности и реализация положений Конституции РФ об административном процессе и административном судопроизводстве зависят от уровня научных и практических исследований данных правовых институтов.

В науке государственного и административного права пока нет необходимой теоретической базы административного процесса и административного судопроизводства, которая послужила бы основой для принятия соответствующих кодификационных актов. Отсутствие среди административистов единого подхода к определению понятий «административный процесс», «административное дело», «административное судопроизводство» привело к отождествлению в юридической литературе и судебной практике, в том числе и Конституционного Суда РФ, институтов административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. Подобная точка зрения представляется спорной, так как данные институты имеют различные цели, предмет и задачи.

Сложность в соотношении этих правовых категорий объясняется особым положением суда в процессе привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

На суд возложено выполнение двойной задачи. Во-первых, он является субъектом административно-юрисдикционной деятельности, урегулированной нормами административного процессуального права. И в перспективе в соответствии с проектом КоАП перечень составов, подведомственных суду, будет расширяться. Во-вторых, суд осуществляет контроль за деятельностью субъек- * Старший преподаватель кафедры административного права Северо-Западной академии государственной службы.
Во-вторых, суд осуществляет контроль за деятельностью субъек- * Старший преподаватель кафедры административного права Северо-Западной академии государственной службы.

56 тов административной юрисдикции. Его задача при этом заключается в рассмотрении и разрешении публично-правовых споров о законности и обоснованности правовых актов и действий органов и лиц, уполномоченных налагать административные взыскания. В данном случае суд является субъектом административного судопроизводства.

Особая роль суда и проблема соотношения понятий

«производство по делам об административных правонарушениях»

и «административное судопроизводство» порождают трудности при формировании понятийного аппарата данных правовых институтов. На практике как равнозначные употребляются термины «административное дело», одело об административном правонарушении», «административный материал».

На наш взгляд, эти термины обозначают различные правовые понятия. Наиболее точным для административно-юрисдикционной деятельности является термин одело об административном правонарушении».

В свою очередь, под термином «административное дело» следует понимать публично-правовой спор о законности правовых актов и действий (бездействия) субъектов публичного управления. Попытка разграничить рассматриваемые понятия была предпринята ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст. 7), где впервые на уровне конституционного законодательства выделены: дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, и административные дела о защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Аналогичный подход отражен и в проекте Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ».

Разграничение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства позволит разработать необходимую законодательную базу судебно-процессуального порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Количество жалоб на постановления административно-юрисдикционных органов, поступающих в суды общей юрисдикции РФ, пока невелико: всего 23 300 за 1998 г. Тем не менее их количество растет и в 1998 г.

увеличилось на 20,7%. Актуальность законодательного регулирования судебного пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях сейчас приобретает новое звучание в связи с Постановлением 57 Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. «По делу о проверке конституционности ч.2 ст.

266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях».

Применение данного акта вызвало много проблем в судах. Назовем лишь некоторые из них. Из-за противоречивого толкования законодательства судами всех уровней на практике возникла такая ситуация, когда постановление о наложении административного взыскания может быть пересмотрено судом: и в порядке ст.
Из-за противоречивого толкования законодательства судами всех уровней на практике возникла такая ситуация, когда постановление о наложении административного взыскания может быть пересмотрено судом: и в порядке ст.

274 КоАП РСФСР, и в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РСФСР, и в порядке, установленном ст.

331УПКРСФСР. Так, в Санкт-Петербурге жалобы на постановления судей районных судов по делам об административных правонарушениях рассматривает судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда При этом она руководствуется нормами УПК РСФСР об обжаловании определений и постановлений суда первой инстанции. Кроме того, загруженность судов и неясность в определении сроков подачи и рассмотрения жалоб по данной категории дел приводят к тому, что к моменту пересмотра дела истекает двухмесячный срок привлечения виновного к административной ответственности и пересмотр завершается прекращением производства по делу, теряя при этом свой смысл.

Очевидно, что только скорейшее введение на всей территории Российской Федерации единого порядка судебного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях способно обеспечить законность деятельности субъектов административной юрисдикции и гарантировать судебную защиту конституционных прав и свобод граждан, принимая во внимание, что только в 1998 г. судами РФ почти 70 % жалоб на постановления о наложении административных взысканий были признаны обоснованными. Полагаем, что положения нового КоАП о судебном порядке обжалования и опротестования постановлений и иных актов и действий (бездействия) по делам об административных правонарушениях могли бы разрабатываться по следующим направлениям.

Первоначально необходимо решить вопрос о том, в каком порядке (кассационном или апелляционном) должны пересматриваться дела об административных правонарушениях.

Наиболее приемлемым и юридически обоснованным с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина представляется 58 апелляционный порядок обжалования. В ходе апелляционного рассмотрения дела в полном объеме у суда появляется возможность истребовать и изучить дополнительные документы, вызвать дополнительных свидетелей, что уменьшает возможность судебной ошибки и служит большей гарантией защиты прав лица, подавшего жалобу. При этом необходимо учесть уже существующий опыт арбитражного судопроизводства, где действует апелляционный порядок обжалования решений арбитражного суда о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, выполняющими контрольные функции.

Особо тщательно следует подойти к решению вопросов о сроках привлечения к административной ответственности и процессуальных сроках рассмотрения дела, о моменте вступления в силу постановлений о наложении административных взысканий, о сроках обжалования постановлений и иных действий, совершаемых в административно-юрисдикционном производстве (административное задержание, личный досмотр и др.).

Точное определение сроков будет способствовать не только своевременному восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, но и своевременному привлечению к административной ответственности виновных лиц. Новый КоАП должен быть согласован с проектом ПЖ РФ, из которого необходимо исключить нормы о порядке обжалования постановлений о наложении административных взысканий, так как это противоречит публично-правовой природе данного вида споров.
Новый КоАП должен быть согласован с проектом ПЖ РФ, из которого необходимо исключить нормы о порядке обжалования постановлений о наложении административных взысканий, так как это противоречит публично-правовой природе данного вида споров. Дальнейшее совершенствование судебно-процессуального порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях как одного из вида публично-правовых споров должно быть продолжено при формировании единого законодательства РФ об административном судопроизводстве.

59

Производство по делам об административных правонарушениях

/ / Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Вместе с тем оно является самостоятельным институтом административно-процессуального права, призванным осуществлять специфические задачи юрисдикционного характера. — это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и применение в необходимых случаях административных взысканий.Административно-процессуальные нормы, регламентиру-ющие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных проступках, направлены на то, чтобы обеспечить правильное применение государственными органами мер административного воздействия и в то же время создать необходимые условия для защиты прав гражданина, привлеченного к административной ответственности.Основная функция административно-процессуальных норм в этом производстве заключается в том, чтобы регламентировать: задачи и принципы производства; процессуальное положение сторон в производстве, их функции и задачи; подведомственность рассмотрения и ведения дел; доказательства в производстве; меры процессуального принуждения и обеспечения в производстве; порядок, сроки возбуждения дел и направления их для рассмотрения по подведомственности; порядок и сроки рассмотрения дел; порядок обжалования, опротестования и пересмотра решений; порядок исполнения решений.Согласно законодательства, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.В целях обеспечения законности в КоАП Республики Беларусь исчерпывающе перечислены обстоятельства, исключающие производство по делу.

К ним отнесены: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальных сроков и ряд других обстоятельств. наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права по сравнению с другими видами административных производств. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Республики Беларусь.

Основная часть норм права, регулирующих это производство, содержится в КоАП. Вместе с тем определенное число административно-процессуальных норм в КоАП не включены. Среди них можно выделить две группы.

Во-первых, установленные законами бывшего СССР и действующие еще в настоящее время на территории Республики Беларусь (например, специфические правила рассмотрения дел о мелком хулиганстве). Во-вторых, ряд уточняющих, конкретизирующих положений КоАП содержится в подзаконных актах (например, порядок освидетельствования граждан на состояние опьянения при наличии достаточных оснований предполагать, что они управляют транспортным средством в состоянии опьянения, содержится в специальной совместной инструкции МВД, Министерства здравоохранения, Министерства юстиции).Основными принципами производства по делам об административных правонарушениях являются общие принципы административного процесса: законность, объективность, презумпция невиновности, равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело, гласность, оперативность и др.Принципы производства по делам об административных правонарушениях связаны между собой, они осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему начал производства.

Нельзя, например, ради гласности жертвовать истиной, ради оперативности — законностью. Только последовательная реализация всех принципов позволяет наилучшим образом достичь целей процесса.

Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств.Доказательства — фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела.