Золотое правило нравственности примеры



Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку.

Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше.
Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.

Итак, возможность нравственного выбора — это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца — есть крайнее невежество.

К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много.

Основная из них — безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость.

Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения. Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи?

Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях.

Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей.
Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:

  1. В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
  2. В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
  3. В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
  4. В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».
  5. В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.

Примечательно, что золотое правило нравственности присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам.

Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи — «Что посеешь — то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе.

Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.

В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу.

Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу — сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом.

Таким образом, приносить людям удовольствия — значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию.

Примеров просто не существует. Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию.

Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно.

Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности.

Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире. Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни.

К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие — то есть целостность мудрости, её гармоничность.

И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно.

Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха — этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель.

Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель — то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности.

Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.

Contents Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо.

Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые.

Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным.

Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции.

И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать.

Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок.

И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка?

Вопрос риторический. Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни.

И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить. Каковы же основы объективной нравственности?

Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали?

Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять.

Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая.

Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

  1. Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  2. Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  3. Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  4. Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  5. Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных.

В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы.

Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве.

В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий. Этикетвключайся в дискуссиюПоделись с друзьямиСодержаниеНравственность – это приобретенное качество личности, следование определенным правилам, с которыми согласуется принятие решения по тому или иному действию в отношении окружающих.

Она почти всегда опирается на религиозную мораль, местные обычаи, философские воззрения или на семейные традиции. Многими она представляется синонимом моральности или этичности. Таким образом, то, что будет нравственным для одних, для других может считаться недопустимым.

Структура нравственности зависит от социальной направляющей.Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека.

Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:

  1. Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.
  2. Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.

Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям.

С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным.

Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным.

Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой. В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент.

Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон.

Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ. Оно является одним из необходимых условий здорового общества.Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение.

Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений.

Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел.

Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:

  1. Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
  2. Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.

Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»

  1. Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
  2. Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
  3. Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.
  4. Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами.

    Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди.

    Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.

Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей.

Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов.

В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия.

Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.Главная > Саморазвитие > В чем состоит золотое правило нравственности?Нравственность — это качество личности, основанное на определенных догмах поведения внутри общества и с самим собой.Нравственные ценности — значимые для личности материальные и нематериальные блага, наделенные субъективным смыслом. Ежедневно каждый из нас сталкивается с ситуациями выбора, основанным на внутренних ориентирах и правилах.Вообще в мире много различных ценностей, часть из которых можно назвать объективными. Человеку следует определиться, какие правила следует принять, а какие отвергнуть.

Но важно понимать, что этот выбор будет субъективным.

Иерархия ценностей основана на личных потребностях, своем опыте, мотивированности и восприятии мира в целом.

Благодаря внутренним ценностям люди сходятся или расходятся. Ценности же определяют характер поведения, который возникает между людьми.Моральные устои помогают отличить, что хорошо, а что плохо.

Где добро, а где зло.Нравственные ценности человека состоят из:

  1. добродетели и порока;
  2. удовольствия и пользы;
  3. честности и справедливости;
  4. стыда и вины;
  5. добра и зла;
  6. страдания и сострадания;
  7. свободы и ответственности;
  8. долга и совести;
  9. наслаждения;
  10. дружбы и любви.
  11. милосердия;
  12. смысла жизни;
  13. счастья;

Общество обычно проявляет уважение к соблюдению прав и свободы. Но полный список общественных ценностей состоит из большего числа компонентов. Не всем людям свойственно воспринимать общественные ценности за личные.

Многое зависит от окружения человека и той среды, в которой проходили его детские годы, взросление.Моральные устои направляют деятельность каждого отдельно взятого человека на совершение определенных поступков. Они же оказывают влияние на отношение к окружающим и самому себе, помогают сделать правильный выбор жизненного пути.

Ценности становятся компасом при движении по дороге жизни.

Когда они нарушены, человек начинает испытывать трудности. Появляется депрессия и неопределенность.

В таком состоянии многие теряют смысл жизни и подвергают сомнению любые возможности.Система качеств каждого индивида состоит из сочетания моральных и нравственных правил.Нравственные устои состоят из:

  1. духовности (сочетание нравственного и религиозного начала).
  2. бескорыстного начала (искренний мотив к совершению действий без личной выгоды);
  3. любви к ближним;
  4. уважения к обществу;
  5. преданности (верности);

Моральные устои состоят из:

  1. совести;
  2. ответственности;
  3. чувства долга;
  4. стремления к справедливости;
  5. достоинства.
  6. чести;

Но не все качества положительные. Есть среди них и негативные, например: ненависть, зависть, ложь и т. п.Когда нравственный уровень общества низкий, то постепенно негативные поступки становятся нормой поведения.

Особенно это опасно для нового поколения, которое «впитывает» в себя поведение окружающих.Понятия подменяются стремительно.

Это заметно на разнице поколений отцов и детей.Положительные нравственные качества становятся догмой на уровне крупных сообществ.

Соблюдение этих правил дает гарантию человеку, что это сообщество его сочтет нравственным и воспитанным.Чаще всего высоко ценятся следующие качества:Легендарный курс по медитации без оплатыРекомендуем!

Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать.

Попробуйте сами. Подробнее.

  1. открытость;
  2. верность;
  3. искренность;
  4. трудолюбие;
  5. тактичность;
  6. гуманность;
  7. чистоплотность.
  8. дисциплинированность;
  9. усердие;
  10. коллективизм;
  11. ответственность;

Высокими нравственными качествами называют те, которые в определенном обществе находятся в положительном диапазоне в иерархии ценностей.Некоторых людей считают высоконравственными за их искренность и глубину чувствования, а вовсе не за следование общественным устоям. Также почитаются обладатели патриотического духа, целомудрия, абсолютного гуманизма.На это правило опираются многие религиозные течения. Так называют призыв к соблюдению моральных ценностей.

Всем известно это правило:

«Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе»

(Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).Практическая мудрость в изречении давно уже стала аспектом для бесконечных размышлений на тему этических норм.В разных культурах золотое правило имеет свои определения. Многие ученые и философы бились над классификацией его форм, учитывая этические и социальные признаки.Так, согласно мнению Христиана Томазия, у золотого правила существует три формы, в основе которых право (лат.

justum), приличие (decorum) и уважение (honestum):

  1. по принципу уважения нужно делать так, как ждешь от других.
  2. по принципу приличия следует поступать с другими так, как хотелось бы по отношению к себе;
  3. по принципу права не стоит делать другим то, чего не желаешь себе;

У данного правила есть два аспекта:

  1. отрицание – «не делай»;
  2. признание – «делай».

По мнению русского философа Соловьева В.С., отрицание в золотом правиле действует по закону справедливости, а признание – по закону милосердия.Профессором Г. Райнером из Западной Германии были сформированы свои условия золотого правила:

  1. правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
  2. правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  3. правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

В каких культурах оно отразилось?Золотое правило стало основополагающим в течениях буддизма, иудаизма, индуизма, христианства, ислама и конфуцианства. Подобное определение записано в «Махабхарате» (книге с изречениями Будды).Конфуций в ответ на вопрос своего ученика как-то тоже ответил, что слово, которому стоит придерживаться в течение всей жизни – «взаимность».

Не стоит делать ближнему то, чего не хотел бы для себя.Древнегреческие философы также придерживались данного принципа, что отражено в их произведениях:

  1. учениях Сократа;
  2. трудах Аристотеля и других.
  3. «Истории» Геродота;
  4. «Одиссее» Гомера;

Библия упоминает это правило дважды: в беседах между апостолами Иисуса и в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие).В «Сунне» записаны слова Мухаммеда: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе». —> Сила мысли творит чудесаСила воли: правая рука твоего успехаИнтуиция — что это такое и как ее развить?Приступы гнева: как взять контроль над эмоциейЭгоизм и его недостатки: так ли плохо быть эгоистомФилософия гедонизма: как жить в свое удовольствиеМомент истины: эффективные способы изменить свою жизньКак перестать прокрастинироватьПоделиться:падежед.

ч.мн. ч.муж. р.ср. р.жен. р.Им.нра́вственныйнра́вственноенра́вственнаянра́вственныеРд.нра́вственногонра́вственногонра́вственнойнра́вственныхДт.нра́вственномунра́вственномунра́вственнойнра́вственнымВн. одуш.нра́вственногонра́вственноенра́вственнуюнра́вственныхнеод.нра́вственныйнра́вственныеТв.нра́вственнымнра́вственнымнра́вственной нра́вственноюнра́вственнымиПр.нра́вственномнра́вственномнра́вственнойнра́вственныхКратк.

форманра́вственнонра́вственнанра́вственнынра́в—ствен—ныйПрилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a[(1)]. Корень: -нрав-; суффиксы: -ств-енн; окончание: -ый[Тихонов, 1996]. Список переводов Для улучшения этой статьи желательно:

  1. Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  2. Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
  3. Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  4. Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  5. Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»

ТолкованиеПереводнравственныйнра́вственныйМорфология: нра́вственен и нра́вствен, нра́вственна, нра́вственно, нра́вственны; нра́вственнее;нар.нра́вственно1.

Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости и т. д. Нравственное воспитание. | Нравственные принципы, законы.

| Это был человек без каких-либо нравственных устоев. | Он получил хороший нравственный урок.2. Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо.

Общество в целом должно быть нравственным.3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными, если они соответствуют высоким нормам морали.

Вы совершили нравственный поступок.

| Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. | Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев.2003.Используемые источники:

  1. https://ru.m.wiktionary.org/wiki/нравственный
  2. https://miryogi.com/samorazvitie/zolotoe-pravilo-nravstvennosti.html
  3. https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/nravstvennost-osnova-garmonichnoy-zhizni/
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2899/нравственный
  5. https://vplate.ru/etiket/nravstvennoe-povedenie/

Категория Теги

Что такое и чему учит людей золотое правило морали

Обновлено 22 января 2021 Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Золотое правило морали пронизывает все сферы общественной жизни: личные отношения и семью, карьеру, политику, право. В разных интерпретациях утверждение встречается в исторических источниках стран Европы, Ближнего Востока, Азии и других регионов мира.

Дети впервые узнают о золотом правиле уже в 3-4 года от своих родителей или воспитателей. В настоящей статье вы глубже познакомитесь со значением этого основополагающего принципа жизни.Золотое правило морали (, ) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.Оно пришло на смену принципу Талиона, который буквально звучал так: «Око за око, зуб за зуб».В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:

  • Коллективной ответственности. За ошибку одного человека отвечало всё племя или родственники.
  • Праве силы. Члены общества открыто и с помощью насильственных методов боролись за перераспределение ресурсов в пользу «своих».
  • Чётком разделении общества на «своих» и «чужих». Последние рассматривались, как потенциальная угроза.

Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга.

Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:

  • «Махабхарата», учения Будды – Древняя Индия, 5 век до н.э.
  • «Поучения писца Ахикара» – Древняя Месопотамия, 7 век до н.э.;
  • сочинения Конфуция «Лунь Юй» – Древний Китай, 6 век до н.э.;

Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.При этом сама формулировка «золотое правило» окончательно закрепилась в европейской литературе только в 18 веке.

До этого использовались термины «заповедь», «изречение», «».В положительной формулировке золотое правило морали гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».Также у принципа есть отрицательная версия:«Не делай другим то, чего не желаешь себе».На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим.

Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и .Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку.

Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.Так что такое золотое правило морали?

Оно раскрывается в следующих положениях:

  • Стратегическое планирование. Установление дружелюбных и доверительных отношений с человеком полезнее, чем получение сиюминутной выгоды (например, с помощью обмана).
  • Сначала мысли, потом – действия. Перед тем, как совершить какой-либо поступок, надо подумать о последствиях. Это позволит избежать роковых ошибок.
  • Умение поставить себя на место другого человека. Понять, чего он хочет и ждёт. На этом принципе построены все разделы психологии: начиная со сферы семейных отношений, заканчивая маркетингом и продажами.

Соблюдение золотого правила важно не только для каждого отдельного индивида, но и общества в целом.

И добро, и зло «заразительны».

Как правило, люди совершают те действия, которые считают нормой в своём окружении.Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:Сферы жизниПословицыЛичные отношенияТёплое слово и в мороз согреваетЛичные отношения, работа, бизнесНе плюй в колодец — пригодится воды напитьсяРабота, бизнес, политикаУ хорошего садовода хороший садНаиболее известными критиками золотого правила морали считаются два немецких философа: Г.В.Лейбниц и И.Кант.

Первый говорил о том, что желания могут быть безграничными. Допустим, человеку хочется обладать несметными богатствами: квартирой, машиной, драгоценностями. Но значит ли это, что он должен помогать окружающим обогащаться?И.Кант предупреждал, что золотое правило нравственности не содержит в себе оснований долга.

Так, любой преступник может оправдывать себя в связи с тем, что не желает быть осуждённым.Однако многие современные учёные считают такую критику неполной. При учёте принципа нравственности человек не просто руководствуется своими эгоистическими желаниями. Он думает и о том, чего хотел бы любой индивид, окажись на его месте.Вернемся к случаю с богатством.

При более глубоком рассуждении окажется, что люди хотят улучшить своё материальное положение, но не хотят обогащать кого-то. А в случае с преступником общество желает справедливого наказания виновного и обеспечения собственной безопасности.То есть, подсудимый не может увиливать от ответственности лишь на основании того, что не хочет сесть в тюрьму.Итак, золотое правило морали – это стандарт цивилизованных отношений между людьми.

Он имеет этическое, духовное (религиозное) и даже прагматическое обоснование. А тот факт, что принцип сформировался в разных географических регионах практически без взаимодействия , подтверждает его универсальность.

Это простое и одновременно глубокое утверждение, которое трудно дополнить.Автор статьи: Белоусова НатальяУдачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru /

О чем «золотое правило нравственности» гласит? Значение и смысл «золотого правила нравственности»

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным.

«Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации.

Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины.

Рассматриваемое правило нравственности гласит:

«Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе»

(Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению).

Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов.

В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило:

«Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»

.В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой».

Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место.

Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность».

Не делай другим того, чего не желаешь себе».В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал приличия и уважения.Они имеют следующий вид.

  • Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  • Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.
  • Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х.

Томазий).

  1. Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».
  2. Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  3. Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  • «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  • «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  • «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.
  • «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  • «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  • «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  • «Как аукнется, так и откликнется».

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе».

«Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя».

Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.Немецкий философ довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона.

По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.Но все же (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона.

Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка.

Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века.

Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов.

Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено.

Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают.

Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

4 декабря, 2014 Статья закончилась.