Уголовная ответственность за антикоррупционную



Уголовная ответственность за антикоррупционную

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции .

Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или, тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на Министерства внутренних дел или Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут? Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров? В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы. При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки. Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.

рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года. И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами?

А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление.

Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки. Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих?

Что им грозит за сокрытие информации? По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение.

А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства. Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

  1. 24.01.2019
  2. 13.08.2018

Кроме того, состояние должностных лиц теперь контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, на минувшей неделе мы приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их иметь. Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над совершенствованием антикоррупционного законодательства. Она носит уже скорее точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное, устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение – чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности привлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросов остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы. Копировать ссылку

  1. 13.08.2018
  2. 24.01.2019

Ответственность за коррупционные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

Райгородский В.Л.

Ответственность за коррупционные правонарушения Коррупция в последние годы стала практически неотъемлемой частью социальной, экономической и правовой действительности современной России. Многие ожидания нации, связанные с демократическими преобразованиями, оказались обманутыми в результате неспособности государства и общества найти в себе силы для преодоления механизма коррупционного разложения*.

Приоритетным направлением борьбы с коррупцией должно быть ее предупреждение, которое в современных условиях требует системного подхода, т.е.

реализации комплекса мер политического, экономического, психологического, правового и организационного характера, направленных на устранение, минимизацию, нейтрализацию криминогенных факторов, порождающих это разрушительное и опасное явление. Эффективное противодействие коррупции возможно только при комплексном использовании экономических, политических, социальных, информационно-пропагандистских и правовых мер.

Однако можно констатировать, что многие из запланированных антикоррупционных мер, содержащихся в различных нормативных правовых актах, не носят комплексного характера.

Основная причина заключается в том, что такие меры были предложены без проведения глубокого анализа взаимосвязи норм действующего законодательства. В соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3

«Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения»

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 13 определение понятию «коррупционное правонарушение» не дано, но в определении понятия «коррупция» перечислены противоправные действия, являющиеся наиболее рельефным проявлением коррупции, — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп.

Однако за указанные деяния предусмотрена уголовная ответственность, в то время как в ч. 1 комментируемой статьи говорится и о других традиционно выделяемых видах юридической ответственности.

Комментируемая статья содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об ответственности.

Это означает, что за совершенное деяние виновное лицо подвергается уголовной или административной ответственности, а также гражданско-правовой и дисциплинарной. Круг таких лиц ничем не ограничен — это могут быть как государственные и муниципальные служащие, так и иные физические лица — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Указание на такое широкое основание привлечения к ответственности, как законодательство Российской Федерации, свидетельствует о разнообразных нормативных источниках — федеральных и региональных законах, муниципальных правовых актах.

Необходимо обратить внимание на коллизию комментируемой нормы с законодательством о гражданской службе, которое допускает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации

«в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»

.

Иными словами, ответственность за непредставление сведений о доходах, за нарушение запретов, связанных с гражданской службой (ст. 17), может устанавливаться только федеральными законами.

Таким образом, у субъектов РФ имеются весьма ограниченные возможности по установлению ответственности за коррупционные правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 13 физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями УК РФ.

Следует отметить, что Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных уголовных составах, причем не все они объединены в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов службы и службы в органах местного самоуправления».
Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных уголовных составах, причем не все они объединены в главе 30

«Преступления против государственной власти, интересов службы и службы в органах местного самоуправления»

.

Таким образом, в действующем законодательстве родовое понятие анализируемых преступлений (очевидно, по причине их разноплановости) не выработано.

Однако это вовсе не означает, что такие деяния, как злоупотребление должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.

289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч.

1 ст. 309 УК РФ) и др., не объединены общими для всех признаками. Законодатель в данном случае ограничился лишь исчерпывающим перечнем форм этих деяний, выделив каждый из составов в самостоятельную норму с точным описанием признаков каждого из них.

Непременным условием объективизации уголовно-правовой сущности деяний является, как известно, раскрытие социально-экономической сущности законодательных положений, а также их трактовка в полном соответствии с принципами и определяющими институтами как отрасли, так и науки уголовного права. При определении правовой природы коррупционных преступлений должны быть учтены, во-первых, исторический опыт России по регулированию общественных отношений, связанных с противодействием соответствующим деяниям, во-вторых, не менее ценный опыт, приобретенный в этой же области экономически развитыми странами, в-третьих, сложившаяся на современном этапе отечественная судебно-следственная практика борьбы с преступлениями такого рода.

Необходимо отметить, что уголовно-правовая природа вреда заключается в посягательстве на жизненно важные для развития общества социальные ценности. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Вместе с тем определенную сложность представляет не только вопрос о природе вреда преступных посягательств, но и о его взаимосвязи с другими социальными и правовыми явлениями.

Актуальность вопроса обусловлена и тем, что вред имеет многоплановое уголовно-правовое значение.

Кроме того, данная проблема тесно связана с вопросами общей системы права и уголовного права, в частности. Главное, однако, состоит в том, что систематика уголовного законодательства определяет объем и пределы уголовно-правовой охраны, характеризует общественную опасность и социальную сущность каждого конкретного преступления, определяет социальную направленность преступления и его юридические признаки.

Законодатель считает общественно опасным уже сам факт виновного, т.е. вполне адекватно воспринятого лицом, получения ценностей за совершение конкретных действий. Должностное лицо, используя полученные ценности незаконным путем, да и просто обладая ими, стало объективно вредоносно для системы, элементом которой оно является, т.е.

Должностное лицо, используя полученные ценности незаконным путем, да и просто обладая ими, стало объективно вредоносно для системы, элементом которой оно является, т.е.

стало коррумпированным чиновником. Если говорить конкретно о реализации понятия коррупции в уголовном праве, то следует согласиться с мнением, согласно которому рассматриваемый феномен представляет собой явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных целях.

Уголовное право берет под свою охрану эти объекты при наиболее опасных формах посягательств, например: в случаях получения взятки (ст. 290 УК РФ); дачи взятки (ст. 291 УК РФ); служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) и т.д. Менее опасные нарушения (например, предоставление государственной или муниципальной структурой контракта без тендера, проявление местничества, протекционизма и пр.) охраняются либо нормами морали, либо иными отраслями права.

Следовательно, отнесение определенных благ (интересов) к категории охраняемых уголовным правом вовсе не превращает любое из посягательств на эти блага (интересы) в уголовно наказуемое.

Таковыми становятся лишь предусмотренные уголовным законом наиболее опасные формы противоправных деяний.

Социальная функция и служебная роль уголовного права заключается главным образом в охране социально-экономических отношений, связанных с деятельностью должностных лиц и лиц иных категорий, наделенных властными полномочиями. Таким образом, объектом рассматриваемых преступлений является обеспечиваемая обществом и соответствующая его интересам деятельность или состояние субъектов социально-экономических отношений.

Таким образом, объектом рассматриваемых преступлений является обеспечиваемая обществом и соответствующая его интересам деятельность или состояние субъектов социально-экономических отношений. Особенностью коррупционных преступлений является, прежде всего, многоликость должностного или служебного злоупотреблений, которые полностью или частично, временно или навсегда затрудняют реализацию законных интересов тех или иных физических или юридических лиц, вынужденных в своей жизни и деятельности соприкасаться со статусными полномочиями чиновников.

Ради охраны интересов потенциальных потерпевших и должны быть задействованы средства уголовного законодательства.

В качестве задачи уголовно-правовой науки можно поставить не только определение характера и точного соизмерения (на основе соответствующих исследований) степени общественной опасности каждого из деяний, но и установление соответствующего его характеру места в единой классификации среди прочих преступлений. В литературе и, очевидно, вполне обоснованно, предлагается разделить всю совокупность коррупционных преступлений на две группы: публичные и непубличные.

К первой группе отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст.

290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст.

304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ); а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенное с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ). При наличии корыстной или иной личной заинтересованности — превышение должностных полномочий (ст.

286 УК РФ). Во вторую группу включены: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст.

202 УК РФ); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст.

304 УК РФ). Представляя характеристику основного непосредственного объекта, важно отметить, что в посягательстве на основной объект заключается социальная сущность данного преступления.

Дополнительным непосредственным объектом преступления являются те общественные отношения, посягательство на которые не составляет сущности данного преступления, но которые этим преступлением нарушаются или ставятся в опасность наряду с основным объектом. Классификация непосредственных объектов преступления имеет не только существенное теоретическое, но и практическое значение для квалификации деяния. Значение это заключается, прежде всего, в том, что квалификация деяния производится исключительно по основному непосредственному объекту.

Поэтому важно из всех объектов, которые этим преступлением нарушаются, выделить основной объект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В коррумпированных отношениях усматривается корпоративный или по меньшей мере узко групповой «интерес» либо корыстный, или иной личный «интерес» конкретных должностных лиц, удовлетворяемый в рассматриваемых случаях незаконным путем.

Символами такого интереса являются те или иные предметы преступления. Сложнее оценить действия, которые сами по себе не могут иметь стоимостного выражения, однако влекут в итоге обогащение лица.

Не могут рассматриваться в качестве предметов данного преступления иные услуги, например, устройство сына или дочери в институт, услуги интимного характера и т.п., т.к. такого рода услуги тоже не могут иметь имущественного характера. Сложность на практике возникает и при разграничении взятки и коммерческого подкупа от подарка в случае, предусмотренном ст.

575 ГК РФ, в соответствии с которой допускается дарение обычных подарков стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи выполнением ими служебных обязанностей, а также в отношениях между коммерческими организациями. Данный вопрос также должен быть разъяснен в руководящем постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Далее следует обратить внимание на то, что суды не всегда соблюдают требования ст.

169 ГК РФ, согласно которой в случае исполнения сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности хотя бы одной стороной, все полученное по сделке взыскивается в доход Российской Федерации. На это же ориентирует и Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г.

№ 4, в котором разъяснено, что изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ст. 86 УПК РСФСР. Помимо отмеченного, нельзя также не обратиться к вопросу о размере предоставляемых благ и преимуществ должностному лицу, как одной из составляющих уголовно-правовой характеристики анализируемых деяний, так как эти предоставляемые блага и преимущества имеют прямую зависимость от осуществляемых услуг должностным лицом, вне зависимости от того, «взятка-подкуп» это или «взятка-благодарность», поскольку в конечном счете представляют своеобразный расчет, плату.

В УК РФ не оговорен минимальный размер взятки. Однако ст. 575 ГК РФ (п. 2) разрешила государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей.

Переходя к характеристике особенностей объективной стороны по коррупционным деликтам, можно отметить следующее: основываясь на традиционном представлении о данной части состава как совокупности признаков, характеризующих внешнюю сторону преступлений, и в связи с достаточной сложностью и многообразием форм данной преступной деятельности можно заключить, что такие деяния совершаются как активными способами (действие), так и пассивными (бездействие), хотя и преобладают первые.

Исходя из особенностей составов данной группы, для норм с материальными составами диспозиций предусматривается полный набор обязательных признаков объективной стороны (деяние, причинная связь и общественно опасные последствия) и только деяние — для формальных. В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством в примечании к ст.

291 УК РФ законодатель предусматривает возможность освобождения лица, давшего взятку, от уголовной ответственности, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При этом мотив, которым руководствуется заявитель, не имеет значения для освобождения от ответственности.

Следует отметить, что освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного заявления о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

Анализ мотивов поведения взяткодателя также показывает, что, в отличие от провокатора, он посредством передачи взятки должностному лицу преследует свои определенные цели, отнюдь не связанные с намерением изобличить взяткополучателя. Поэтому для побуждения его к явке с повинной должны быть серьезные стимулы, которые по своей весомости превосходили бы те интересы, ради которых он прибег к даче взятки.

В противном случае заявителю невыгодно сообщать властям о даче взятки: хотя он и освобождается в этом случае от ответственности за преступление, но теряет то благо, ради которого давал взятку. Законодатель не рассматривает явившихся с повинной взяткодателей как совестливых, искренне раскаивающихся граждан (хотя и не исключает такой возможности). Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления.

Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Таким образом, определена юридическая судьба ценностей, передаваемых такими лицами взяткодателям с ведома правоохранительных органов в целях задержания преступников с поличным.

В данной ситуации передача ценностей является лишь имитацией взятки, осуществляемой без намерения вовлечь должностное лицо в незаконное использование им своего служебного положения в интересах дающего. Вследствие этого действия лица, передающего ценности, не являются опасными.

Поэтому справедливо, что деньги и иные ценности, использованные при этом для имитации взятки, будут возвращены лицу, у которого она вымогалась взяткополучателем. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. Второй наиболее знаковой нормой, указывающей на коррупционный характер деяния, является, по всей видимости, ст.

204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Данная норма отличается от ст. 190 как по субъекту преступления, так и по кругу охраняемых ценностей.

И хотя юридико-технически она построена аналогично статьям, устанавливающим ответственность за дачу и получение взятки, законодатель, однако, указывает существенные различия между коммерческим подкупом и взяткой.

Они определяются спецификой деятельности взяткополучателей как субъектов публичного права, выступающих от имени государства, и лиц, в отношении которых осуществляется коммерческий подкуп, как субъектов частного права, выступающих в качестве участника договорных или иных отношений, складывающихся в процессе гражданско-правовой деятельности, но подчиняющихся требованиям публичного права. Правоприменительная практика вскрыла и иные «шероховатости», связанные с несовершенством конструкций составов. Например, в УК РФ, как известно, включено несколько составов, устанавливающих ответственность за злоупотребление полномочиями: ст.

201 «Злоупотребление полномочиями» и ст.

285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Эти составы, как известно, отличала сфера применения. Первый из них относится к негосударственной сфере, второй применяется при злоупотреблении полномочиями государственными должностными лицами.

Субъектами совершения преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, являются выполняющие управленческие функции в коммерческой организации независимо от ее формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Проблемные ситуации связаны также с вопросом о том, следует ли относить к государственным предприятиям организации со смешанной формой собственности (одним из собственников является государство). Опираясь на уголовный закон, можно сказать: если данная организация является коммерческой, то лица, обладающие управленческими функциями и совершающие злоупотребления полномочиями в данной организации, должны нести ответственность по ст. 201 УК РФ. Но если лицо еще и обладает признаками должностного лица, то оно должно нести ответственность по ст.

285 УК РФ. Все отмеченное выше позволяет сделать следующие выводы: — обобщенная уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений может не только способствовать уяснению сущности и правовой природы анализируемых видов преступлений, но и должна иметь прикладное значение; — практика конструирования составов коррупционных преступлений должна отвечать требованиям «технологичности» и эффективного правового регулирования; — уголовное право берет под свою охрану жизненно важные объекты при наиболее опасных формах посягательств, например: в случаях получения взятки (ст. 290 УК РФ); дачи взятки (ст. 291 УК РФ); служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) и т.д. Менее опасные нарушения (например, предоставление государственной или муниципальной структурой контракта без тендера, проявление местничества, протекционизма и пр.) охраняются нормами морали или иными отраслями права; — любое из коррупционных преступлений связано с эксплуатацией служебного статуса (статусная рента); — всю совокупность коррупционных преступлений наиболее целесообразно поделить на две группы: публичные и непубличные коррупционные преступления; — признаки объективной стороны данной группы преступлений для законодателя послужили основанием не только для разграничения преступных деяний, но и в ряде случаев — для отграничения от административных, дисциплинарных и гражданско-правовых деликтов; — все коррупционные преступления являются умышленными, и в большинстве случаев уголовная ответственность связана не с наступлением определенных последствий, а с самими действиями.

См.: Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис, 2009. С. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 3.

Меры ответственности за коррупционные правонарушения

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Дана научно обоснованная систематизация лиц, в отношении которых могут применяться меры юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Автором предложено расширить круг лиц, которые могут быть субъектами коррупционной деятельности за счет представителей общественных организаций и иных граждан, которые в силу своей деятельности могут влиять на принятие политических, административных и общественно значимых решений.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Наряду с регулярным мониторингом эффективности и совершенствованием существующих мер юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений, организацией антикоррупционной пропаганды и проведением мероприятий по антикоррупционному просвещению граждан, в том числе государственных служащих, одним из перспективных направлений противодействия коррупции является внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти новых технологий, к числу которых относится ротация государственных гражданских служащих. Целью настоящей статьи является изучение ротации как способа противодействия коррупции путем обращения к сравнительному и системному методам научного исследования, выявление имеющихся пробелов и проблем в правовом регулировании и предложение возможных способов их устранения. Применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Основные составы преступлений коррупционной направленности перечислены в Федеральном законе «О противодействии коррупции», где указано, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

В настоящее время с учетом требований антикоррупционного законодательства, сложившейся правоприменительной практики и международных обязательств Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел России утвержден перечень преступлений коррупционной направленности. В соответствии с вышеприведенным перечнем к преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки: — наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением); — связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; — наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); — совершение преступления с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды. В частности, это дача взятки или коммерческого подкупа, где субъектом может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, независимо от занимаемой им должности либо вообще являющееся безработным. Нередко к уголовной ответственности привлекаются и граждане, совершившие дачу взятки должностному лицу за совершение определенных действий (бездействия) в свою пользу.

Законодательство в сфере противодействия коррупции постоянно совершенствуется и государством принимаются меры по ужесточению ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter Адрес страницы, содержащей ошибку:* Неверно заполненное поле Текст, содержащий ошибку* Неверно заполненное поле Ваш браузер* Internet Explorer 6.x Internet Explorer 7.x Internet Explorer 8.x Mozilla FireFox 1.x Mozilla FireFox 2.x Mozilla FireFox 3.x Opera Google Chrome Apple Safari 2.x Apple Safari 3.x Другой браузер Неверно заполненное поле Правильный текст или предложения по улучшению* Неверно заполненное поле Имя пользователя* Неверно заполненное поле E-mail пользователя* Неверно заполненное поле Текст сообщения* Неверно заполненное поле IP адрес* Неверно заполненное поле Код безопасности *

Виды ответственности за коррупционные правонарушения

» Коррупционная деятельность является одним из серьезных преступлений, за которое предполагается административная и уголовная ответственность.

Государство предпринимает различные меры для борьбы с коррупцией, но, несмотря на жесткое наказание, до сих пор данное явление считается большой проблемой для общества.

Содержание Какая существует ответственность за коррупционные правонарушения, как выявляются незаконные действия, что может быть их профилактикой?

Данные вопросы интересуют разные слои населения, ведь с коррупцией приходится сталкиваться даже на уровне самых мелких чиновников и должностных лиц. Коррупцией называется комплекс правонарушающих действий, которые вредят авторитету государственной власти.

Как преступление она проявляется в получении лицами, занимающими определенные должности, благ за их действия, которые нарушают служебные интересы.

Коррупционные преступления могут совершать лица и на госслужбе, и на должностях в коммерческих, некоммерческих организациях, исполнительных структурах, законодательных органах.

Юридическая норма выделяет несколько видов коррупционных правонарушений, в связи с чем и рассматривается наказание за коррупцию:

  1. Распространенный вид коррупции, который совершается даже на самых мелких должностях, это взяточничество. Чиновник, должностное лицо берет определенные материальные блага (или нематериальные) взамен совершаемых им действий, расходящихся с интересами службы. Он не только берет взятку, но и нарушает еще и свои должностные обязанности из-за выгоды.
  2. Серьезным коррупционным действием считается и вымогательство. Нарушитель требует от другого лица передать ему те или иные ценности или же права на них. Требование происходит в виде вымогательства, даже с угрозами, в том числе и физической расправы.
  3. Известный вид коррупции – мошенничество, при котором ценности отбираются у собственника или материального ответственного лица при помощи обмана, злоупотребления доверием.
  4. Злоупотребление своими полномочиями – такое преступление совершают лица, которые имеют даже малейшую власть на своей должности.
  5. Должностные и ответственные лица, которым доверено имущество, используют его в своих целях и интересах, для получения личной выгоды или прибыли. Такое имущество может продаваться, передаваться третьему лицу – в любом случае присутствует факт правонарушения.
  6. Материально ответственные лица могут совершать такой вид коррупционных действий, как присвоение и растрата ценностей.

Выше перечислены основные виды коррупционных действий, но к этому типу преступления можно отнести и некоторые другие явления:

  • Фаворитизм – этим термином называют покровительство на службе определенных работников, которые не являются родственниками.
  • Распространенное явление «кумовство». Должностное лицо покровительствует своим родственникам, позволяя им продвигаться в карьере, получать выгоду от работы, иметь другие преимущества по сравнению с сотрудниками, несмотря на отсутствие законных оснований для этого.

Данные действия редко получают юридическую оценку и наказание, так как мало желающих заявлять о них в правозащитные органы.

Такое преступление, как коррупция, в Уголовном Кодексе не указывается.

Но в нем есть статьи, предусматривающие серьезное наказания за действия, которые можно отнести к коррупционным:

  1. Статья 201 определяет наказание за злоупотребление полномочиями.
  2. По статье 290 можно получить уголовное наказание за взяточничество, вымогательство денежных средств за определенные действия на занимаемой должности.
  3. За коммерческий подкуп лицо может быть осуждено по статье 204.

Возможна уголовная ответственность не только за получение, но и за дачу взятки, с учетом статьи 291.

по данным статьям рассматривается с учетом того, какую должность занимать нарушитель.

ВНИМАНИЕ! Также существует статья 141 УК РФ, по которое определяется уголовная ответственность за создание препятствий в осуществлении избирательных прав. Рассматриваются именно те случаи препятствования, которые связаны с подкупом, с использованием возможностей служебного положения.

Это серьезное преступление, к сожалению, не редкое для данного времени. И за такое правонарушение судом может быть назначено несколько видов наказания:

  • Среди самых суровых наказаний – арест до шести месяцев, лишение свободы до пяти лет.
  • С виновного может быть взыскан штраф в размере зарплаты за год или два года. Также штраф может равняться сумме другого дохода за указанный период.
  • Присуждается штраф от 100 тысяч до 300 тысяч.
  • Могут быть присуждены обязательные работы в течение 480 часов, исправительные работы до двух лет, принудительные работы до пяти лет.

Еще одна статья УК, предусматривающая наказание за коррупцию, в частности за мошенничество с использованием своего служебного положения, — это статья 159, часть 3.

По этой статье и другим, связанным с коррупционными действиями, также предусматриваются разные типы наказания – от штрафов до лишения свободы.

Как можно быть наказанным, если правонарушение квалифицируется по статье 290 УК, она называется «Получение взятки»?

  1. Также можно лишится свободы на три года, уплатив еще при этом штраф в сумме взятки, умноженной двадцатикратно.
  2. Назначаются исправительные работы до двух лет, принудительные до пяти лет. Одновременно нарушитель снимается с должности и не может работать на госслужбе несколько лет.
  3. Можно заплатить штраф один миллион рублей, штраф в сумме зарплаты за год или два. Для начисление может быть рассмотрена и сумма взятки, умноженная десятикратно или пятидесятикратно. Дополнительно правонарушитель лишается права работать на должностях государственной службы в течение трех лет.

Штраф, принудительные работы, лишение свободы на два года – эти меры наказания могут применяться и к тому, кто сам дал взятку. Среди юридических документов, которые обговариваются в последнее время, есть и новый закон о наказании за коррупцию.

Вернее, это изменения в статьи, которые уже приняты в Уголовном кодексе.

Предполагается изменение наказания для чиновников-взяточников.

Предлагается заменить лишение свободы принудительными работами.

Должностные лица за совершение коррупционных правонарушений могут нести и административную ответственность. Меры ее определены в нормах КоАП, а также в статьях ГК РФ. В данном случае рассматриваются коррупционные действия в рамках отношений между гражданами (организациями) с одной стороны, и структурами власти с определенными полномочиями с другой стороны.

Действия, подразумевающие коррупционные нарушения, могут быть наказаны по следующим статьям:

  • По статье 19.28 осуждается противоправное награждение, которое было совершено намеренно юридическим лицом.
  • Использование служебной информации в целях корыстного характера рассматривается статьей 15.21.
  • Статья 13.11 КоАП рассматривает нарушение норм хранения, сбора, использования персональной информации.
  • Статья 13.14 определяет наказание ха разглашение данных с ограниченным доступом.
  • За привлечение госслужащего к трудовой деятельности, что расходится с законом, будет применено наказание по статье 19.29.

При получении подарка на сумму 3-х тысяч рублей лицом, которое находится на государственной должности, применяется мера наказания по статье 575 ГК РФ.При этом не имеет значение уровень государственной службы, он может быть федеральным, региональным. Коррупция, как вид преступления, не остается вне внимания государства и органов, отвечающих за соблюдение законов.

ВНИМАНИЕ! На уровне правительства постоянно разрабатываются отдельные меры и даже целые программы, которые должны сделать борьбу с коррупционными правонарушениями эффективной и действенной.

Уже разработан целый ряд профилактических действий, которые должны снизить количество фактов коррупции в стране на самых разных уровнях:

  1. Важно, чтобы среди физических лиц существовало понятие о личной ответственности за совершение коррупционных действий. Ведь даже небольшая взятка врачу или учителю – это такое же правонарушение, как и коррупция на уровне высоких должностей.
  2. Одна из мер – проведение разъяснительной работы среди населения. Оно должно знать разрушительную силу коррупции для государства, виды ответственности за данное правонарушение.
  3. Имеет большое значение общественный и парламентский контроль над любыми фактами совершения коррупции, контроль над доходами и расходами должностных лиц.
  4. Такие лица должны также знать о видах ответственности за коррупционные действия. Они могут быть не просто уволены при их совершении, но и наказаны по статьям административной или уголовной ответственности.
  5. Экспертиза существующих актов и законопроектов по теме коррупции. При необходимости в них вносятся изменения, благодаря которым законодательство в сфере коррупционных действий становится более эффективным.
  6. Эффективная мера профилактики коррупции – строгий подход к отбору кандидатов на любые должностные места. Устанавливаются строгие требования к тем, кто претендуют на службу в государственных органах, органах муниципальной власти, на госслужбу.
  7. Структуры власти на уровне государства, федерации, регионов периодически рассматривают практику применения судебных решений в делах, связанных с коррупцией. Если при рассмотрении органы и структуры, обладающие властными правомочиями, выявляют недочеты, должны быть выработаны шаги по их устранению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Подписание соглашения по КАСКО или ОСАГО позволяет автовладельцу рассчитывать на то, что при ДТП он получит Садоводческое некоммерческое товарищество представляет собой объединение владельцев земельных участков, расположенных на одной территории. Такое Подключение участка в садовом некоммерческом товариществе (СНТ) к электросети значительно повышает комфорт и удобство Подписание договора между автовладельцем и страховой компанией подразумевает возможность при ДТП получить выплаты для компенсации ущерба.