Сроки регистрации кандидатов в президенты



Сроки регистрации кандидатов в президенты

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными .2.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.(п.

2 в ред. Федерального от 05.04.2021 N 89-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.5.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимавший должность Президента Российской Федерации два срока или занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок.(п. 5 в ред. Федерального от 05.04.2021 N 89-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5.1.

Положение Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.(п. 5.1 в ред. Федерального от 05.04.2021 N 89-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;(пп.

1.1 введен Федеральным от 21.02.2014 N 19-ФЗ)1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;(пп. 1.2 введен Федеральным от 21.02.2014 N 19-ФЗ)2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие и настоящего пункта;(в ред. Федерального от 21.02.2014 N 19-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;(в ред.

Федерального от 24.07.2007 N 211-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

, либо совершения действий, предусмотренных и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.(в ред.

Федерального от 19.07.2009 N 196-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)(п. 5.2 введен Федеральным от 26.04.2007 N 64-ФЗ)5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных и настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.(п.

Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных и настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.(п. 5.3 введен Федеральным от 21.02.2014 N 19-ФЗ)5.4.

Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных , и настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.(п.

5.4 введен Федеральным от 21.02.2014 N 19-ФЗ)5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные и настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.(п.

5.5 введен Федеральным от 21.02.2014 N 19-ФЗ)6.

Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным , не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока. Открыть полный текст документа

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

Документ изменен — см.

список изменяющих документов КонсультантПлюс: примечание.Ст. 33 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.(п.

1 в ред. Федерального от 05.12.2006 N 225-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 , от 09.03.2016 )(см. текст в предыдущей редакции)2.1.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, — также сведения о дате снятия или погашения судимости.КонсультантПлюс: примечание.Ст. 33 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении, предусмотренном настоящей статьи.(абзац введен Федеральным от 20.04.2021 N 91-ФЗ)(п. 2.1 в ред. Федерального от 21.02.2014 N 19-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2.2. Вместе с заявлением, предусмотренным настоящей статьи, представляются:а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.

Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;б) если законом на основании настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, — заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, — копии соответствующих документов.(п.

Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;б) если законом на основании настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, — заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, — копии соответствующих документов.(п. 2.2 в ред. Федерального от 09.03.2016 N 66-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3.

Вместе с заявлением, предусмотренным настоящей статьи, либо на основании настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.(в ред.

Федеральных законов от 21.07.2005 , от 05.12.2006 , от 04.10.2010 , от 02.05.2012 , от 03.02.2015 , от 09.03.2016 )(см. текст в предыдущей редакции)3.1.

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным настоящей статьи, либо на основании настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:(в ред.

Федеральных законов от 07.05.2013 , от 05.05.2014 , от 09.03.2016 , от 23.05.2020 )(см. текст в предыдущей редакции)а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.(п.

3.1 введен Федеральным от 02.04.2013 N 30-ФЗ)3.2. проверки сведений, указанных в настоящей статьи, устанавливается указом Президента Российской Федерации.(п. 3.2 введен Федеральным от 02.04.2013 N 30-ФЗ)3.3. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».(в ред.

Федеральных законов от 07.05.2013 , от 03.02.2014 , от 28.12.2016 , от 23.05.2020 )(см. текст в предыдущей редакции)4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 21.07.2005 N 93-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.О выявлении конституционно-правового смысла п.

5 ст. 33 см. КС РФ от 22.12.2015 N 34-П.5.

Документы, указанные в , , и настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.

Документы, указанные в , , и настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.(в ред.

Федеральных законов от 21.07.2005 , от 07.05.2013 , от 05.05.2014 )(см. текст в предыдущей редакции)5.1.

В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в , , и настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.(п. 5.1 введен Федеральным от 14.06.2011 N 143-ФЗ, в ред.

Федерального от 05.05.2014 N 95-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)6.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с , и настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с и настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 , от 03.12.2012 , от 07.05.2013 , от 05.04.2021 )(см.

текст в предыдущей редакции)6.1.

Проверка выполнения требований, предусмотренных настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом

«О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

.(п.

6.1 введен Федеральным от 07.05.2013 N 102-ФЗ)6.2.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах, вкладах кандидатов, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов.(п. 6.2 введен Федеральным от 13.07.2015 N 231-ФЗ)6.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.(п.

6.3 введен Федеральным от 13.07.2015 N 231-ФЗ)6.4.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.(п. 6.4 введен Федеральным от 13.07.2015 N 231-ФЗ)6.5.

Запрос о представлении сведений, направляемый Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям, должен содержать следующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях: фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата рождения, место рождения, адрес места жительства.(п. 6.5 введен Федеральным от 13.07.2015 N 231-ФЗ)6.6.

получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.(п.

получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.(п.

6.6 введен Федеральным от 13.07.2015 N 231-ФЗ)6.7.

Результаты проверки сведений, указанных в и настоящей статьи, полученные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от кредитных организаций, держателей реестра и депозитариев, передаются избирательным комиссиям, представившим в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации соответствующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях при проведении ими проверки достоверности представленных кандидатами сведений.(п. 6.7 введен Федеральным от 13.07.2015 N 231-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.Ст.

33 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.7.

Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией, в том числе сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.(в ред. Федерального от 20.04.2021 N 91-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)8.

Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах — не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации — не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления — не менее 20 дней.(в ред. Федеральных законов от 02.05.2012 , от 05.05.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Статья 35. Регистрация кандидата на должность Президента Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации требованиям настоящего Федерального закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидатов. При проверке Центральной избирательной комиссией Российской Федерации правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей, а также кандидаты на должность Президента Российской Федерации и их доверенные лица.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организует проверку подписных листов.

В регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации может быть отказано только в случае нарушения Российской Федерации и настоящего Федерального закона. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выносит мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выносит мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации. Указанное решение доводится до сведения лица, которому отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.

Решение Верховного Суда Российской Федерации по результатам ее рассмотрения является окончательным.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. В случае, если в срок, указанный в , будет зарегистрировано менее двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации, выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Если на день выборов останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 100 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

< статья 34.> Глава V. >> Содержание

Правила регистрации кандидатов-самовыдвиженцев на выборах президента РФ. Досье

© Сергей Фадеичев/ТАССЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен.Показать скрытые ссылкиGoogle НовостиТАСС-ДОСЬЕ. 14 декабря 2017 года в ходе большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что будет участвовать в выборах главы государства в 2018 году в порядке самовыдвижения.

В таком качестве Владимир Путин баллотировался на высший государственный пост в 2004 году (выиграл выборы, получив 71,31% голосов избирателей).

В 2000 году он участвовал в выборах от группы избирателей (52,94%), в 2012 году — как кандидат от партии «Единая Россия» (63,60%). Самовыдвиженец — кандидат, который участвует в выборах самостоятельно, без поддержки политической партии.

Норма о самовыдвижении на президентских выборах применяется в российском избирательном законодательстве с 2003 года. Ранее претенденты, желавшие самостоятельно баллотироваться на высший государственный пост, выдвигались инициативными группами граждан.

Больше всего кандидатов-самовыдвиженцев было зарегистрировано на выборах в 2004 году: кроме Владимира Путина в порядке самовыдвижения баллотировались руководитель фракции «Родина» в Госдуме РФ Сергей Глазьев (4,10%; третье место) и сопредседатель партии «Союз правых сил» в 2000-2003 годах Ирина Хакамада (3,84%; четвертое место из шести кандидатов). В 2008 году в выборах участвовал лишь один самовыдвиженец — лидер Демократической партии России Андрей Богданов (1,30%; последнее место из четырех), в 2012 году — предприниматель, президент «Группы Онэксим» Михаил Прохоров (7,98%; третье место из пяти кандидатов). Условия самовыдвижения кандидатов Самовыдвиженцам для регистрации необходимо организовать инициативную группу граждан в свою поддержку численностью не менее 500 человек.

Все ее члены должны обладать активным избирательным правом (т. е. иметь право участвовать в голосовании) и не состоять в других подобных объединениях. Инициативной группе необходимо провести собрание в поддержку кандидата, поставив в известность об этом Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (не менее чем за пять дней до собрания).

В течение 20 дней с момента назначения выборов самовыдвиженец должен лично обратиться в Центризбирком с ходатайством о регистрации своей инициативной группы. К ходатайству он должен приложить заявление о согласии баллотироваться в президенты, информацию о наличии или отсутствии в прошлом судимости, копии паспорта, документов об образовании и месте работы. Кроме того, в ЦИК передаются сведения о доходах кандидата и его супруга за шесть предыдущих лет, об их имуществе, вкладах в банках, ценных бумагах и обязательствах имущественного характера.

При наличии у кандидата (его супруга или несовершеннолетних детей) зарубежной недвижимости, он также должен представить в Центризбирком сведения об этой собственности и информацию об источниках средств ее приобретения.

Если в течение последних трех лет кандидат приобретал недвижимость, ценные бумаги или транспортные средства на сумму, превышающую общий доход его семьи за три года, то ему также необходимо отчитаться о каждой из подобных покупок. Кроме этого, у кандидата на момент выдвижения не должно быть счетов и ценностей в иностранных банках.

Перед подачей документов он обязан также открыть специальный избирательный счет. В течение пяти дней ЦИК РФ принимает решение о регистрации (или отказе в регистрации) инициативной группы в поддержку самовыдвиженца. В случае положительного решения группа получает право начать сбор подписей избирателей в поддержку своего кандидата.

Сбор подписей Самовыдвиженцы обязаны представить в Центризбирком не менее 300 тыс.

подписей избирателей в свою поддержку, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7,5 тыс. подписей. Для сравнения: кандидаты от политических партий должны собрать в свою поддержку не менее 100 тыс. подписей — до 2,5 тыс. в каждом регионе.

Претенденты от парламентских партий освобождены от сбора подписей.

На выборах 2012 года самовыдвиженцы должны были предоставить в ЦИК не менее 2 млн подписей избирателей, но не более 2,1 млн (не более 50 тыс. на один субъект Федерации). Протокол о сборе подписей вместе с финансовым отчетом и письменным уведомлением об отсутствии счетов в иностранных банках подаются в ЦИК. Центризбирком принимает решение о регистрации кандидатов в течение 10 дней с момента подачи ими документов.

В этот период проводится проверка достоверности представленных кандидатами сведений (для этого ЦИК обращается к соответствующим органам исполнительной власти) и подписных листов. Регистрация кандидатов ЦИК Центризбирком проверяет не менее 20% представленных подписей (в 2012 году — 400 тыс.), при этом подписи для проверки отбираются случайно, путем жребия. Процент брака не должен превышать 5%.

Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, проживающих за пределами соответствующего субъекта РФ, указавших недостоверные сведения о себе, и др. В регистрации также отказывают кандидатам, число подписей в поддержку которых, после вычета недействительных, будет меньше необходимого по закону.

Среди других оснований для отказа в регистрации — подкуп избирателей, использование служебного положения при агитации. Также ЦИК не регистрирует кандидатов, которые помимо собственного избирательного фонда использовали деньги (свыше 20 млн руб.) из других источников.

Решение Центризбиркома может быть обжаловано в Верховном суде РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней. ТегиПутин, Владимир ВладимировичРоссияРеклама на ТАССЧемпионат мира по игре гоВ 2021 году турнир проходит во ВладивостокеЧитать полностьюРеклама на ТАССРеклама на ТАССРеклама на ТАССРеклама на ТАССРеклама на ТАССРеклама на ТАСС

Навигация

1.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей. 2. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.

3. Все документы для регистрации (см. ст. 37 ) кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в ЦИК России одновременно — не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования — до 18 часов по московскому времени. 4. При приеме документов для регистрации кандидата ЦИК России выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата, документ, подтверждающий прием представленных документов, в котором указываются дата и время приема.

В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. 5. ЦИК России проверяет соблюдение предусмотренного законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, ЦИК России проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

ЦИК России обязана в соответствии с Федеральным законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата. 6. ЦИК России не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.

7. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата ЦИК России обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата, копию решения ЦИК России с изложением оснований отказа.

Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТАНА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ утратил силу или отменен Статья 32. Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации избирательным объединением, избирательным блоком Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации производится на съезде (конференции) избирательного объединения.Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента Российской Федерации.Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатом на должность Президента Российской Федерации лицо, не являющееся членом входящих в них общественных объединений.Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протокол с решением съезда (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Российской Федерации, зарегистрированный устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в и настоящей статьи, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Статья 33. Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации непосредственно избирателями Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации.Инициативная группа избирателей обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации, назначении уполномоченных представителей инициативной группы избирателей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.В ходатайстве инициативной группы избирателей указываются:фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата на должность Президента Российской Федерации;фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей. Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей.

При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Федерального закона, в течение пяти дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей и выдать им регистрационные свидетельства.В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации.

До получения регистрационных свидетельств проводить сбор подписей не допускается.Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в и к настоящему Федеральному закону.При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи.Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных. В каждом подписном листе должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, где проводился сбор подписей избирателей.Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены федеральным законом.

При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока и инициативных групп избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому субъекту Российской Федерации, где проводился их сбор, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, а также общее число подписей избирателей.Подписные листы, сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации и пронумерованные, итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента Российской Федерации и декларация о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 60 дней до дня выборов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает указанным уполномоченным представителям подтверждение в письменной форме о приеме документов.В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации число подписей избирателей, которые должны быть собраны в соответствии с настоящей статьи, сокращается наполовину.

Статья 35. Регистрация кандидата на должность Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации требованиям настоящего Федерального закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидатов.При проверке Центральной избирательной комиссией Российской Федерации правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей, а также кандидаты на должность Президента Российской Федерации и их доверенные лица.В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организует проверку подписных листов.В регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации может быть отказано только в случае нарушения Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выносит мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации. Указанное решение доводится до сведения лица, которому отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации.Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.

Решение Верховного Суда Российской Федерации по результатам ее рассмотрения является окончательным.Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.В случае, если в срок, указанный в настоящей статьи, будет зарегистрировано менее двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации, выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.Если на день выборов останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 100 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.