Заказчик по договору транспортной экспедиции



О договоре транспортной экспедиции


Перед любой компанией, которая решила импортировать товары, произведенные на территории другого государства, встает вопрос о доставке данного товара на свою территорию для будущей реализации. Соответственно от импортера (грузополучателя или грузоотправителя) требуется совершение ряда юридических и фактических действий, а именно заключения договора перевозки, погрузка-разгрузка транспортных средств, проверка количества и состояния груза, маркировка, упаковка, растаможка груза и так далее. Любой субъект предпринимательской деятельности может сам осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению компании, которая специализируется на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

В данной статье мы рассмотрим основные нюансы договора транспортной экспедиции. Смысл договора транспортной экспедиции состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей, от операций, которые не свойственны их основной коммерческой деятельности, а именно операций связанные с отправкой, перевозкой и получением грузов. Именно транспортно-экспедиторская компания берет на себя решение таких вопросов как: выбор оптимального варианта способа грузоперевозки, оформление заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата необходимых провозных платежей по пути следования автотранспорта, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и других операций.

Транспортная компания может взять на себя упаковку и маркировку груза, складирование и совершение других операций с грузом. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующие договор транспортной экспедиции являются Гражданский Кодекс РФ, глава 41, а также Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги. В статье 801 Гражданского договора РФ сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности. Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент.

Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Данный договор является двусторонним, консенсуальным и возмездным. Срок действия договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон.

Для выполнения разовых поручений транспортно-экспедиторские компании заключают краткосрочные договоры.

Если же перевозки носят регулярный характер, соответственно заключают долгосрочные.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме в соответствии с п. 1 ст. 802 Гражданского Кодекса РФ.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. Экспедитор — это юридическое лицо, которое выполняет или организует транспортно-экспедиторские услуги в соответствии с заключенным договором. Экспедиторская деятельность не является лицензируемой, соответственно может осуществляться любым субъектом предпринимательской деятельности без получения лицензии.

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг.

Законодательство различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным услугам относятся: организация перевозки груза транспортным средством по маршруту, который выбрал экспедитор или клиент; заключение от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (п.
К основным услугам относятся: организация перевозки груза транспортным средством по маршруту, который выбрал экспедитор или клиент; заключение от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (п.

1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе. Содержание транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента.

К обязанностям экспедитора относятся: по согласованию с клиентом и на основании предоставленных клиентом данных о грузе определить маршрут, стоимость, способ и сроки перевозки; осуществить страхование груза по требованию Заказчика; сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных; выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг; обеспечить оформление необходимых для перевозки документов. При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза). Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч.

2 ст. 803 ГК РФ). В соответствии со ст.

806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора. К обязанностям клиента относятся: Круг обязанностей клиента установлен ст.

5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов; Своевременно предоставлять экспедитору документы и сведения о грузе, соответствующие требованиям законодательства, подлинные, достоверные и достаточные для их использования в соответствии с условиями договора и необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора). Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе: не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации; требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке.

В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

(Пост. Правительства РФ от 08.09. 2006г.). Одним из таких документов является поручение экспедитору. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, объеме, весе, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме. Перечень экспедиторских документов, приведенный в п.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п.

5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора и расходы по организации перевозки, которая определяется соглашением сторон.

Международная перевозка грузов является достаточно сложным мероприятием как с точки зрения организации бизнес-процессов, так и с точки зрения нормативно-правового регулирования. Обратившись в компанию ТМГ, вы можете рассчитывать на полное выполнение обязательств по транспортно-экспедиторскому договору в соответствии с действующим законодательством.
Обратившись в компанию ТМГ, вы можете рассчитывать на полное выполнение обязательств по транспортно-экспедиторскому договору в соответствии с действующим законодательством.

  1. Европаллеты (европоддоны) — общая информация
  2. Инкотермс

Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков

15 сентября 2020366 прочитали2,5 мин.638 просмотров публикацииУникальные посетители страницы366 прочитали до концаЭто 57% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияВ соответствии со статьей 80 ГК РФ по такому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза и выполнение связанных с этой перевозкой услуг.

К ним могут относиться погрузо-разгрузочные операции, охрана и сопровождение груза, оформление необходимых документов и таможенных формальностей, хранение и другие услуги.Клиентом экспедитора может быть как отправитель груза, так и его получатель.Перевозку и сопутствующие услуги экспедитор может выполнить сам или привлечь соисполнителей. Поэтому договор транспортной экспедиции может включать в себя элементы других самых разнообразных договоров.Если экспедитор сам перевозит груз по всему маршруту или только по его части, то эти его отношения с клиентом определяются по правилам договора перевозки.

При выполнении экспедитором сопутствующих услуг вступают в силу условия договора возмездного оказания услуг. А если для перевозки груза или оказания отдельных услуг экспедитор заключает договоры с другими исполнителями, то его отношения со своим клиентом строятся уже на основе посреднического договора (агентирования).Поэтому состав документов, сопровождающих транспортную экспедицию, весьма широк и зависит от конкретного состава услуг.Рассмотрим эти документы подробно для каждого случая.Если экспедитор сам является перевозчикомЕсли экспедитор везет груз самостоятельно по всему маршруту или частично, например до железнодорожной станции, то он выступает обычным перевозчиком и его отношения с клиентом в части собственного транспорта регулируются правилами договора перевозки.

Поэтому документы, которые оформляются в отношении такой перевозки, определяются именно этими правилами. Например, при перевозке автотранспортом транспортным документом является товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т.Если клиентом по договору транспортной экспедиции выступает грузоотправитель, то он сам выписывает товарно-транспортную накладную и передает ее экспедитору.

Если же транспортно-экспедиционные услуги заказывает получатель груза, то товарно-транспортную накладную выписывает экспедитор на основании информации, которую ему должен предоставить клиент, и сопроводительных документов, получаемых от отправителя груза.Если экспедитор привлекает стороннего перевозчикаВ тех случаях, когда экспедитор заказывает перевозку у другой транспортной организации, он сам выступает в качестве грузоотправителя. Если необходимо, клиент должен передать экспедитору доверенность (п.

2 ст. 802 ГК РФ). Соответственно, выступая заказчиком в договоре перевозки, экспедитор должен обеспечить получение от перевозчика всех необходимых подтверждающих документов по этой перевозке.При проверке перевозочных документов в этом случае налоговики обращают внимание на то, кто указан в качестве грузоотправителя. Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта РФ, грузоотправителем считается лицо, которое выступает стороной договора перевозки от своего имени либо от имени владельца груза.В нашем случае это экспедитор.

Поэтому в транспортных документах именно экспедитор должен быть указан в качестве грузоотправителя. Аналогичные требования есть и в документах, регулирующих перевозки другими видами транспорта.Проблема может возникнуть у покупателя товара, если он получит транспортный документ, где в качестве грузоотправителя указан экс­педитор, а в счете-фактуре на товар в качестве грузоотправителя указан продавец этого товара.

В такой ситуации покупатель может потерять право на вычет НДС по этому товару, причем суды иногда поддерживают в этом вопросе налоговиков.Так, например, ОАО «Усть-Илимский деревообрабатывающий завод» приобрело лес у ООО «Агропромышленное предприятие “Глория”». Доставку леса в железнодорожных вагонах организовал экспедитор — ЗАО «Холдинг “МТК-Центр”». Он же и был обозначен в железнодорожной накладной в качестве грузоотправителя.

А в счете-фактуре на лес в качестве продавца и грузоотправителя указано ООО «АП “Глория“».

Налоговики посчитали, что раз графа «грузоотправитель» в счете-фактуре заполнена неправильно, значит, как указано в пункте 2 статьи 169 НК РФ, этот счет-фактура не может служить основанием для вычета НДС. Они сняли вычет и доначислили 299 352 рубля НДС. Арбитражные суды поддержали налоговиков.Кроме транспортных документов по перевозке, экспедитор должен представить клиенту отчет, аналогичный отчету комиссионера или агента.
Арбитражные суды поддержали налоговиков.Кроме транспортных документов по перевозке, экспедитор должен представить клиенту отчет, аналогичный отчету комиссионера или агента.

В этом отчете указываются все договоры, заключенные во исполнение договора транспортной экспедиции, расходы, понесенные экспедитором по этим договорам, с приложением подтверждающих документов и величина вознаграждения экспедитора.

Причем в этом отчете отражается не только непосредственная перевозка груза, но и сопутствующие услуги, оказанные сторонними организациями.Если экспедитор — исполнитель сопутствующих услугПо тем услугам, которые экспедитор выполнил самостоятельно, составляется акт об оказании возмездных услуг. Форма такого акта нормативно не определена, поэтому стороны составляют ее в свободном стиле.

Обычно используется форма акта, принятая в деловой практике для возмездных услуг.

Важно, чтобы в этом акте был указан полный и подробный перечень услуг и их стоимость. Тогда уплаченные денежные средства с полным правом можно будет отнести на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.Если экспедитор отвечает за сохранность грузаОтправляя в дорогу свой груз, клиент хочет иметь гарантии его сохранности на все время перевозки.

В соответствии со статьей 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю.

Но если экспедитор докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он освобождается от возмещения ущерба.Если ущерб причинен действиями перевозчика, перед клиентом за сохранность груза все равно отвечает экспедитор.Размер ответственности полностью зависит от того, объявлена ли в договоре транспортной экспедиции ценность груза. Если в договоре ценность груза объявлена, то экспедитор возмещает стоимость груза в соответствии с объявленной ценой в части утраченного или поврежденного товара.Если ценность груза в договоре транспортной экспедиции не объявлена, размер ущерба определяется исходя из действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.Если поврежденный товар можно реализовать по уменьшенной цене, то размер ущерба уменьшается на стоимость возможной реализации.Клиент имеет возможность потребовать от экспедитора помимо возмещения реального ущерба возвращение уплаченного ранее вознаграждения, но такая возможность должна быть указана непосредственно в договоре транспортной экспедиции.Если груз застрахованВ страховании груза заинтересованы обе стороны договора — и клиент, и экспедитор. Поэтому, как правило, в договоре транспортной экспедиции вопросам страхования груза уделяется достаточно вниманияДоговор непосредственно со страховой компанией может заключить либо клиент, либо экспедитор.

От этого зависит, кто будет этот договор оплачивать и включать в свои расходы. Довольно часто встречаются варианты, когда одна сторона по договору транспортной экспедиции компенсирует второй стороне часть расходов по страхованию. Чтобы данные расходы можно было учесть в уменьшение прибыли, необходимо, чтобы порядок такой компенсации был подробно описан в договоре.Договор транспортной экспедиции считается смешанным, поскольку он содержит элементы различных договоров: перевозки, возмездного оказания услуг, комиссии или агентированияПоручение экспедиторуВ нем клиент определяет перечень и условия оказания экспедитором транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции.

Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Порядок и условия предоставления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения, а также возможность использования средств факсимильной или электронной связи определяются сторонами договора транспортной экспедиции.Экспедиторская распискаОна подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.Экспедиторская расписка выдается экспедитором при приеме груза и предоставляет ему право распоряжаться грузом во время перевозки.Складская распискаИспользуется в том случае, если экспедитор оказывает услуги по хранению груза клиента.

Подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. Формы экспедиторских документов и порядок их оформления должно утвердить Министерство транспорта РФ, однако этого еще не сделало.

Поэтому экспедиторы пока могут, как и раньше, использовать в своей деятельности собственные формы. Но это только при оказании услуг на территории России. При международных перевозках российские экспедиторы должны использовать стандартные экспедиторские документы, утвержденные Международной федерацией экспедиторских организаций (FIATA), в том числе поручение экспедитору, экспедиторскую и складскую расписки.

Договор транспортной экспедиции: содержание и нюансы

Договор — документ, с которого начинается транспортно-экспедиторская услуга. Оформление на бумаге отношений между сторонами в одной ситуации гарантирует, что работа будет выполнена качественно, а экспедитор получит оплату. Правовое регулирование таких соглашений осуществляется в соответствии с законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» и главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция».

Как следует из текста ГК РФ, экспедитор за счет клиента (отправитель или получатель) предоставляет или организует выполнение ряда услуг, связанных с транспортировкой какого-либо груза. Обычно текст состоит из таких пунктов:

  1. срок действия и расторжение;
  2. претензии и порядок рассмотрения споров;
  3. порядок расчетов;
  4. адреса и реквизиты клиента и экспедитора.
  5. предмет договора;
  6. права и обязанности сторон;
  7. общие положения;
  8. ответственность подписантов;
  9. условия перевозки — здесь указываются признаки груза (название и количество, наименование и местонахождение отправителя и получателя);
  10. определение используемых терминов;

Это основная часть документа, которая судами считается существенной (иногда к таким причисляют также сумму вознаграждения и условия транспортирования). Здесь указываются виды операций, которые хочет заказать клиент.

При этом дозволяется использовать ГОСТ Р 52298-2004 под названием «Услуги транспортно-экспедиторские». В частности, стороны могут договориться о перевозке определенных товарно-материальных ценностей грузовиками или другим транспортом по некоторому маршруту, выбранному одним из подписантов.

В список услуг экспедитора может входить заключение договоров перевозки, отправка и получение груза, оформление документов, прохождение таможенных процедур, проверка качества и состояния ТМЦ, уплата сборов, расходов, хранение и другие операции. Этот пункт указывается непосредственно в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг или в приложении к нему.

Вознаграждение исполнителю может выражаться в одном из вариантов:

  1. тариф экспедитора.
  2. твердая сумма;
  3. проценты от провозной платы;

В сумму оплаты также включают расходы, связанные с выполнением обязательств перед клиентом. Обычно расчеты проводятся в таком порядке.

Экспедитор выставляет счет, и заказчик, если согласен с суммой, оплачивает ее банковским переводом. Средний срок оплаты составляет 3–5 дней.

Ответственность исполняющей стороны определяется ст.

7 Закона «». Исполнитель в случае доказательств его вины обязан возместить ущерб за утрату, недостачу или порчу ТМЦ. Исключение составляют случаи, когда экспедитор доказывает, что причиной невыполнения обязательств стали обстоятельства, которые невозможно предотвратить или их устранение было нереальным.

Этот вид соглашения наиболее распространен. По его условиям, экспедирующая фирма полностью отвечает за перевозку — с момента погрузки до сдачи отправления получателю.

Клиент по такому договору вообще не участвует в процессе транспортирования. Для выполнения взятых на себя обязательств экспедитор использует собственное ТС или на договорных условиях привлекает третьих лиц, автотранспортные предприятия.

Полное обеспечение доставки предусматривает совершенную ответственность перед клиентом. Это отмечается в ст. 805 Гражданского кодекса РФ. Однако здесь бывают исключения.

Возникают ситуации, когда получатель груза заключает договор с другим предприятием, специализирующемся на транспортно-экспедиционной деятельности. Тогда ответственность действует только до момента передачи груза.

Договоренности сторон закрепляются в письменном виде — того требует п. 1 ст. 802 Гражданского кодекса, иначе он признается недействительным. Сторонам не вменяется в обязанность договор в виде единого документа. В тексте допускается пункт, по которому экспедитор может не выдавать находящийся в его распоряжении груз до тех пор, пока ему не выплатят вознаграждение или не возместят расходы, понесенные для выполнения своих обязательств перед клиентом.
В тексте допускается пункт, по которому экспедитор может не выдавать находящийся в его распоряжении груз до тех пор, пока ему не выплатят вознаграждение или не возместят расходы, понесенные для выполнения своих обязательств перед клиентом. Договор оказания экспедиционных услуг является консенсуальным.

Это означает, что он считается заключенным только с момента, когда подписанты согласовали существенные условия. Это тянет за собой в ряде случаев серьезные последствия, если спор решает в суде. К примеру, заказчик подал в суд заявление, по которому с транспортно-экспедиционной компании желает взыскать убытки, поскольку считает, что ответчик не выполнил взятых на себя обязательств.

Основанием для обращения в суд стала следующая ситуация. Так, компания фактически взяла на себя обязательства по перевозке грузов по территории страны. Заявитель, он же — истец, вовремя подал заявку на экспедирование, а компания приняла ее, но потом отказалась и снесла соответствующую пометку на заявке.

В результате клиент самостоятельно перевез грузы. Арбитражный суд увидел в действиях ответчика нарушения условий договора. В результате экспедитор возместил убытки, которые понес его клиент.

Эксперты рекомендуют не экономить на объявлении ценности, что позволит избежать многих неприятностей, если экспедитор или привлеченные к выполнению обязательств третьи лица по каким-то причинам не смогут обеспечить сохранность груза. Требовать возмещения клиент вправе и без этого шага, но тогда предъявлять претензии будет сложнее. Заявлять о недостаче рекомендуется сразу во время приемки груза.

Если это не сделано, то в соответствии с законодательством считается, что груз получен неповрежденным, и доказать в суде обратное весьма сложно.

Юристы советуют в условиях договора с максимальной точностью прописывать название груза. Например, если это швейные машинки, то так и нужно указывать, а не обходиться общим понятием «оборудование».

Иначе потом сложно доказывать, что именно экспедировалось. Если в тексте не указывается, что экспедитор должен выполнять все пункты лично, то он вправе привлекать к работам третьих лиц. Срок действия договора диктуется планами и нуждами клиента.

Сотрудничество может быть долгосрочным или ограничиваться разовой перевозкой. Принимая ТМЦ, экспедитор в обязательном порядке выдает клиенту экспедиторские документы, оригиналы договоров, заключенные по доверенности от имени заказчика. В свою очередь контрагент предоставляет документы и информацию о свойствах подлежащего транспортировке груза, условиях, которые необходимо обеспечить, другие важные для выполнения обязательств сведения.

Если это требование не выполнено, то клиент отвечает за убытки, которые вследствие этого понес исполнитель договора. Список экспедиторских документов, порядок предоставления услуги и требования к ее качеству содержатся в (пункт 5), далее — Правила ТЭД. По общим требованиям, о заключении договора свидетельствует наличие таких документов:

  1. экспедиторской расписки — оформляется при приеме груза и подтверждающим его получение от клиента или указанного ним грузоотправителя. Она дает право на владение ТМЦ до момента, пока их не передадут клиенту или указанному этой стороной получателю. Вместо экспедиторской расписки, в зависимости от характера предоставляемой услуги, могут применяться другие документы, о чем указывается в тексте договора;
  2. поручения — в нем перечисляются услуги, заказанные клиентом, и условия их предоставления. Экспедитор рассматривает поручение, затем отправляет его — согласованным или отклоненным — контрагенту. К выполнению приступают только при положительном ответе. Клиент может в любой момент отозвать поручение. Но потом он компенсирует экспедитору расходы по исполненной части обязательств, как того требуют Правила ТЭД (п. 9, 10);
  3. складской расписки — выдается в подтверждение того, что склад получил на хранение ТМЦ. По ней грузу гарантируют соответствующие условия, безопасность. Складская расписка может выполнять функцию банковского документа, если владелец желает использовать имущество как залог по кредиту. Она также предоставляет право поклажедателю забирать товар частями.

Соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг может заключаться не только в виде договора свободной формы, но и в форме составления этих документов.

Вышеприведенный перечень неполный, на практике еще используются:

  1. экспедиторское свидетельство;
  2. интермодальное весовое свидетельство отправителя и другие.
  3. коносамент;
  4. поручение на отправку экспортных грузов;
  5. декларация о перевозке опасных веществ;
  6. заявка клиента;

Схема, когда стороны заключают соглашение без договора, используется довольно часто, но это влечет за собой определенные риски. Стороны в этом случае используют такой алгоритм.

Компания получает по факсу или электронной почте письменно оформленную заявку. Как подтверждение выполнения заказа издается транспортная накладная.

В связи с этим при возникновении спора сторон может ожидать сюрприз при обращении в суд. Так, согласно пункту 7 Правил ТЭД, отсутствие экспедиторских документов, о которых говорилось выше, может расцениваться как незаключенность договора.

При таком оформлении важно правильно составлять заявку, которая действительно может быть достаточным подтверждением того, что договор все-таки заключали.

В ней непременно оговаривают все существенные условия соглашения. Корректное оформление договора экспедиционных услуг, является обязательным. Это защищает стороны от потери груза и других неприятностей, которыми чреваты отношения с неблагонадежным контрагентом.

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.

Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении. Правовые основы Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем. К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) . Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п.

2 ст. 802 ГК РФ). Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст.

804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ). В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные.

Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ). Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ). Документальное оформление Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

  1. поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  2. складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
  3. экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п.

5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг.

Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены.

Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  2. личные подписи и их расшифровки.
  3. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
  4. наименование и дату составления документа;
  5. содержание хозяйственной операции;
  6. наименование организации, от имени которой составлен документ;

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты. Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п.

Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку. В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

  1. акт выполненных работ;
  2. третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
  3. отрывной талон путевого листа автомобиля;
  4. договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
  5. счет-фактура экспедитора.

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства. Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

  1. копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
  2. копии железнодорожных квитанций разных сборов.
  3. копия железнодорожной накладной;
  4. копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;

Бухгалтерский учет перевозок Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99. Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст.

167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.

На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99. На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи: Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету); Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы» – отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету); Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»* – начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре; ________________ * В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется. Дебет 002 – принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка); Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51 – оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету); Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком» – стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная); Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка» – отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора); Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»** – начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура); ____________________ * В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции.

Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д. ** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20 – списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет); Кредит 002 – товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная); Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения; Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»** – принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).

Налогообложение перевозок Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом. 1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.

налог на прибыль При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам.

Такой порядок предусмотрен п.

9 ст. 270 НК РФ. На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом. Также в соответствии с подп. 9 п.

1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.

Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.

Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется. В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.

Налог на добавленную стоимость Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ). Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ. У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст.

156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.

Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов.

Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж. От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.

Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.

Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС. Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.

2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется. Налог на прибыль В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется. Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги. Налог на добавленную стоимость При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств. При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.