Судебная практика по сзв м дополняющая в 2021 году



СЗВ-М: порядок представления и судебная практика


Важное По теме Читайте все материалы (122) по теме . Есть обновление (+80), в том числе: 03 июля 2018 г. 11:12 Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «» Уже более двух лет, с 1 апреля 2016 года, плательщики страховых взносов представляют форму СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».

По своей сути форма СЗВ-М носит исключительно информационный характер, в ней нет даже цифр или сведений о суммах выплаченных доходов, удержанных налогов, а также начисленных страховых взносов.

При этом относительно других форм отчетности она очень проста по заполнению. Тем не менее на практике возникает целый ряд вопросов, связанных с представлением формы СЗВ-М, а также уже сложилась судебная практика по вопросам привлечения к ответственности работодателей, нарушивших порядок подачи данной отчетности.
Тем не менее на практике возникает целый ряд вопросов, связанных с представлением формы СЗВ-М, а также уже сложилась судебная практика по вопросам привлечения к ответственности работодателей, нарушивших порядок подачи данной отчетности.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, подавать о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

  1. фамилия, имя и отчество;
  2. страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  3. ИНН (при наличии у страхователя данных об ИНН застрахованного лица).

Форма «Сведения о застрахованных лицах» утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п. Формат сведений утвержден Постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 № 1077п. Сведения по форме СЗВ-М представляются на 25 и более работающих у страхователя застрахованных лиц в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п.

2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ). За нарушение данного порядка предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

А за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СВЗ-М к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст.

17 Федерального закона № 27-ФЗ).

За период действия формы СЗВ-М контролирующие органы в лице ПФР, Минтруда и Минфина дали ряд разъяснений по вопросам заполнения и представления формы СЗВ-М (см. таблицу). Вывод представителей контролирующих органов по вопросам представления формы СЗВ-М Реквизиты документа Работодатель обязан представлять отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества Письмо Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 В случае осуществления сотрудниками работы на основании трудового договора отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.

В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.

У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому начисляются , обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует Письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, Минтруда России от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587 Вопрос о необходимости представления общественными объединениями отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах, на выплаты по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае если в рамках заключаемых с добровольцами гражданско-правовых договоров общественные организации производят выплаты, направленные на возмещение их расходов на питание, в размере, превышающем размеры суточных, на таких застрахованных лиц сведения по форме СЗВ-М представляются Письмо ПФР от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856 Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных сведениях до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо.

Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций Письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602 Раздел 3

«Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»

расчета по страховым взносам содержит сведения, отражаемые в том числе в форме СЗВ-М Письмо Минфина России от 17.04.2017 № 03-15-06/22747 Если срок представления отчетности по форме СЗВ-М выпадает на выходной день, то последним днем срока представления данной формы считается следующий за ним рабочий день Письмо ПФР от 28.12.2016 № 08-19/19045 Несмотря на простоту заполнения и представления формы СЗВ-М, уже сложилась определенная судебная практика по этим вопросам, включая решения ВС РФ: страхователи судятся с территориальными органами ПФР по вопросу начисления штрафов за несвоевременное или неполное представление сведений. Рассмотрим конкретные дела. Надо отметить, что представители ПФР не стесняются начислять штрафы по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, при этом суммы санкций получаются приличные – 500 руб.

за одного человека. Страхователи, соглашаясь с тем, что они нарушили сроки представления сведений по форме СЗВ-М, считают, что суммы штрафа за данное правонарушение несопоставимы с тяжестью содеянного.

Например, в Определении ВС РФ от 06.09.2017 № 306-КГ17-11932 по делу № А65-29445/2016 рассматривалось дело, в котором штраф в размере 27 000 руб. (за 54 работающих) был назначен за нарушение срока на два дня. Сразу скажем, что все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали ООО, уменьшив размер штрафа в 10 раз – до 2 700 руб.
Сразу скажем, что все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали ООО, уменьшив размер штрафа в 10 раз – до 2 700 руб.

Страхователь признал нарушение, но указал на наличие обстоятельств, смягчающих его ответственность, в частности совершение правонарушения впервые, формальный характер правонарушения и отсутствие негативных последствий для бюджета. Представители ПФР считали, что общество, будучи достаточно информированным, могло и должно было заблаговременно позаботиться о своевременной передаче сведений в фонд, а основания для уменьшения суммы штрафа отсутствуют.

Суды установили, что ООО нарушило порядок представления сведений по форме СЗВ-М, соответственно, оно правомерно привлечено к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Что касается размера штрафа, тут начинаются юридические коллизии.

Федеральный закон № 27-ФЗ не содержит норм о смягчающих обстоятельствах. Вместе с тем в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из Конституции РФ, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.

Данный подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах. Конституционный суд указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд, рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа. Суды посчитали возможным применить в данном случае положения Постановления КС РФ от 19.01.2016 № 2-П.

Полномочие суда на снижение штрафных санкций вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Суды приняли во внимание следующие смягчающие обстоятельства:

  1. отсутствие у общества задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд;
  2. отсутствие негативных последствия для бюджета.
  3. незначительная просрочка предоставления сведений – два календарных дня;

По мнению судей, штраф в размере 2 700 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного учреждением правонарушения, связанного с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.

Ссылка ПФР на то, что несвоевременное представление индивидуальных сведений создает существенные препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение, была отклонена, поскольку суд не освободил организацию от ответственности, признав факт наличия правонарушения со стороны страхователя, а снизил размер санкций, исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств и дискреционных полномочий суда.

Кроме того, конституционные права граждан на получение пенсий обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор об уплате которых по настоящему делу отсутствует.

В качестве примера обозначенного подхода судей к вопросу снижения штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств можно привести и Определение ВС РФ от 16.01.2018 № 307-КГ17-13851.

В этом деле за представление сведений по форме СЗВ-М на пять дней позже установленного срока организация была привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 83 500 руб. Пройдя ряд судебных инстанций, включая ВС РФ, организация смогла снизить сумму штрафа до 10 000 руб. Судебные инстанции при вынесении решений основывались на приведенных выше нормах действующего законодательства, признав в данном случае смягчающими обстоятельствами:

  1. тот факт, что общество вину признает;
  2. незначительный период просрочки представления сведений;
  3. формальный характер состава правонарушения.
  4. тот факт, что правонарушение не повлекло для бюджета негативных последствий;
  5. тот факт, что правонарушение совершено впервые;

При этом суд отметил, что общество от ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений не освобождено, следовательно, карательный и воспитательный смысл санкции в данном случае не утрачен.

И такие примеры не являются единичными. Обобщив их, можно сказать: ВС РФ считает, что размер штрафа может быть уменьшен при наличии смягчающих обстоятельств.

Возникает вопрос о том, что считать смягчающими обстоятельствами.

Выше приведены конкретные примеры обстоятельств, которые суд учел в качестве смягчающих.

К ним можно добавить, например, следующие обстоятельства, признанные судами смягчающими (Определение ВС РФ от 13.02.2018 № 310-КГ17-22477 по делу № А48-7354/2016):

  1. возникновение проблем при передаче данной отчетности через программу 1С, так как отсутствовало соглашение об электронном взаимодействии с ПФР. Форма СЗВ-М была первой формой отчетности, которую организация передавала по электронным каналам связи. Ввиду отсутствия опыта работы с программой допущена просрочка сдачи отчетности.
  2. неприменение каких-либо финансовых и иных санкций в отношении страхователя ранее;
  3. предоставление отчетности без нарушений сроков;

Таким образом, перечень смягчающих обстоятельств может быть самым разным в зависимости от конкретных обстоятельств.

Но страхователь должен доказать суду, что правонарушение было совершенно неумышленно.

Что касается вопроса, насколько будет уменьшен штраф, однозначно ответить на него нельзя. Штраф может быть уменьшен и в два раза, и в 10 раз, и даже в 20 раз, и до определенной величины. Это зависит от конкретных обстоятельств дела и позиции судей. Но из приведенных правовых норм можно сделать главный вывод: уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств можно только в судебном порядке.

Но из приведенных правовых норм можно сделать главный вывод: уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств можно только в судебном порядке.

Однако надо учитывать, что ПФР отстаивает свою позицию до конца – вплоть до ВС РФ.

Представители ПФР начисляют штрафы и тем страхователям, которые представляют форму СЗВ-М в установленный срок, а затем уже позже этого срока представляют дополнительные сведения. Сумма штрафа в подобном случае рассчитывается исходя из 500 руб. за сведения о каждом дополнительно представленном застрахованном лице.

Приведенная ситуация рассматривалась в Определении ВС РФ от 12.03.2018 № 306-КГ18-91 по делу № А72-9072/2017.

Общество было привлечено к ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде 2 500 руб. штрафа по факту представления дополняющей формы СЗВ-М в отношении пяти застрахованных лиц.

ПФР посчитал, что направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за пределами срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, свидетельствует о представлении неполных сведений о застрахованных лицах и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного абз.

3 ст. 17 упомянутого закона. Суды всех инстанций пришли к выводу о необоснованном привлечении заявителя к ответственности в отсутствие его вины в совершении вмененного правонарушения.

Суды учли факт самостоятельного выявления обществом ошибки и ее устранения путем направления дополняющей формы СЗВ-М в Пенсионный фонд. Доводы Пенсионного фонда о правомерном привлечении заявителя к ответственности обоснованно не приняты судами как не соответствующие положениям Федерального закона № 27-ФЗ, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470. Но опять же отметим, что территориальные органы ПФР штрафуют страхователей за представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М, если ранее застрахованные лица не были представлены.

И доказать противоположное сегодня можно только в суде.

Говоря о судебной практике в отношении формы СЗВ-М, хотелось бы выделить Определение ВС РФ от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650 по делу № А43-13830/2017.

Оно интересно не только тем, что ПФР готов штрафовать за любые неточности в форме СЗВ-М, но и тем, что первая судебная инстанция отказала страхователю и вынесла решение в пользу ПФР, при этом уменьшив сумму штрафа. Последующие судебные инстанции, включая ВС РФ, признали решение ПФР неправомерным в целом. Суть дела заключается в следующем.

ООО было оштрафовано ПФР на сумму 48 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М.

Организация представила сведения по форме СЗВ-М в установленный законом срок, но в графе 2 (отчетный период) вместо кода 08 (август) был указан код 07 (июль).

Впоследствии общество самостоятельно выявило, что отчет за август (отчетный период 08) выгрузился из бухгалтерской программы в программу электронного документооборота пенсионного фонда как отчет за июль (отчетный период 07), в связи с чем уже после установленного срока ООО направило сведения по форме СЗВ-М за август с указанием отчетного периода 08, данные не менялись.
Впоследствии общество самостоятельно выявило, что отчет за август (отчетный период 08) выгрузился из бухгалтерской программы в программу электронного документооборота пенсионного фонда как отчет за июль (отчетный период 07), в связи с чем уже после установленного срока ООО направило сведения по форме СЗВ-М за август с указанием отчетного периода 08, данные не менялись.

При этом отчет за июль был представлен в установленном порядке. ПФР оштрафовал организацию за нарушение сроков представления сведений.

Как указал суд апелляционной инстанции, с чем согласился и ВС РФ, при указанных обстоятельствах датой представления сведений по форме СЗВ-М за август следует считать дату первого представления сведений, то есть в установленный законом срок, в связи с чем ПФР неправомерно привлек общество к ответственности. Учитывая, что в электронной базе данных ПФР уже содержались сведения за июль, а представленные первоначально сведения в графе 3 (тип формы) содержали отметку «исхд», то есть «исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период», ПФР мог и должен был выявить ошибку в указании периода, за который представлены сведения.

Более того, обществом на акт проверки в адрес ПФР были направлены возражения с изложением обстоятельств исправления ошибки, факт получения которых отражен в решении ПФР. Однако представленные возражения Пенсионным фондом не рассмотрены, оценка доводам общества не дана, что также свидетельствует о незаконности решения и отсутствии оснований для взыскания штрафа.

* * * Как показала практика представления формы СЗВ-М, к данному вопросу надо относиться очень серьезно. Впрочем, как и к представлению всей остальной отчетности – и не только к соблюдению сроков представления формы СЗВ-М, но и к ее содержанию.

ПФР готов штрафовать работодателей за любую ошибку при подаче сведений о застрахованных лицах, не говоря уже о нарушении сроков их представления. И доказать свою правоту, снизить размер штрафов, которые весьма существенны, страхователи могут исключительно в судебном порядке.

Как сдать дополняющую СЗВ-М без штрафа: новая судебная практика с 2021 года

» Как известно, сотрудники ПФР часто привлекали работодателей к ответственности за дополнение формы СЗВ-М. Однако с 2021 года судебная практика по этому вопросу должна резко поменяться в пользу работодателей. Рассказываем о предпосылках этого и приводим примеры новых судебных актов, предметом рассмотрения которых был штраф за дополняющую СЗВ-М.Также смотрите:

  1. В какие сроки сдавать СЗВ-М в 2021 году: таблица
  2. Копии СЗВ-М сотрудникам в 2021 году: выдача

Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п, которым утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в её пункте (разделе) 3 обязательно нужно указать код, который соответствует её типу.Так, «доп» означает, что это дополняющая форма.

Её сдают с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период (месяц).Других норм, регулирующих сдачу дополняющей СЗВ-М, нет. В том числе и по этой причине возникали многочисленные споры между страхователями и ПФР.Ситуация у всех работодателей примерно схожая. Первая форма СЗВ-М сдана в срок.

Через некоторое время работодатель находит «забытых» сотрудников и представляет дополняющий отчёт. Но ПФР считает, что отчетность в отношении этих работников сдана несвоевременно.Речь идет о ситуации, когда страхователь представил форму СЗВ-М своевременно, но потом в сданном отчете обнаружилась ошибка (например, неверно указанный отчетный период). Чтобы исправить положение дел, страхователь подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности.Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит.

Об этом прямо сказано в пункте 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.16 № 766н.На практике наказания удается избежать даже тем, кто внес исправления после того, как на ошибку указал Пенсионный фонд. Так, штраф оспорил предприниматель, который перепутал в отчете графы, отведенные для имени и отчества.

Судьи его поддержали из-за незначительного характера оплошности (постановление АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.12.18 № А27-6320/2018; см.

«СЗВ-М: правомерен ли штраф за ошибочное разнесение ФИО работника по графам формы?»

). Похожим образом разрешилось дело в отношении компании, допустившей ошибку в отчетстве работника (определения ВС РФ от 28.09.18 № 309-КГ18-14482; см.

«Верховный суд разъяснил, можно ли оштрафовать страхователя за опечатку в СЗВ-М»

).

Обратите внимание: при сдаче СЗВ-М и других отчетов наиболее комфортно будут чувствовать себя те страхователи, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»).

Все актуальные обновления и проверочные программы устанавливаются в веб-сервисах без участия пользователя.

Если данные, которые ввел страхователь, не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки.

А своевременное исправление ошибок избавит бухгалтера от необходимости подавать «уточненку», судиться или платить штрафы.Бесплатно сдать СЗВ‑М через Контур.ЭкстернС 2021 года, если территориальный орган ПФР при принятии дополняющей СЗВ-М намекает на штраф, то можно смело ссылаться на ст. 11 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

(далее – Закон № 27-ФЗ).Суть в том, что самостоятельное выявление страхователем ошибки, которая впоследствии была исправлена, до момента ее обнаружения Фондом, путем представления скорректированных сведений (СЗВ-М с типом «доп»), свидетельствует о возможности в таком случае не применять к страхователю соответствующие финансовые санкции.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и/или недостоверных сведений в СЗВ-М могут штрафовать на 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (т. е. «забытого» сотрудника) на основании ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.В декабре 2021 года страхователи смогли отменить в кассационных арбитражных судах нескольких округов штрафы за дополнение СЗВ-М.

Кроме того, один из выводов апелляционного суда о незаконности санкции Верховный Суд РФ пересматривать не стал.Таким образом, практика с 2021 года развернулась в пользу работодателей: штраф за самостоятельное дополнение СЗВ-М неправомерен. СОВЕТЕсли ПФР оштрафовал за несвоевременно сданную отчетность по сотрудникам, «забытым» в первичной форме СЗВ-М, можно смело идти в суд.

Вероятность отмены штрафа очень велика.

Причём это тенденция, а не случайные решения в судебной практике.02.07.2018Уже более двух лет, с 1 апреля 2021 года, плательщики страховых взносов представляют форму СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах». По своей сути форма СЗВ-М носит исключительно информационный характер, в ней нет даже цифр или сведений о суммах выплаченных доходов, удержанных налогов, а также начисленных страховых взносов. При этом относительно других форм отчетности она очень проста по заполнению.

Тем не менее на практике возникает целый ряд вопросов, связанных с представлением формы СЗВ-М, а также уже сложилась судебная практика по вопросам привлечения к ответственности работодателей, нарушивших порядок подачи данной отчетности.Порядок представления формы СЗВ-МСогласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

(далее –Федеральный закон № 27-ФЗ ) страхователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны ежемесячноне позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем , подавать о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:– страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); – фамилия, имя и отчество; – ИНН (при наличии у страхователя данных об ИНН застрахованного лица).Форма «Сведения о застрахованных лицах» утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Формат сведений утвержденПостановлением Правления ПФР от 07.12.2016 № 1077п .Сведения по форме СЗВ-М представляются на 25 и более работающих у страхователя застрахованных лиц в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п.

2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ). За нарушение данного порядка предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ ).А за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СВЗ-М к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб.

в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).Разъяснения контролирующих органовЗа период действия формы СЗВ-М контролирующие органы в лице ПФР, Минтруда и Минфина дали ряд разъяснений по вопросам заполнения и представления формы СЗВ-М (см. таблицу). Вывод представителей контролирующих органов по вопросам представления формы СЗВ-М Реквизиты документа Работодатель обязан представлять отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества Письмо Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 В случае осуществления сотрудниками работы на основании трудового договора отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует Письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, Минтруда России от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587 Вопрос о необходимости представления общественными объединениями отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах, на выплаты по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В случае если в рамках заключаемых с добровольцами гражданско-правовых договоров общественные организации производят выплаты, направленные на возмещение их расходов на питание, в размере, превышающем размеры суточных, на таких застрахованных лиц сведения по форме СЗВ-М представляются Письмо ПФР от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856 Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных сведениях до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо.Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций Письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602 Раздел 3

«Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»

расчета по страховым взносам содержит сведения, отражаемые в том числе в форме СЗВ-М Письмо Минфина России от 17.04.2017 № 03-15-06/22747 Если срок представления отчетности по форме СЗВ-М выпадает на выходной день, то последним днем срока представления данной формы считается следующий за ним рабочий день Письмо ПФР от 28.12.2016 № 08-19/19045Судебные решенияНесмотря на простоту заполнения и представления формы СЗВ-М, уже сложилась определенная судебная практика по этим вопросам, включая решения ВС РФ: страхователи судятся с территориальными органами ПФР по вопросу начисления штрафов за несвоевременное или неполное представление сведений.Рассмотрим конкретные дела.Смягчающие обстоятельстваНадо отметить, что представители ПФР не стесняются начислять штрафы по ст.

17 Федерального закона № 27-ФЗ, при этом суммы санкций получаются приличные – 500 руб.

за одного человека.Страхователи, соглашаясь с тем, что они нарушили сроки представления сведений по форме СЗВ-М, считают, что суммы штрафа за данное правонарушение несопоставимы с тяжестью содеянного.Например, в Определении ВС РФ от 06.09.2017 № 306-КГ17-11932 по делу № А65-29445/2016рассматривалось дело, в котором штраф в размере 27 000 руб. (за 54 работающих) был назначен за нарушение срока на два дня.Сразу скажем, что все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали ООО, уменьшив размер штрафа в 10 раз – до 2 700 руб.Страхователь признал нарушение, но указал на наличие обстоятельств, смягчающих его ответственность, в частности совершение правонарушения впервые, формальный характер правонарушения и отсутствие негативных последствий для бюджета.Представители ПФР считали, что общество, будучи достаточно информированным, могло и должно было заблаговременно позаботиться о своевременной передаче сведений в фонд, а основания для уменьшения суммы штрафа отсутствуют.Суды установили, что ООО нарушило порядок представления сведений по форме СЗВ-М, соответственно, оно правомерно привлечено к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Что касается размера штрафа, тут начинаются юридические коллизии.Федеральный закон № 27-ФЗне содержит норм о смягчающих обстоятельствах. Вместе с тем в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из Конституции РФ, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Данный подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Конституционный суд указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства РФ о страховых взносах допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд, рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.Суды посчитали возможным применить в данном случае положения Постановления КС РФ от 19.01.2016 № 2-П. Полномочие суда на снижение штрафных санкций вытекает из конституционных прерогатив правосудия.Суды приняли во внимание следующие смягчающие обстоятельства:– незначительная просрочка предоставления сведений – два календарных дня; – отсутствие у общества задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд; – отсутствие негативных последствия для бюджета.По мнению судей, штраф в размере 2 700 руб.

отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного учреждением правонарушения, связанного с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.Ссылка ПФР на то, что несвоевременное представление индивидуальных сведений создает существенные препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение, была отклонена, поскольку суд не освободил организацию от ответственности, признав факт наличия правонарушения со стороны страхователя, а снизил размер санкций, исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств и дискреционных полномочий суда. Кроме того, конституционные права граждан на получение пенсий обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор об уплате которых по настоящему делу отсутствует.В качестве примера обозначенного подхода судей к вопросу снижения штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств можно привести и Определение ВС РФ от 16.01.2018 № 307-КГ17-13851. В этом деле за представление сведений по форме СЗВ-М на пять дней позже установленного срока организация была привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 83 500 руб.

Пройдя ряд судебных инстанций, включая ВС РФ, организация смогла снизить сумму штрафа до 10 000 руб.Судебные инстанции при вынесении решений основывались на приведенных выше нормах действующего законодательства, признав в данном случае смягчающими обстоятельствами:– незначительный период просрочки представления сведений; – тот факт, что общество вину признает; – тот факт, что правонарушение совершено впервые; – тот факт, что правонарушение не повлекло для бюджета негативных последствий; – формальный характер состава правонарушения.При этом суд отметил, что общество от ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений не освобождено, следовательно, карательный и воспитательный смысл санкции в данном случае не утрачен.И такие примеры не являются единичными. Обобщив их, можно сказать: ВС РФ считает, что размер штрафа может быть уменьшен при наличии смягчающих обстоятельств. Возникает вопрос о том, что считать смягчающими обстоятельствами.

Выше приведены конкретные примеры обстоятельств, которые суд учел в качестве смягчающих. К ним можно добавить, например, следующие обстоятельства, признанные судами смягчающими (Определение ВС РФ от 13.02.2018 № 310-КГ17-22477 по делу № А48-7354/2016):– предоставление отчетности без нарушений сроков; – неприменение каких-либо финансовых и иных санкций в отношении страхователя ранее; – возникновение проблем при передаче данной отчетности через программу 1С, так как отсутствовало соглашение об электронном взаимодействии с ПФР.

Форма СЗВ-М была первой формой отчетности, которую организация передавала по электронным каналам связи. Ввиду отсутствия опыта работы с программой допущена просрочка сдачи отчетности.Таким образом, перечень смягчающих обстоятельств может быть самым разным в зависимости от конкретных обстоятельств.

Но страхователь должен доказать суду, что правонарушение было совершенно неумышленно.Что касается вопроса, насколько будет уменьшен штраф, однозначно ответить на него нельзя. Штраф может быть уменьшен и в два раза, и в 10 раз, и даже в 20 раз, и до определенной величины. Это зависит от конкретных обстоятельств дела и позиции судей.Но из приведенных правовых норм можно сделать главный вывод: уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств можно только в судебном порядке.

Однако надо учитывать, что ПФР отстаивает свою позицию до конца – вплоть до ВС РФ.Дополняющая форма СЗВ-МПредставители ПФР начисляют штрафы и тем страхователям, которые представляют форму СЗВ-М в установленный срок, а затем уже позже этого срока представляют дополнительные сведения. Сумма штрафа в подобном случае рассчитывается исходя из 500 руб. за сведения о каждом дополнительно представленном застрахованном лице.Приведенная ситуация рассматривалась в Определении ВС РФ от 12.03.2018 № 306-КГ18-91 по делу № А72-9072/2017.

Общество было привлечено к ответственности на основанииабз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде 2 500 руб.

штрафа по факту представления дополняющей формы СЗВ-М в отношении пяти застрахованных лиц.ПФР посчитал, что направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за пределами срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, свидетельствует о представлении неполных сведений о застрахованных лицах и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренногоабз. 3 ст. 17 упомянутого закона.Суды всех инстанций пришли к выводу о необоснованном привлечении заявителя к ответственности в отсутствие его вины в совершении вмененного правонарушения.

Суды учли факт самостоятельного выявления обществом ошибки и ее устранения путем направления дополняющей формы СЗВ-М в Пенсионный фонд.Доводы Пенсионного фонда о правомерном привлечении заявителя к ответственности обоснованно не приняты судами как не соответствующие положениям Федерального закона № 27-ФЗ, которые допускают возможность страхователя дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470.Но опять же отметим, что территориальные органы ПФР штрафуют страхователей за представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М, если ранее застрахованные лица не были представлены.

И доказать противоположное сегодня можно только в суде.Ошибка в форме СЗВ-МГоворя о судебной практике в отношении формы СЗВ-М, хотелось бы выделить Определение ВС РФ от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650 по делу № А43-13830/2017. Оно интересно не только тем, что ПФР готов штрафовать за любые неточности в форме СЗВ-М, но и тем, что первая судебная инстанция отказала страхователю и вынесла решение в пользу ПФР, при этом уменьшив сумму штрафа.

Последующие судебные инстанции, включая ВС РФ, признали решение ПФР неправомерным в целом.Суть дела заключается в следующем.

ООО было оштрафовано ПФР на сумму 48 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М. Организация представила сведения по форме СЗВ-М в установленный законом срок, но в графе 2 (отчетный период) вместо кода 08 (август) был указан код 07 (июль).

Впоследствии общество самостоятельно выявило, что отчет за август (отчетный период 08) выгрузился из бухгалтерской программы в программу электронного документооборота пенсионного фонда как отчет за июль (отчетный период 07), в связи с чем уже после установленного срока ООО направило сведения по форме СЗВ-М за август с указанием отчетного периода 08, данные не менялись.

При этом отчет за июль был представлен в установленном порядке. ПФР оштрафовал организацию за нарушение сроков представления сведений.Как указал суд апелляционной инстанции, с чем согласился и ВС РФ, при указанных обстоятельствах датой представления сведений по форме СЗВ-М за август следует считать дату первого представления сведений, то есть в установленный законом срок, в связи с чем ПФР неправомерно привлек общество к ответственности.Учитывая, что в электронной базе данных ПФР уже содержались сведения за июль, а представленные первоначально сведения в графе 3 (тип формы) содержали о, то есть

«исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период»

, ПФР мог и должен был выявить ошибку в указании периода, за который представлены сведения.Более того, обществом на акт проверки в адрес ПФР были направлены возражения с изложением обстоятельств исправления ошибки, факт получения которых отражен в решении ПФР.

Однако представленные возражения Пенсионным фондом не рассмотрены, оценка доводам общества не дана, что также свидетельствует о незаконности решения и отсутствии оснований для взыскания штрафа.* * *Как показала практика представления формы СЗВ-М, к данному вопросу надо относиться очень серьезно. Впрочем, как и к представлению всей остальной отчетности – и не только к соблюдению сроков представления формы СЗВ-М, но и к ее содержанию.

ПФР готов штрафовать работодателей за любую ошибку при подаче сведений о застрахованных лицах, не говоря уже о нарушении сроков их представления. И доказать свою правоту, снизить размер штрафов, которые весьма существенны, страхователи могут исключительно в судебном порядке.Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»Отправить другуОдним из основополагающих решений, которое фактически отменяет штраф за дополняющую СЗВ-М, является определение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2021 года № 306-ЭС19-23114.

Вот официальная ссылка на его полный текст.Кроме того, сдать в 2021 году дополняющую СЗВ-М без штрафа поможет постановление арбитражного суда:

  1. Уральского округа от 19.12.2019 по делу № А07-9848/2019;
  2. Центрального округа от 11.12.2019 по делу № А83-16224/2018.
  3. Дальневосточного округа от 13.12.2019 по делу № А37-1648/2019;
  4. Западно-Сибирского округа от 17.12.2019 по делу № А45-16549/2019;

Читать также23.04.2020Форма СЗВ-М представляет собой таблицу, где перечислены сведения обо всех застрахованных лицах: ФИО, номер СНИЛС и номер ИНН. Для успешной сдачи необходимо, чтобы сведения по всем работникам были указаны корректно. Если в отношении хотя бы одного сотрудника допущена ошибка (к примеру, указан неверный ИНН или СНИЛС), фонд отказывает в принятии отчета.Работодатель вынужден исправить ошибки в СЗВ-М и предпринять еще одну попытку.

Нередко вторая попытка не укладывается в установленный срок, и тогда инспекторы начисляют штраф. При этом величину санкции рассчитывают исходя из числа всех сотрудников, а не только тех, сведения о которых были исправлены.

Страхователи с этим не согласны, потому что, с их точки зрения, при расчете штрафа должны учитываться только работники с исправленными данными.Рассматривая подобные споры, судьи не могут прийти к единому мнению. Иногда они поддерживают инспекторов (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017; см.

«Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М: сколько придется заплатить, если исходный электронный расчет не был принят из-за грубой ошибки»

).Однако есть и положительные для страхователей решения.

Одно из них — постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. Судьи сделали вывод, что отчет, содержащий ошибочные сведения на отдельных застрахованных лиц, не считается несданным в полном объеме. Следовательно, нельзя начислять штраф исходя из количества всех сотрудников.

Не исключено, что и в других случаях победа останется за плательщиками.

По этой причине работодателям, как нам кажется, следует попробовать доказать свою правоту в суде.Все бухгалтерские документы подлежат детальному отражению в проводках. Начисленный штраф не является исключением, т. к. он тоже может быть отображен в бухучете.

Делается это так:

  1. Дт 99 Кт 69 – начисление штрафа;
  2. Дт 69 Кт 51 – оплата штрафа организацией.

Во избежание подобных начислений и наказаний требуется обеспечить своевременную сдачу отчетности с содержанием необходимого набора сведений.Дополнительная информация по штрафам при ошибках в заполнении или несдачи СЗВ-М представлены ниже на видео.Если вам ПФР выписал штраф за неточности в отчёте, а вы с ним не согласны, здесь может быть три варианта решения:

  1. Оплата штрафа в полном размере.
  2. Снижение штрафа;
  3. Отмена штрафа;

Закон не предусматривает возможности снижения или отмены штрафа.

Если фонд вам его выписал, вы можете либо согласиться с ним, либо оспорить штраф через суд. Последний уже и решает правомерность представителей государственной структуры.За недолгое существование программы СЗВ-М уже накопилась судебная практика по решению вопросов между страховыми фондами и представителями организаций.

Стоит отметить, что большинство решений было выдвинуто в пользу компаний, а не ПФР.Важно понимать, что чаще ошибки допускаются в крупных фирмах, в которых трудоустроено несколько десятков человек.

В маленьких компаниях этот риск снижается практически до нуля, а потому и штрафы здесь могут быть минимальные.

Если фирма маленькая, и начислен штраф в 500 рублей, то часто судиться с фондом у владельца предприятия нет желания.

Но в больших компаниях штрафы могут начисляться миллионами, а потому случаев судебных решений среди них намного больше. СЗВ-М представляет собой новый вид отчётности перед Пенсионным Фондом о сведениях по всем имеющимся сотрудникам.

Если ваше предприятие имеет наёмный персонал, то вы должны знать следующее:

  1. В форме СЗВ-М отражаются сведения о тех, кто находится в отпуске (оплачиваемом или нет);
  2. Если в отчётном периоде уволился сотрудник или принят новый, сведения по ним всё равно отражаются;
  3. Сдавать отчёт с пустой формой не допускается.
  4. Если сотрудник находится в декрете или на больничном – его также нельзя исключить из списка;
  5. В бланк не попадают сведения об иностранных гражданах, которые временно трудятся в организации и лицах, ведущих частную практику по вопросам права (если ваше ИП работает в юридической сфере, то отчёт сдавать не нужно);
  6. Если в компании нет ни одного наёмного работника, форма всё равно должна подаваться в страховой фонд (если у вас ИП, в котором кроме вас никто не зарегистрирован, – это не освобождает вас от сдачи отчётности);
  7. Даже если за месяц не было никаких выплат наёмному работнику, информация о нём фиксируется в отчётности;
  8. В бланке учитывают сотрудников с любой формой трудоустройства (по трудовому, лицензионному, гражданскому и другим видам договоров. Сюда же относятся и работники по совместительству);

Отметим, что мнение чиновников противоречит сложившейся судебной практике. Так, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2018 по делу № А07-16149/2017, где рассматривалось, будет ли штраф за дополняющую форму СЗВ-М, суд встал на сторону предпринимателя и отказался назначать штраф за подачу дополняющих данных с опозданием.Судьи подчеркивают, что по закону санкции грозят страхователям в том случае, если неполные или недостоверные данные обнаружены при проверке. Но наказывать за добровольное выявление и исправление ошибок недопустимо.

Кроме того, дополняющая СЗВ-М без штрафа может быть сдана, если работодатель уточнил (исправил) ранее поданные сведения на работников в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.В Постановлении суда также подчеркивается, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует

«вследствие самостоятельного устранения ошибки в предоставленных сведениях»

.С такой позицией соглашается и Верховный суд.

Рассматривая дело № А73-910/2017, судьи обратили внимание на несколько моментов.

Во-первых, предприниматель выявил нарушение самостоятельно, а значит, его надо рассматривать как добропорядочного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, законом не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту предоставленных сведений, прежде чем нарушение обнаружит ПФР.

Поэтому наказание за предоставление в Пенсионный фонд достоверных сведений, пусть и дополнительных, пусть и после установленного срока, — это формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, что является недопустимым, акцентирует свою позицию ВС РФ.Еще одно важное решение суда, о котором должны знать работодатели, — Постановление КС РФ от 04.02.2019 № 8-П. По закону, за нарушение сроков подачи формы СЗВ-М страхователям грозит штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо.

Это предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ об индивидуальном персучете. Вместе с тем наказание за это правонарушение прописано и в ст.

15.33.2 КоАП РФ: за него должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Конституционный суд указал, что за одно и то же правонарушение нельзя привлекать к ответственности дважды. В Постановлении от 04.02.2019 № 8-П сказано, что ст.

15.33.2 КоАП признана не соответствующей Конституции РФ и подлежит пересмотру.

Когда именно законодатели исправят кодекс, сказать сложно, но работодатели должны знать, что фактически КС РФ запретил штрафовать их по ст. 15.33.2 КоАП РФ.Напомним, после того, как в 2021 году страховые взносы стали контролировать налоговые органы, в ведении Пенсионного фонда остался только персонифицированный учет. Для контроля страхователей и количества работников, имеющихся у них, а также стажа работающих граждан для дальнейшего назначения пенсий была введена форма СЗВ-М.

Ее необходимо сдавать регулярно не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если сроки предоставления дополняющих сведений по СЗВ-М будут нарушены, работодателей наказывают.